Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ГОРОД ВЕЛИКИЙ, ГОРОД ЗАБЛУДШИЙ! / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Писания / ГОРОД ВЕЛИКИЙ, ГОРОД ЗАБЛУДШИЙ!
ГОРОД ВЕЛИКИЙ, ГОРОД ЗАБЛУДШИЙ!
ГОРОД ВЕЛИКИЙ, ГОРОД ЗАБЛУДШИЙ!
24.09.2011
1070
К юбилею великого города – 300-летию Санкт-Петербурга – готовились загодя, всей страной, даже всем миром. Татарстан, Украина, Канада и Франция сделали свои подарки: кто улицу отремонтировал, кто памятником наградил, чтобы юбиляр стал еще краше. Празднества предполагают быть пышными и помпезными, гостей ожидают со всех концов земли. По русской традиции покажем мы и хлебосольство, и как здорово умеем веселиться, то есть пить. Нет, я не злорадствую, а уже сейчас молюсь, чтобы 300-летие города на Неве прошло без излишней помпезности, шумихи, тем более без пьянства. Но даже не об этом хотелось вспомнить. Юбилей, конечно же, заметная веха в истории Санкт-Петербурга, однако три века для такого большого города срок незначительный. По времени, но по потрясениям, бедам, тяжелейшим испытаниям, которые выпали на его долю, этот срок ох какой значительный!

Разве можно вычеркнуть из памяти ленинградскую блокаду? Что касается меня, то забыть такое невозможно никогда, потому что сам я родом из блокады! В молодости все удивлялся, каким только чудом выжил, побывав мальчонкой в кромешном аду. Истина открылась с годами, когда я принял в сердце Христа. Конечно же, уцелеть удалось исключительно по молитвам моей мамы, когда она в годы невероятных страданий, как и многие наши земляки, неожиданно обратилась к Господу за помощью.

Бесспорно, ленинградская блокада не имеет себе аналога во всей истории человечества. А сколько других невероятных испытаний прошел наш город – и при самодержавии, и при большевиках, и при нынешних демократах. Пережив все, он сохранил свой неповторимый облик, не утратил красоты. Говорят, что по красоте Санкт-Петербургу нет равных в мире. Но и по страданиям тоже. Величие и красоту Санкт-Петербурга воспел не один поэт, композитор, писатель. И если мы обратимся к этому обширному творчеству, то заметим, что по сути своей оно носит трагический характер. В знаменитой поэме «Медный всадник» Пушкин скорбит всем своим сердцем, сочувствуя несчастным жителям гибнущего города. Ведь такое не увидишь в самом кошмарном сне:
Обломки хижин, бревна, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с разбитого кладбища
Плывут по улицам! Народ
Зрит Божий гнев...
Так вот оно в чем дело! Выходит, трагедия новой столицы Российской империи не в том, что основатель города выбрал не самое удачное место для строительства, пригласив при этом лучших зодчих мира. Петербург терпит одно бедствие за другим, и в этом, как свидетельствует поэт, народ зрит гнев Божий. Но за что, за какие грехи так страшно наказывает Господь город? Поэт не дает прямого ответа.

Вот и я с давних лет пытаюсь разобраться, в чем все-таки кроется причина трагической судьбы моего родного города. В молодости, посещая православный храм, я просто недоумевал: как же так, у города на Неве такие мощные покровители – Александр Невский, Ксения Блаженная, Иоанн Кронштадтский, почему они не могут заступиться за Ленинград, упросить Господа, чтобы Тот особенно не карал его жителей, простил бы им все их прегрешения? Я усиленно молился этим святым, но ответа так и не находил. Пока сам Господь не вразумил меня, что молиться нужно только Ему одному, а не человекам, какими бы святыми они ни были. Я стал не просто читать Библию, но исследовать Писание, стараясь найти ответы на сложные вопросы, которые мучили меня. Нашел я ответ и на этот вопрос, когда внимательно ознакомился с посланиями святого апостола Петра, в честь которого назван мой город.

