Главная / Статьи / Писания / ЯЗЫКИ И ПЛЕМЕНА - ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ
ЯЗЫКИ И ПЛЕМЕНА - ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ
ЯЗЫКИ И ПЛЕМЕНА - ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ
24.09.2011
950
От Бытия до Откровения

Почему в сегодняшнем мире так много этнических групп и языков? Каково отношение Творца к этому многообразию?

У каждого из нас свой взгляд на эти вопросы. Чаще всего он обусловлен нашей собственной культурой и национальностью. Но ученики Господа Иисуса Христа должны задавать вопрос, который вытекает из предыдущих: а какова же Божья перспектива существования великого множества этнических групп и языков.

Лингвисты утверждают, что сегодня в мире распространено более 6800 языков. Миссиологи предполагают, что количество народностей в мире колеблется от 12000 до 24000. В чем причина такого многообразия? Один из самых распространенных сегодня ответов: это последствия Божьего проклятия в результате строительства Вавилонской башни. Но был ли Божий ответ на строительство Вавилонской башни на самом деле проклятием, приведшим к возникновению многочисленных наречий и народностей, преодолеть последствия которого предназначено было последующим поколениям? Или же, как часто бывает, это мог быть Божий суд, следом за которым идут благословения? И был ли это суд над языками или над чем-то еще?

Если согласиться с мнением о последствии Божьего проклятия, то тогда следует ответить и на такие вопросы: смотрит ли Бог с неодобрением на все эти народности; предпочитает ли Он одну народность другой; если бы мы все говорили на одном языке, то какой это был бы язык, греческий или иврит, поскольку это языки Писания, или, может, английский, поскольку сейчас это предпочтительный язык для международного общения, или немецкий, или русский, или китайский, или хинди. Какой язык приятен Богу в хвале и поклонении? На каком языке нам стоит молиться? И правда ли, что Бог даст нам на небесах один общий язык и сотрет все следы нынешнего многообразия?

Согласитесь, что нередко приходится сталкиваться с тенденцией, призывающей избавляться от наших лингвистических и культурных различий. Но согласуется ли такая тенденция с Писанием, с тем, что Бог говорит по этому поводу. Или же она вызвана влиянием модернистского просвещения, когда всех хотят сделать одинаковыми, даже примитивными, исходя из глубинного желания превратить всех в людей, похожих на себя, чтобы не испытывать сложностей общения, неизбежно возникающих при всякого рода различиях. Сегодня, увы, мы с легкостью говорим, а почему бы всем не быть такими, как наш народ с нашей культурой, такими, как мы. Жизнь стала бы проще политически, социально, экономически и во многих других отношениях.

В связи с этим было бы полезно подумать о понятии многообразия в Божьем творении вообще. Когда мы смотрим на звезды и планеты, солнечную систему и галактики, растительную жизнь и мир животных, то восхищаемся удивительнейшими различиями, спроектированными Творцом. Отсюда можно предположить, что Бог любит многообразие. Творческая сила, прославляющая Его как Творца, несомненно реализовалась в многообразии творения. Так почему же мы, взирая на культуры и языки народов мира в их бесконечном многообразии, чаще чувствуем огорчение, чем восхищение? Откуда это желание иметь один язык и одну культуру? Может, различия, касающиеся людей, мы переживаем острее, чем аналогичные различия в творении, потому что чувствуем в них угрозу нашей самобытности, тому, что мы ценим.

Давайте наши рассуждения о языках, племенах и народах земли будем строить, исходя из Божьего желания и заповеди населять землю. «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт. 1:28). Для уверенности в том, что земля будет населена, Бог установил определенный процесс, включающий в себя активное Божье участие в жизни каждой этнической группы, а также исполнение конечной цели – дать народам возможность искать и найти Его.

Конечная цель, которую Бог достигает, – искупление Своих детей из каждого колена, языка, народа и племени, чтобы в свое время они собрались перед Его престолом и перед Агнцем. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас...» (Деян. 17:26-27).

Мы, последователи Иисуса Христа, играем важную роль в этом процессе. Наше призвание заключается в том, чтобы трудиться вместе с Ним для приведения учеников из каждой этнической группы в Его Царство.

В десятой главе Бытия мы находим перечисление потомков Ноя от его трех сыновей. Этот перечень часто называют родословием или родословной народов. Список, приведенный здесь, показывает нам, как Бог начал осуществлять Свое желание наполнить землю людьми. По мере того как они населяли землю, образовывались обособленные группы, которые стали называться соответственно их географическому проживанию (земле), политическому влиянию (народам), культурным различиям (племенам) и лингвистическим особенностям (языкам).

В главе 10 Бытия мы читаем следующие суммирующие утверждения: о потомках Иафета: «От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих»; о потомках Хама: «Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их»; о потомках Сима: «Это сыновья Симовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их». Общий итог обо всех потомках Ноя: «Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа».

В Бытии 10 мы встречаем упоминания о «землях», «племенах», «народах», «языках». Далее как важная часть Божьего замысла отмечается, что именно от них человечество «распространилось по земле». Итак, глава 10 отражает растущее разнообразие среди людей, находящее отражение в их языках, племенах, народах и землях. И это разнообразие помогает исполнить Божье желание наполнить землю человечеством.

Заметьте, однако, что нет указаний на прямое участие Господа в расселении людей по лицу земли. Книга Бытия рисует нам процесс расселения как естественное следствие человеческой жизнедеятельности, совпадающее с Божьим желанием. Бытие 11:1-9 описывает постройку Вавилонской башни и события, предшествующие разделению языков, о существовании которых мы уже знаем из главы 10. Повествование начинается со слов: «На всей земле был один язык и одно наречие». То есть речь идет о том времени, когда люди земли еще говорили на одном языке, не на разных. Они обитали в одной местности и были одним народом.

