Главная / Статьи / Писания / ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО НА ТАЙНУ?
ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО НА ТАЙНУ?
ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО НА ТАЙНУ?
24.09.2011
750
В среде верующих нередко бытует негативное отношение ко всему таинственному. В таинственном видят демонизм или оккультизм либо попытку скрыть грехи, желание обмануть. Скрывает – значит обманывает.


Библия пишет, что первые люди на земле, Адам и Ева, жили в Божьем присутствии в Эдемском саду. Они были наги и не стыдились этого. В каждом человеке, где-то в глубине, живет генетическая память об этом, и природе человека присуще стремление к открытости и доверчивости. Недаром же дети такие доверчивые, а что касается стыдливости, то до определенного возраста они вообще не стыдятся своей наготы. Для многих людей идеал – это доверительные отношения, прозрачность чувств, мыслей, намерений. Но мы открыты и доверчивы, лишь когда чувствуем себя в безопасности, защищенными, когда знаем, что нам ничего не угрожает.

Первые люди согрешили, нарушили Божье повеление. Непослушанием Адам заявил о своем праве на самостоятельную жизнь без Бога и тем самым поставил Отца перед нелегким выбором. Думаю, дело вовсе не в том, хотел ли Отец, чтобы сын остался с Ним (Он, конечно же, хотел). Дело в том, хотел ли этого сын? Сын сделал свой выбор, и Отцу оставалось либо Своей властью оставить его возле Себя, не считаясь с сыновней волей, либо отпустить. Думаю, Богу было нелегко изгнать Адама и Еву из сада Эдемского, от присутствия Своего и Своей славы. Бог сделал им кожаные одежды, с тех пор люди прикрывают (скрывают) друг от друга не только свои тела, но также мысли и намерения.

Поддавшись уговорам змея, человек впустил в себя его духовный яд и обрек себя на жизнь в познании добра и зла. Поставив Бога перед нелегким выбором, человек и сам оказался перед нелегким выбором между добром и злом и перед решением: что для него есть добро, а что зло. На мой взгляд, великая мудрость Бога в том, что когда человек совершает свой выбор, Он облекается в тайну. Рано или поздно эта тайна откроется: для одних как Божья Слава, для других как Божий суд.

Тайна, сокрывшая Творца от людей, стала для них проклятием, преградой, но одновременно и вызовом, поводом раскрыть, преодолеть ее и вернуться к своему Творцу. Для многих тайна стала побуждением к поиску сокрывшегося в ней Творца, двигателем познания, толчком к развитию. Так Бог побуждает человека искать Его, взывать к Нему, просить Его: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8).

Тайна, сокрывшая в себе Бога, стала для многих людей «камнем преткновения и соблазна». Так, одни стали утверждать, что Бога нет вообще, другие же решили, что между ними и Богом нет никаких тайн, что для них уже все ясно и понятно. Примитизировав и монополизировав Истину, они, придумавшие себе бога на свой аршин, стали насаждать веру в «ихнего бога», безжалостно расправляясь с инакомыслящими. Тайна, призванная внушить людям благоговение и трепет перед Творцом так, как это было при сошествии Господа в громах и молниях на гору Синай, когда вострепетал весь народ (Исх. 19:16), стала для них чем-то вроде ненужной занавески, которую они сорвали и выбросили. «И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него; Священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь. И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай; потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее» (Исх. 19:21-23). Полагаю, отношение к тайне и является той духовной чертой, бездумно переступивши через которую, многие верующие духовно ослепли и заболели.