Ведь многими до сих пор владеет заблуждение, что Санкт-Петербург носит имя его основателя, Петра Великого. Как бы ни был велик Петр, он не называл любимое детище своим именем. Город получил имя в честь святого апостола Петра, первого ученика Иисуса Христа. Поэтому вполне уместно обратиться к посланиям апостола Петра, вчитавшись в которые, я обнаружил немало пророчеств, относящихся к нашему городу.

Апостол Петр обращает наше особое внимание на слова Святого Писания о живом, краеугольном камне, то есть на Христа: «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2:7). Разумеется, речь в данном случае идет о духовном фундаменте, без которого любое дело, как и любое общество обречено на погибель. Если основа – Христос, то строительство будет успешным. На христианской ли основе выросла новая столица государства, считавшегося, в общем-то, христианским?

Я уверен, что, собственно, строительство Санкт-Петербурга стало своего рода предтечей ленинградской блокады и многочисленных бедствий, обрушивавшихся на город регулярно. Со всех концов святой Руси согнал к невским болотам жестокосердный царь огромную массу крепостных. Дикий рабский труд в совершенно нечеловеческих условиях. Люди, как мухи, гибли от холода, голода и малярии... К «мшистым, топким берегам» была проложена всего одна дорога – от Великого Новгорода. И люди, страдающие лихорадкой, отощавшие от бескормицы, месяцами ждали, когда же наконец прибудут подводы с хлебом и продовольствием. Никто не спешил накормить строителей, работающих до изнеможения и задарма. Строители великого города погибали от голода и болезней, устилая своими костями фундамент великой стройки. Неслись проклятия Петру Первому. Одно из самых страшных, дошедших до нас: «Быть городу сему пусто!»

Строить на человеческих костях, на крови вошло в своеобразную городскую традицию! Вспомним наш прекрасный концертный комплекс «Октябрьский». Он ведь тоже на костях воздвигнут, построили его в честь «Великого Октября» на территории бывшего Греко-православного кладбища. Заводы, спорткомплексы, жилые дома, трамвайные пути, занявшие в новое время места разрушенных церквей, – они все на костях, так как многие храмы раньше были окружены погостами.

Посмотрим на еще одно предупреждение апостола Петра, прозвучавшее задолго до рождения города: «...и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2:1-2). Петербург, став столицей империи, сконцентрировал в себе всю интеллектуальную, образовательную и культурную жизнь. Во многом это был и центр духовной столицы, откуда всевозможные веяния распространялись по всей стране. Все зарождалось здесь, в том числе и атеизм, путь которого кровав и в конце концов привел к большевизму. Самая безумная революция, которая, отвергнув Бога, превратила людей из чад Божьих в воинствующих безбожников, тоже произошла здесь, дав толчок беззакониям, репрессиям, дикой братоубийственной войне. И снова апостол Петр пророчески провозглашает будто бы специально для Санкт-Петербурга, будто ясно видя этих жалких безумцев, отрекшихся от Бога, толкающих народ в опасную пропасть безверия:

«Это – безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они улавливают в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; обещают им свободу, будучи сами рабами тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:17-19). Право же, точнее не скажешь о бесчинствующих беззаконниках, тщетно попытавшихся загнать народ в «коммунистический рай». Как это ни печально, безумие, которое охватило Россию в недалеком прошлом, началось с нашего великого города.

Подумать только, город святого Петра стал городом трех революций, поменял свое святое имя на сатанинское, которое он с гордостью носил несколько десятилетий! Санкт-Петербург жестоко поплатился за свое отречение. А ведь апостол Петр предупреждал всех, приводя в пример города Гоморрские и Содомские, которые Бог, осудив, превратил в пепел, чтобы показать пример будущим нечестивцам (2 Пет. 2:6). Нет, не прислушался наш город к словам первого ученика Христа, к тому, чьим именем он назван. А потому, думаю, больше всех и пострадал во времена кровавого сталинского террора. В блокаду каким-то чудом не был уничтожен, а ведь мог бы превратиться в пепел, как Гоморра и Содом. По счастью, немало верующих оказалось в осажденном Ленинграде, и Господь по их молитвам пощадил заблудший город. В страданиях возродилась вера и у тех, кто поначалу отрекся от Бога.


Рисунок Николая Саутина