Главная / Статьи / Писания / В ПОИСКАХ ГЛУБИНЫ
В ПОИСКАХ ГЛУБИНЫ
В ПОИСКАХ ГЛУБИНЫ
24.09.2011
538
Христиане иногда заводят речь о так называемых «глубоких вопросах». При этом имеется в виду что-то тайное, мистическое, широкому кругу пока неизвестное. Глубокими истинами называют подробности и мелкие детали каких-то вопросов вероучения, любопытные мысли, интересные фразы и выражения, свежие впечатляющие толкования Слова Божьего и многое другое. Все это так привлекает! Желание узнать что-то новое, недоступное сильно обостряет слух, настраивая его на все интригующее.

Случается, в церкви даже обижаются, если о чем-то новом и захватывающем проповедники не говорят подолгу. Чересчур простыми кажутся истины, провозглашаемые с кафедры. Что ж, ум наш и вправду требует разнообразной пищи, позволяющей удовлетворить нашу любознательность. Знания — это хорошо, так почему же не приветствовать стремление к ним? Однако прежде чем одобрить или не одобрить такое рвение обратимся к Первому посланию к Коринфянам 2:6-16. 

В этих одиннадцати стихах очень много говорится о мудрости. Павел объясняет, кому эту мудрость проповедует он и служители Божьи, растолковывает, что это за мудрость, как ее можно постичь человеческим умом, и некоторые другие подробности, относящиеся к мудрости. Слова апостола, обращенные к коринфянам, помогут и нам извлечь несколько практических правил, которые будут полезны в отношении к «глубоким знаниям и вопросам». Эти правила можно сформулировать в вопросительной форме. Задать себе такие вопросы будет полезно, как только в очередной раз возникнет желание приобщиться к новизне. 

Первый вопрос может звучать так: «Достаточно ли я созрел для новых истин?» В необходимости его нас убеждают слова апостола Павла: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными...» (1 Кор. 2:6). То, что у нас принято называть мудростью, не всегда, оказывается, мужи Божьи проповедовали всем одинаково. Павел и те, кого он объединяет словом «мы», делали это избирательно. Только зрелых христиан считали необходимым посвящать во что-то очень глубокое. Те, кто для этого не созрел, вряд ли смогли бы понять мудрость правильно.

Иисус сказал однажды Своим ученикам: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12). Если рассматривать эти слова в контексте Евангелия, то можно увидеть, какие интересные и ценные наставления дает Господь. Он много учит. С учетом шестнадцатой и предыдущих глав пищи духовной предоставлено много. Ему есть еще что сказать, но Иисус умолкает. Дальше учить бессмысленно, потому что ученики не способны вместить то, что уже получили. Они не выросли, не созрели для следующего постижения. Вот почему нам следует себя спрашивать: созрел ли я для тех или иных истин, чтобы рассуждать о них, или ломать голову над ними мне пока рано? 

Конечно, чтобы понять, готов ты или нет «вмещать» что-либо, нужно сначала попробовать. И если почувствуешь, что «пока тебе рано», то и стремление постигать может уйти. Многие вещи мы познаем именно таким образом. И часто мы не можем успокоиться, пока окончательно не убедимся, действительно данная пища для нас слишком твердая. Такие эксперименты нужны. Но иногда они занимают слишком много времени. Правильнее даже сказать, что они много времени отнимают. Существует много такого, познанием чего в первую очередь следует заняться, но мы стремимся именно к тому, что можно отложить на долгое время без всякого ущерба. Зачастую христиане не спешат учиться, но и такая крайность, когда учиться хотят слишком многому, тоже нуждается в увещевании. Увещевание же сводится к простому вопросу: «Достаточно ли я созрел для тех или иных истин, или пока мне следует повременить с ними?»

Теперь второй вопрос. Его сформулируем так: «Являются ли те вопросы, которых моя душа так жаждет, действительно Божьими?» Многое из того, о чем верующие рассуждают, не имеет вообще никакой пользы. Мало того, оно порой не имеет ни малейшего отношения к Богу или вообще к каким-нибудь Божьим истинам. Даже придавая какой-то теме вполне христианскую окраску, верующие обсуждают тем не менее что-то далекое от Христа и Его учения. Обратим внимание на то, что говорит Слово Божье по этому поводу: «Но проповедуем премудрость Божию...» (1 Кор. 2:7). Апостол не тратил времени на что-то человеческое. Человеческая мудрость может оказаться не только пустой или малополезной, но даже и вредной. Да, пища для ума иногда наносит вред. В Послании к Колоссянам об этом говорится так: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Философия, как мы видим, может увести от Христа, а большего убытка для христианина сложно представить.

Не любая, конечно, философия является вредной. Тут следует научиться различать, что полезно и приближает к зрелости, а что только засоряет голову. Здесь пригодится универсальный христианский метод познания — молитва. Этот совет может показаться банальным, но напоминание о молитве никогда не может повредить. Наоборот, кого-то, кто давно собирается молиться о чем-то неотступно, но так и не может собраться, «лишний» призыв может наконец подтолкнуть к действию. При этом нам не просто следует задавать вопрос относительно той или иной пищи для ума, нам нужно молиться, вопрошая Бога о той конкретной пище, которая нам необходима. И тогда Господь покажет нам, что она, эта пища, собой представляет.

Иначе христиан ожидает то же, что случилось с иными их предшественниками. Для примера можно вспомнить, как целые деноминации на Западе стали либеральными. Есть в истории христианства случаи, когда, поглощая совсем не от Духа Святого исходящие знания, верующие во Христа становились авторами лжеучений. Апостол Павел писал Тимофею: «И будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3-4). Неужели нам хочется оказаться в числе тех, о ком здесь говорится?

Теперь последний вопрос: «Помню ли я, что только Бог может открыть ту мудрость, которая исходит от Него?» Апостол Павел подчеркивает, что мудрость, которую сами не могли понять люди, открыта была им Духом Святым. Речь здесь, конечно, идет о той мудрости, которой Бог спасает людей: Господь предназначил Своего Сына в качестве жертвы за грехи человеческие. И только благодаря Святому Духу человек может открыть для себя эту истину о спасении. Но на этом примере можно сделать общий вывод: только Бог делает наш разум способным понимать истины, которые Он дает нам через Свои откровения. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1 Кор. 2:14). Душевный — это тот, кто не живет с Господом в тесной связи, а такой человек и не получает от Него ничего, что помогло бы ему понять Слово Божье. О таких свидетельствует апостол Петр, говоря: «...невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:16).

В откровениях Божьих есть так много премудрости, что, пытаясь уразуметь ее своим человеческим умом, мы непременно превратим эту премудрость во что-то далекое от истины. Если Господь Сам не откроет, нам правильно никогда ничего не понять. Царь Давид молился Богу: «Я — раб Твой; вразуми меня, и познаю откровения Твои» (Пс. 118:125). Давайте делать то же! И тогда, получая от Бога просимое, мы сможем сказать о себе так, как написано об этом в стихе16 указанного отрывка: «А мы имеем ум Христов».