ЗА ЧТО ТАК УПОРНА БОЛЕЗНЬ МОЯ?
24.09.2011
1162
Всякий регулярно посещающий церковь может представить себе, насколько важен вопрос здоровья, ведь 90—95% молитвенных просьб составляют просьбы о здоровье: своем, родных и близких. Не раз слышал в Центральной московской церкви, как просят помолиться и о здоровье находящихся на смертном одре, и о младенцах, которым предстоит операция. Просят о здоровье телесном и о здоровье психическом. Просят молитвенной помощи для вразумления ставших на путь пьянства (это ведь тоже отчасти медицинская проблема), а последнее время все чаще — о попавших в сеть наркотической зависимости.
От болезней не избавлены и служители Господа. Апостол Павел, видимо, страдал какой-то хронической болезнью, но считал, что она дана ему не случайно: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Он молил Бога об избавлении от недуга, но Господь сказал ему: «...довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9). Болезнь, по всему судя, была из таких, какие обычно побуждают окружающих держаться подальше от такого больного, но с Павлом этого не произошло: «...хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (Гал. 4:13-14).
И нам, бывает, болезни даются во испытание, иногда даже для того, чтобы уберечь нас от греха. Эту интересную, хотя и не бесспорную идею высказал наш великий писатель и одновременно религиозный мыслитель Н. В. Гоголь. Он заметил однажды, что болеющий человек не грешит или грешит очень мало: ему просто не до того, он слишком поглощен своим недугом, который и спасает его от греха. И все же однозначного ответа нет: кому-то болезнь дается в испытание, кому-то, возможно, за конкретный грех, а кому-то и для вразумления.
Как бы то ни было, о важности темы болезней свидетельствует Библия. Главное — Спаситель во времена Его земного служения предстал перед людьми как великий исцелитель, что было для них доказательством Его божественности: «И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6:19). Мы, евангельские христиане-баптисты, на каждом хлебопреломлении поем один из самых проникновенных наших гимнов, в котором тоже говорится об этом великом проявлении человеколюбия нашего Господа:
И несомненно Господь слышит эти молитвы, откликается на них и помогает страждущим. Однако не всем, не всегда и не обязательно сразу. Хотя есть христиане, которые уверяют, что уже через них-то Господь поможет каждому обратившемуся к ним, причем тут же, во время богослужения.
Медики, часто народ неверующий, все же не отрицают, что вера благотворно сказывается на здоровье и продлевает жизнь — у верующих она на треть длиннее, чем у неверующих, об этом свидетельствуют результаты вполне надежного обследования, проведенного американским журналом «Психология здоровья», издаваемым Американской ассоциацией психологов. Проводились даже обследования молящихся больных, больных, за которых молились другие, — и находили вроде бы объективные показатели улучшения. Уменьшалось давление, падал учащенный пульс, нормализовывались «биотоки» и «биоритмы» (что бы это ни означало), причем православные медики уверяли, что во время католических молитв такого не происходит, из чего делались соответствующие выводы. Однако вера не нуждается ни в каких объективных показателях, доказательство ее истинности не в этом. Есть очень больные люди, которые остаются «героями веры», но есть они и среди здоровых. Заметим также, что и среди медиков есть скептики, которые отказываются видеть связь между верой и здоровьем, хотя они, кажется, в явном меньшинстве.
Как это ни печально, но многие обращаются к религии не ради обретения истины и жизни вечной, а исключительно «для здоровья» и избавления от недуга. Еще в начале ХХ века, когда в России вроде бы были все возможности для беспрепятственного распространения православия, пособия для священников специально указывали, что многие крестят детей и сами крестятся «для здоровья», и запрещали проводить такие крещения. Сейчас куда больше людей идут в ту или иную веру по тем же соображениям.