Тайну, за которой может скрываться нечто важное и значительное, как правило, не уважают, и, как следствие, теряется уважение к Творцу и благоговение перед Ним, присутствующим незримо. Это, в свою очередь, приводит к поверхностности, бахвальству, невежеству, зазнайству. Многие верующие привыкли считать себя непогрешимыми, все понимающими и знающими, ведь для них никаких тайн уже не существует! Сталкиваясь с тем, чего они не понимают, моментально готовы это осудить, оплевать, предать анафеме. К примеру, православные осудят баптистов, обозвав их «штундами», баптисты осудят пятидесятников, пятидесятники – харизматов... Пятидесятник заявит, что верующий обязательно должен получить крещение Духом со знамением «иных языков». Баптист столь же твердо будет стоять на том, что «иные языки» не от Бога. И они не договорятся ни о чем, разве только по вопросу совместного осуждения «танцующих» харизматов. При этом каждая сторона будет считать правой только себя, а свою ограниченность и нежелание вместить аргументы другого будет трактовать как верность истине.

На деле же такие верующие просто боятся тайн, таинственного. Под маской всезнайства зачастую скрывается отсутствие уверенности, веры, живой связи с Богом. Они бегут от тайн, потому что просто не знают, что с ними делать и как поступить. Оставаясь в своем уютном и понятном мирке, в этаком карточном домике, построенном из библейских цитат и доктрин, они бегут от жизни и от проблем, вместо того чтобы их решать и каким-либо образом воздействовать на эту жизнь и этот мир!

Когда верующие попадаются на уловки лукавого? Тогда, когда они доверяют обману, либо когда они не доверяют правде? Я думаю, что причиной является некритическое отношение к жизни, неумение преодолеть свою детскую доверчивость. Доверчивость – это качество незрелости, детскости. Это несозревшее, невыросшее доверие, которое еще не способно подумать, проанализировать, оценить факты и явления на истинность. Доверчивость доверяет всему, потому так легко обманывается. Полная доверчивость – это свойство чистой неискушенной детской души. Взрослая доверчивость иная, я бы назвал ее забубонной, поскольку она имеет вид мудрости и знания. Детская доверчивость поверит, но захочет проверить, ибо она познавательна и любопытна. Взрослая доверчивость, наоборот, ленива и нелюбопытна, она считает, что уже и так все знает. Она не будет проверять и исследовать и остановится на достигнутом. В этом их различие, сходство же в том, что доверяют до того, как была совершена проверка. Детской доверчивости легче перерасти в доверие, что собственно и происходит, когда ребенок набивает шишки в процессе познания до тех пор, пока не поймет, что прежде чем поверить, нужно проверить. Со взрослой доверчивостью сложнее, поскольку по возрасту она уже должна быть мудрой, но собственного опыта познания так и не приобрела. Поэтому многим взрослым легче делать вид, что они знают и понимают, чем реально пытаться понять и познать. Как уже было сказано, за такой маской, как правило, скрывается неуверенность и пустота. Есть и вовсе тяжелые случаи, когда невежественный человек уверен, что он мудрец. Это уже одержимость нечистым духом.

Доверие – свойство духовной зрелости. Если доверчивость верит, потому что она хочет верить, то доверие верит, потому что это проверено на практике. Это действует. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То, что осуществилось, что подтвердилось жизнью, становится фундаментом для дальнейшего доверия и для его возрастания. Если вы, к примеру, верите в то, что Бог даст вам по вере автомобиль, но еще не получили от Него по вере даже спичечного коробка, то, думаю, вы находитесь в обольщении и живете не верою, а лишь доверчивостью, которая рано или поздно вас подведет. Вера должна иметь реальное содержание, конкретный опыт личного общения с Богом и доверие Ему не только лишь на основании интеллектуального знания о Нем, но и на фактах, как в вашей жизни действует Его рука.

Знание Библии, знание о Боге, которое не растворено личной верой человека, Божье Слово, которое не воплотилось, не осуществилось в жизни конкретного человека, становится для него обольщением, обманом. Таковые имеют вид благочестия, силы же его не имеют. Для того Бог и скрывается от человека в тайне, чтобы человек искал Его постоянно. А найдя, понимал, что нашел лишь маленькую частичку Божества, и чтобы искал дальше. Так осуществляется регулярная связь человека с Богом. Так действует механизм веры. Там, где вера, там тайна, ибо вера опирается на невидимого Бога. Но также там, где вера, там реально полученные ответы на вопросы, реально разрешенные проблемы. Всякая попытка лишить человека тайны, самого его права на тайну, обращается в конечном итоге против богопознания, против человека, порабощая и закабаляя его. Когда человек приходит в церковь, где ему дают давно утвержденные, окончательно установленные и официально зарегистрированные рецепты на все случаи жизни, его лишают свободного места для развития, фактически лишают веры, подменяя ее догматикой.

