Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЗА ЧТО ТАК УПОРНА БОЛЕЗНЬ МОЯ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Писания / ЗА ЧТО ТАК УПОРНА БОЛЕЗНЬ МОЯ?
ЗА ЧТО ТАК УПОРНА БОЛЕЗНЬ МОЯ?
ЗА ЧТО ТАК УПОРНА БОЛЕЗНЬ МОЯ?
24.09.2011
1162
Всякий регулярно посещающий церковь может представить себе, насколько важен вопрос здоровья, ведь 90—95% молитвенных просьб составляют просьбы о здоровье: своем, родных и близких. Не раз слышал в Центральной московской церкви, как просят помолиться и о здоровье находящихся на смертном одре, и о младенцах, которым предстоит операция. Просят о здоровье телесном и о здоровье психическом. Просят молитвенной помощи для вразумления ставших на путь пьянства (это ведь тоже отчасти медицинская проблема), а последнее время все чаще — о попавших в сеть наркотической зависимости. 

От болезней не избавлены и служители Господа. Апостол Павел, видимо, страдал какой-то хронической болезнью, но считал, что она дана ему не случайно: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Он молил Бога об избавлении от недуга, но Господь сказал ему: «...довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9). Болезнь, по всему судя, была из таких, какие обычно побуждают окружающих держаться подальше от такого больного, но с Павлом этого не произошло: «...хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (Гал. 4:13-14).

И нам, бывает, болезни даются во испытание, иногда даже для того, чтобы уберечь нас от греха. Эту интересную, хотя и не бесспорную идею высказал наш великий писатель и одновременно религиозный мыслитель Н. В. Гоголь. Он заметил однажды, что болеющий человек не грешит или грешит очень мало: ему просто не до того, он слишком поглощен своим недугом, который и спасает его от греха. И все же однозначного ответа нет: кому-то болезнь дается в испытание, кому-то, возможно, за конкретный грех, а кому-то и для вразумления. 

Как бы то ни было, о важности темы болезней свидетельствует Библия. Главное — Спаситель во времена Его земного служения предстал перед людьми как великий исцелитель, что было для них доказательством Его божественности: «И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6:19). Мы, евангельские христиане-баптисты, на каждом хлебопреломлении поем один из самых проникновенных наших гимнов, в котором тоже говорится об этом великом проявлении человеколюбия нашего Господа:

Взойдем на Голгофу, мой брат!
Там посланный Богом Мессия распят.
О правде святой проповедовал Он,
Больных исцелял, а теперь Он казнен,
Падем перед Ним!
Дар исцеления Иисус передал апостолам, послав их «проповедывать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9:2). Нам заповедано молиться «друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16) — как раз это мы и делаем на каждом богослужении, не говоря уже об индивидуальных молитвах о здоровье. 

И несомненно Господь слышит эти молитвы, откликается на них и помогает страждущим. Однако не всем, не всегда и не обязательно сразу. Хотя есть христиане, которые уверяют, что уже через них-то Господь поможет каждому обратившемуся к ним, причем тут же, во время богослужения. 

Медики, часто народ неверующий, все же не отрицают, что вера благотворно сказывается на здоровье и продлевает жизнь — у верующих она на треть длиннее, чем у неверующих, об этом свидетельствуют результаты вполне надежного обследования, проведенного американским журналом «Психология здоровья», издаваемым Американской ассоциацией психологов. Проводились даже обследования молящихся больных, больных, за которых молились другие, — и находили вроде бы объективные показатели улучшения. Уменьшалось давление, падал учащенный пульс, нормализовывались «биотоки» и «биоритмы» (что бы это ни означало), причем православные медики уверяли, что во время католических молитв такого не происходит, из чего делались соответствующие выводы. Однако вера не нуждается ни в каких объективных показателях, доказательство ее истинности не в этом. Есть очень больные люди, которые остаются «героями веры», но есть они и среди здоровых. Заметим также, что и среди медиков есть скептики, которые отказываются видеть связь между верой и здоровьем, хотя они, кажется, в явном меньшинстве. 

Как это ни печально, но многие обращаются к религии не ради обретения истины и жизни вечной, а исключительно «для здоровья» и избавления от недуга. Еще в начале ХХ века, когда в России вроде бы были все возможности для беспрепятственного распространения православия, пособия для священников специально указывали, что многие крестят детей и сами крестятся «для здоровья», и запрещали проводить такие крещения. Сейчас куда больше людей идут в ту или иную веру по тем же соображениям. 

И бывает, что вполне уважаемые религии расписывают, как у них хорошо в этом смысле, что они всегда могут «отмолить больного». Что молитва даже за неверующего иногда приносит ему облегчение — это тоже надежно удостоверенный факт (известны случаи, когда у постели больного просто повторяли: «Иисус! Иисус!» — и это помогало). И все-таки вера — это не совокупность психотерапевтических приемов, как уверяют многие атеисты. Верующие действительно болеют реже, но все же вера — не пособие по укреплению здоровья, не «общеукрепляющий курс оздоровления». Она соединяет человека с Абсолютом, с Высшим Началом — и в этом ее живительная сила, а не в «приемах», «психотехнике»... 

Эта связь возвышает человека, дает ему надежду и смысл жизни, что не может не сказаться благотворно. Подлинная вера несовместима с унынием, возможно, поэтому верующие меньше страдают от депрессий, этого подлинного бича нашего времени. Сказано: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4) — но много ли радующихся? В Америке от депрессии страдают 20 млн человек, сколько в России — неведомо, но опыт каждого из нас свидетельствует: немало. Депрессия сама по себе едва ли является свидетельством слабой веры, ей бывают подвержены и добрые христиане. Мало решить «я не буду впадать в уныние» — вполне возможно, ничего из этого не получится. Наша неустроенная жизнь дает слишком много поводов для скорби и слишком мало — для радостей, и все-таки ее надо принимать как благо и радуясь, как сказал апостол. С возрастом все труднее следовать этому повелению, а надо. 

Нам тоже не стоит пребывать в беспечности, мы не застрахованы от козней лукавого, который умело пользуется человеческими слабостями. И, кажется, слабее всего человек в том, что касается его собственного здоровья. Всем хочется быть «как из дерева» (отсюда, между прочим, слово «здоровье»), но не всем дано. Но и у тех, кому не дано, не отнимается любовь Господа, ибо она имеет много проявлений. И только в вечности «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). А пока «прежнее» не прошло, пока мы живем в нем и сохраняем свою греховную природу, будут нас посещать и болезни. 

Из чего, конечно, никак не следует, что не нужно заботиться о своем здоровье.

Печатается в сокращении,
полная версия на сайте:
www.baptist.org.ru