Бытие 11:1-9 затрагивает тему человеческой гордости и мятежа против Бога, которые закладывают основу для рассеяния народов. Это злые «помышления сердца человеческого», о которых говорится в Бытии 8:21. Люди хотят «сделать себе имя», себе, а не Богу. Что это значит? Помышления людей направлены на то, чтобы, назвавшись одним именем, стать одним очень сильным народом, который будет оставаться вместе, а не наполнять землю. В итоге Бог произносит над ними Свой суд, так что они уже вынуждены разделиться и наполнять землю. Бог рассеивает людей и смешивает их языки. Он разрушает их способность объединиться против Него.

Теперь вернемся к Деяниям 17:24-27. Апостол Павел был тщательно наставлен в идеях иудаизма первого столетия. До встречи с Господом он разделял этноцентризм единоверцев-фарисеев. Теперь же он обращался к афинянам, которые были не меньше укоренены в своем собственном эгоцентризме, они думали, что произошли из «земель благородной Аттики» и уже только поэтому превосходили остальных. В противовес этому Павел отмечает, что Бог сотворил весь род людской, все народы от одного человека. Он также указывает, что люди были созданы для «обитания по всему лицу земли». А это относит нас к Бытию 1 и Бытию 10. Он также добавляет, что Бог назначил и продолжает назначать определенные времена и пределы обитания для каждой этнической группы. Это опять созвучно Бытию 10 и 11. И еще Павел говорит, что Бог сделал это с определенной целью, для того чтобы все люди из всех этнических групп могли искать и найти Его.

Тот факт, что все люди имеют общее происхождение, смиряет всякого, кто подобно афинянам считает себя особенным или даже лучшим. В то же самое время многообразие, которого добивался Бог, уменьшило способность человечества объединяться и восставать против Него и открыло возможность для некоторых искать и найти Его. Наши различия – это гарантия того, что мы будем чувствовать себя более уязвимыми в этом мире, возможно, даже зависимыми от Бога, а не бунтарями против Него. Общее происхождение дает людям чувство человеческой солидарности и этнического смирения, а не этнической гордости и исключительности.

Другой значительный эпизод в этом процессе – день Пятидесятницы. В этот день языковое многообразие в Иерусалиме Бог использовал для одного из самых чудесных знамений. Он сверхъестественным образом превратил различие в единство и взаимопонимание людей.

«В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и говорили между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливана, прилежащих к Киренее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» (Деян. 2:5-12).

Дух Святой дал возможность богобоязненным иудеям из всех народов под небесами слушать и понимать учеников, возвещающих великие дела Божьи на знакомых или родных им языках. То есть в сошествии Духа Святого в силе мы видим внимание к многообразию человеческих языков и использование их, чтобы обеспечить всеобщее понимание. Важно отметить, что Бог не ищет способа унифицировать народы и племена, потребовав от них говорить на одном языке, что занимает сегодня умы и программы некоторых людей сегодняшнего мира. Бог вполне мог потребовать от них знания греческого или иврита, но Он не поступил так. Наоборот, мы видим, что Дух Святой с уважением отнесся к языку каждого человека.

Может ли быть так, что на небесах мы будем продолжать говорить на родных языках, только у нас будет сила Пятидесятницы и способность понимать друг друга без усилий? Такой вывод напрашивается сам собою, если мы рассмотрим конечную цель Бога, описанную в книге Откровения.

В главе 5 Откровения мы видим Бога восседающим на престоле. В правой руке Он держит запечатанную книгу, свиток. И нужен кто-то, кто был бы достоин распечатать и открыть его. Начинается поиск достойных. Он продолжается на небе, на земле и под землею. Но не находится достойного, кто мог бы снять печать и развернуть свиток. Иоанн, который описывает эти события, глубоко разочарован. Он горько плачет. Но вот один из старцев говорит ему, что найден некто достойный. Это лев из колена Иудина. Но когда Иоанн устремляет на него свой взгляд, то льва он не видит. Он видит агнца. Необычного агнца. Он совершенен в Своей духовной власти (семь рогов) и совершенен в духовной проницательности и видении (семь очей). Агнец имел раны, указывающие на то, что Он был заклан. И более того, Агнцу воспевалась песнь, в которой были такие слова: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени».

Итак этот Агнец нашел людей из всякого колена и языка, и народа и племени. Лев из одной этнической группы (гой и мицпаха), этнической группы Иуды – потомков Авраама, Исаака и Иакова, о которых мы читаем в книге Бытия, – стал Агнцем для каждого колена, языка, народа и племени, для всех других народностей (гойим) и племен (мишпаха). Иуда стал благословением для всех народов земли. Лев из колена Иудина стал жертвенным Агнцем для всех народов.

Так реализуется первоначальный Божий замысел, чтобы люди из каждого племени, народа, земли и языка, как упомянуто об этом впервые в Бытии 10, предстали перед Агнцем и восхвалили, возвеличили и прославили Его. Они будут жить в общении с Ним во веки веков. И это тот самый итог Божьего замысла для людей, наполнивших землю во всем многообразии лингвистических, политических, этнических и географических групп. Этот итог повторяется в Откровении 7:9, где мы читаем: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем». Кажется, многообразие людей останется и на небесах, что будет ярким свидетельством величия Бога.