В отношениях человека с Богом многое остается непонятным, сокрытым, таинственным, чтобы обеспечить движение человека к Богу и духовное развитие, а какова роль тайны в отношениях между людьми? Ответ такой же: тайна, осознание ее присутствия обеспечивают движение, стремящееся к разгадке, развитие отношений. К примеру, незнакомая молодая девушка привлекает мужчин, она интересна им именно благодаря своей таинственности, непредсказуемости. Затем девушка выходит замуж и часто становится неинтересной для мужа, наскучившей ему. Он ее «познал» и думает, будто насквозь видит, что она из себя представляет, какой будет ее реакция на то или иное. Если девушка смиряется с тем, что она – «прочитанная книга», то отношения неизбежно мертвеют.

Браки чаще всего разрушаются из-за того, что супруги друг другу смертельно надоели, опротивели, стали предсказуемы до отвращения. Такой брак лишается одной из основных своих функций – быть для человека источником познания и развития в любви. Есть люди, которые боятся любви только потому, что они не хотят видеть, как любовь умирает от привычки, притупления и зашлакованности чувств. Также есть люди, которые боятся любви, особенно любви в браке, потому что они не хотят потерять свою свободу, стать зависимыми.

Что такое любовь между людьми? Какою должна быть духовная связь между ними? Видели вы когда-нибудь, как одна сторона злоупотребляет любовью, доверием и открытостью другой стороны? Вот дети, что называется, сели родителям на голову. Развязные, бесцеремонные, капризные, эти маленькие деспоты что-то требуют, кричат и понукают взрослыми. Почему так происходит? Родители сами отдали ребенку «ключ власти над собой», вседозволенностью дали понять, что он может пользоваться их любовью, как ему заблагорассудится. Они разбаловали своего ребенка и попали к нему в зависимость, в духовное рабство.

В семье, компании или в церковной общине кто-либо всегда начинает требовать от другого полного отчета в своих действиях, возможно, даже не понимая, что тем самым уже ставит его в зависимое положение от себя. Часто муж контролирует жену, а бывает, что и жена контролирует мужа. Я видел, как разыгрываются нешуточные трагедии из-за того, что одна из сторон скрыла что-то от другой стороны, посмела заявить свое право на личную тайну. Желание полностью владеть другим человеком и контролировать его – вовсе не любовь, а эгоизм, что бы не говорили в оправдание. Вспомним, как поступил Бог в Эдемском саду, когда Адам проявил желание самостоятельности. Бог отпустил Адама, считаясь с его волей. «Любовь не ищет своего». Жизнь доказывает, что для полноценных взаимоотношений людям необходима определенная степень свободы друг от друга, показанная в уважении к личности, своеобразию и достоинству другого человека.

Другого человека не следует «переделывать», но надо попытаться понять и полюбить, таким, каков он есть. Без такой свободы близость между людьми часто вырождается в зависимость и становится тяжелейшим бременем. То, что люди разные, – великое благо для любви, а вовсе не препятствие. Лишь взаимодополняя и любя друг друга, мы можем прийти к той целостности и гармонии, которую приготовил нам Бог.

Бог скрывается от нас в тайне. И это значит, что в тайне для нас содержится колоссальный потенциал многозначности и многовариантности, множество смыслов и значений. Страх Господень, который, по выражению царя Соломона, является началом мудрости, и есть то великое благоговение перед тайной, сокрывшей Творца. И кто достиг его, тот находится на путях мудрости.