Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
А БЫЛА ЛИ ПРЕЛЮБОДЕЙКА? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Писания / А БЫЛА ЛИ ПРЕЛЮБОДЕЙКА?
А БЫЛА ЛИ ПРЕЛЮБОДЕЙКА?
А БЫЛА ЛИ ПРЕЛЮБОДЕЙКА?
24.09.2011
2460
«Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его»

Ин. 8:6


В Книге Деяния 6:11-13 описывается, как книжники и фарисеи обвиняют Стефана в том, что «он говорил хульные слова на Моисея и на Бога... на святое место и на закон». В подтверждение истинности своих слов они представили ложных свидетелей. Это была их обычная практика. Точно так же они действовали и во время земного служения Иисуса Христа. Одним из примеров может служить эпизод, описанный в Евангелие от Иоанна 8:1-11. В синодальном издании Библии он назван: Иисус и женщина, взятая в прелюбодеянии.

Этот эпизод отсутствует во многих древних манускриптах. Нет его и в других Евангелиях. Никто из отцов ранней церкви не упоминает этого случая, кроме Папия, ученика Иоанна Богослова. Все это не значит, однако, что история вымышленная. Можно предположить, что отдельные переписчики рукописей Нового Завета посчитали ее опасной, оправдывающей легкий взгляд на прелюбодеяние, побоялись, что язычники соблазнятся и обвинят христиан в безнравственности, и поэтому удалили ее. Но эпизод не умер, он передавался устным путем и в конечном итоге попал в текст Евангелия, считающийся каноническим.

Уильям Баркли, шотландский проповедник, исследователь и преподаватель Нового Завета, полагает, что эта история не на месте, что она должна быть после Ин. 8:15. Однако, на мой взгляд, она занимает именно то место, которое ей и предназначено. Стоит только по-другому взглянуть на нее.

Давайте обратимся к седьмой главе Евангелия от Иоанна, к событиям, предшествовавшим истории с женщиной. «Приближался праздник Иудейский – поставление кущей», братья Его предлагают Иисусу пойти в Иудею, но Он отказывается, говоря, что «Мое время еще не настало». «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» По обыкновению слова Христа вызывают большое возмущение в обществе. Фарисеи ждут только момента, чтобы схватить Его. В народе одни говорят, что Он пророк, другие, что Он Христос, а иные возмущены Его речами настолько, что тоже хотят схватить. «Итак произошла о Нем распря в народе». Фарисеи пытаются доказать, что Он даже не пророк, но повода схватить и привести Иисуса к священникам для суда у них нет. Если нет реального повода, его можно придумать. Действовать хитростью – привычная тактика. Но на сей раз фарисеи придумали для Иисуса идеальную ловушку. Они привели к Нему женщину и сказали, что она взята в прелюбодеянии (Ин. 8:3).

Все, читавшие Евангелие, помнят, наверное, как Христос, «наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания» – эту странную реакцию в ответ на конкретно поставленный вопрос: «Ты что скажешь?» Ведь книжники и фарисеи заботливо напомнили Учителю, что по закону Моисея прелюбодейку следует побить камнями. При этом они, так хорошо знавшие Писание, будто бы нарочно забыли, что по закону следовало побить камнями и мужчину и женщину (Лев. 20:10; Втор. 22:22-24 ). Обычно считается, что ловушка, которую они приготовили Иисусу, заключалась в том, что при любом ответе Его можно было бы обвинить – или в нарушении закона Моисея, если бы Он отпустил ее, или же в нарушении законов Римской империи, которые в то время запрещали иудеям приговаривать к смерти.

Однако, думаю, замысел книжников и фарисеев был намного сложнее, что само по себе говорит об их изощренной хитрости. Предположим, что они уговорили честную женщину предстать перед Иисусом, как совершившую прелюбодеяние. Это предположение не такое уж абсурдное, как можно будет увидеть далее.

На самом деле никакого прелюбодеяния не было. Именно поэтому не было с женщиной и того, с кем она якобы прелюбодействовала. Расчет абсолютно точный. Иисус начнет разбирать вину этой женщины и угодит в ловушку, останется только сказать всем собравшимся: «Разве Он пророк, если Его так легко обмануть?» Как Учитель закона Иисус не мог ответить: «Невиновна». Тем самым Он Сам нарушил бы закон Моисея. А если бы Он сказал: «Виновна» – то все увидели бы, что Он никакой не пророк, тем более не Мессия, раз не смог распознать обман. Его сразу же обвинили бы во лжи, ведь народ знал, что женщина не была прелюбодейкой. Итак, все с нетерпением ждали, что ответит Иисус.

Иисус весьма оригинальным способом раскрывает эту ложь. Он не спрашивает, где же прелюбодей. Он знает, что его не существует. Иисусу нестерпимо стыдно за жалкую ложь фарисеев. Он, наклонившись низко, пишет перстом на земле, чтобы не видеть их позора. Возможно, писал Он что-то нелестное для книжников и фарисеев. Затем следует известный, убийственный для лукавых искусителей ответ: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7). Обвинители сами попали в ловушку, дело зашло слишком далеко. Они думали уловить в злые сети Учителя, но просчитались и сами оказались в них: то, что они хотели навязать Иисусу, мгновенно вернулось к ним. Ничего не оставалось, как спасаться бегством, что они и сделали, уходя один за другим, «начиная со старших до последних». «Остался один Иисус и женщина, стоящая посреди».

Известно также, что сказал Он женщине в напутствие: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Эти слова многие понимают как прощение ее прелюбодеяния. Но факт в том, что ни тогда, ни теперь никто не доказал вины женщины, никто не осудил ее, а Сам Господь сказал: «...и Я не осуждаю тебя». Нет вины – нет и осуждения, а совет впредь не грешить в этом случае может значить лишь то, что не следует вступать в сговор с книжниками и фарисеями, пытаясь обмануть Бога.