И бывает, что вполне уважаемые религии расписывают, как у них хорошо в этом смысле, что они всегда могут «отмолить больного». Что молитва даже за неверующего иногда приносит ему облегчение — это тоже надежно удостоверенный факт (известны случаи, когда у постели больного просто повторяли: «Иисус! Иисус!» — и это помогало). И все-таки вера — это не совокупность психотерапевтических приемов, как уверяют многие атеисты. Верующие действительно болеют реже, но все же вера — не пособие по укреплению здоровья, не «общеукрепляющий курс оздоровления». Она соединяет человека с Абсолютом, с Высшим Началом — и в этом ее живительная сила, а не в «приемах», «психотехнике»...
Эта связь возвышает человека, дает ему надежду и смысл жизни, что не может не сказаться благотворно. Подлинная вера несовместима с унынием, возможно, поэтому верующие меньше страдают от депрессий, этого подлинного бича нашего времени. Сказано: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4) — но много ли радующихся? В Америке от депрессии страдают 20 млн человек, сколько в России — неведомо, но опыт каждого из нас свидетельствует: немало. Депрессия сама по себе едва ли является свидетельством слабой веры, ей бывают подвержены и добрые христиане. Мало решить «я не буду впадать в уныние» — вполне возможно, ничего из этого не получится. Наша неустроенная жизнь дает слишком много поводов для скорби и слишком мало — для радостей, и все-таки ее надо принимать как благо и радуясь, как сказал апостол. С возрастом все труднее следовать этому повелению, а надо.
Нам тоже не стоит пребывать в беспечности, мы не застрахованы от козней лукавого, который умело пользуется человеческими слабостями. И, кажется, слабее всего человек в том, что касается его собственного здоровья. Всем хочется быть «как из дерева» (отсюда, между прочим, слово «здоровье»), но не всем дано. Но и у тех, кому не дано, не отнимается любовь Господа, ибо она имеет много проявлений. И только в вечности «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). А пока «прежнее» не прошло, пока мы живем в нем и сохраняем свою греховную природу, будут нас посещать и болезни.
Из чего, конечно, никак не следует, что не нужно заботиться о своем здоровье.
От болезней не избавлены и служители Господа. Апостол Павел, видимо, страдал какой-то хронической болезнью, но считал, что она дана ему не случайно: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Он молил Бога об избавлении от недуга, но Господь сказал ему: «...довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9). Болезнь, по всему судя, была из таких, какие обычно побуждают окружающих держаться подальше от такого больного, но с Павлом этого не произошло: «...хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (Гал. 4:13-14).
И нам, бывает, болезни даются во испытание, иногда даже для того, чтобы уберечь нас от греха. Эту интересную, хотя и не бесспорную идею высказал наш великий писатель и одновременно религиозный мыслитель Н. В. Гоголь. Он заметил однажды, что болеющий человек не грешит или грешит очень мало: ему просто не до того, он слишком поглощен своим недугом, который и спасает его от греха. И все же однозначного ответа нет: кому-то болезнь дается в испытание, кому-то, возможно, за конкретный грех, а кому-то и для вразумления.
Как бы то ни было, о важности темы болезней свидетельствует Библия. Главное — Спаситель во времена Его земного служения предстал перед людьми как великий исцелитель, что было для них доказательством Его божественности: «И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6:19). Мы, евангельские христиане-баптисты, на каждом хлебопреломлении поем один из самых проникновенных наших гимнов, в котором тоже говорится об этом великом проявлении человеколюбия нашего Господа:
Взойдем на Голгофу, мой брат!Дар исцеления Иисус передал апостолам, послав их «проповедывать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9:2). Нам заповедано молиться «друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16) — как раз это мы и делаем на каждом богослужении, не говоря уже об индивидуальных молитвах о здоровье.
Там посланный Богом Мессия распят.
О правде святой проповедовал Он,
Больных исцелял, а теперь Он казнен,
Падем перед Ним!
И несомненно Господь слышит эти молитвы, откликается на них и помогает страждущим. Однако не всем, не всегда и не обязательно сразу. Хотя есть христиане, которые уверяют, что уже через них-то Господь поможет каждому обратившемуся к ним, причем тут же, во время богослужения.
Медики, часто народ неверующий, все же не отрицают, что вера благотворно сказывается на здоровье и продлевает жизнь — у верующих она на треть длиннее, чем у неверующих, об этом свидетельствуют результаты вполне надежного обследования, проведенного американским журналом «Психология здоровья», издаваемым Американской ассоциацией психологов. Проводились даже обследования молящихся больных, больных, за которых молились другие, — и находили вроде бы объективные показатели улучшения. Уменьшалось давление, падал учащенный пульс, нормализовывались «биотоки» и «биоритмы» (что бы это ни означало), причем православные медики уверяли, что во время католических молитв такого не происходит, из чего делались соответствующие выводы. Однако вера не нуждается ни в каких объективных показателях, доказательство ее истинности не в этом. Есть очень больные люди, которые остаются «героями веры», но есть они и среди здоровых. Заметим также, что и среди медиков есть скептики, которые отказываются видеть связь между верой и здоровьем, хотя они, кажется, в явном меньшинстве.
Как это ни печально, но многие обращаются к религии не ради обретения истины и жизни вечной, а исключительно «для здоровья» и избавления от недуга. Еще в начале ХХ века, когда в России вроде бы были все возможности для беспрепятственного распространения православия, пособия для священников специально указывали, что многие крестят детей и сами крестятся «для здоровья», и запрещали проводить такие крещения. Сейчас куда больше людей идут в ту или иную веру по тем же соображениям.
И бывает, что вполне уважаемые религии расписывают, как у них хорошо в этом смысле, что они всегда могут «отмолить больного». Что молитва даже за неверующего иногда приносит ему облегчение — это тоже надежно удостоверенный факт (известны случаи, когда у постели больного просто повторяли: «Иисус! Иисус!» — и это помогало). И все-таки вера — это не совокупность психотерапевтических приемов, как уверяют многие атеисты. Верующие действительно болеют реже, но все же вера — не пособие по укреплению здоровья, не «общеукрепляющий курс оздоровления». Она соединяет человека с Абсолютом, с Высшим Началом — и в этом ее живительная сила, а не в «приемах», «психотехнике»...
Эта связь возвышает человека, дает ему надежду и смысл жизни, что не может не сказаться благотворно. Подлинная вера несовместима с унынием, возможно, поэтому верующие меньше страдают от депрессий, этого подлинного бича нашего времени. Сказано: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4) — но много ли радующихся? В Америке от депрессии страдают 20 млн человек, сколько в России — неведомо, но опыт каждого из нас свидетельствует: немало. Депрессия сама по себе едва ли является свидетельством слабой веры, ей бывают подвержены и добрые христиане. Мало решить «я не буду впадать в уныние» — вполне возможно, ничего из этого не получится. Наша неустроенная жизнь дает слишком много поводов для скорби и слишком мало — для радостей, и все-таки ее надо принимать как благо и радуясь, как сказал апостол. С возрастом все труднее следовать этому повелению, а надо.
Нам тоже не стоит пребывать в беспечности, мы не застрахованы от козней лукавого, который умело пользуется человеческими слабостями. И, кажется, слабее всего человек в том, что касается его собственного здоровья. Всем хочется быть «как из дерева» (отсюда, между прочим, слово «здоровье»), но не всем дано. Но и у тех, кому не дано, не отнимается любовь Господа, ибо она имеет много проявлений. И только в вечности «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). А пока «прежнее» не прошло, пока мы живем в нем и сохраняем свою греховную природу, будут нас посещать и болезни.
Из чего, конечно, никак не следует, что не нужно заботиться о своем здоровье.
Печатается в сокращении,
полная версия на сайте:
www.baptist.org.ru