Главная / Статьи / Писания / О СОБЛАЗНАХ
Слово «соблазн» – от греческого «скандалон», означающего буквально «крючок в западне, к которому прикрепляется приманка; ловушка вообще; препятствие, например, камень, положенный на пути врага, чтобы он упал; в переносном значении: преткновение». Бывает множество способов ввести кого-нибудь в соблазн и стать причиной его падения в области нравственной и религиозной. Таковы искушения, которые уготавливают нам сатана или люди. Но есть и другое значение у этого слова: испытание, которому Бог подвергает Свой народ или Свое чадо, чтобы укрепить его в вере. Как отличить одно от другого?


Крест Христа – соблазн для человека

Уже в Ветхом Завете говорится, что Бог может быть причиной соблазна для Израиля: «И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима» (Ис. 8:14). Объясняется это тем, что Бог особым образом испытывает веру Своего народа.

Иисус тоже во многих случаях становится причиной искушения. Он был послан для спасения всех людей, что, казалось бы, никого не могло не радовать. Однако для многих то, что Он делал, стало поводом к ожесточению: «...се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Личность и жизнь Иисуса никак не соответствовали человеческим представлениям о том, каким должен быть Мессия, и все в Нем служило к соблазну. Кто этот, называющий себя Сыном Божьим? Всего лишь сын плотника из Назарета (Мф. 13:57); Он хочет спасти мир не силою мессианского отмщения (Мф. 11:2-5; Ин. 3:17) или мессианства политического (Ин. 6:15), а Своим страданием и крестной смертью (Мф. 16:21). Даже ученики противятся Ему, подобно сатане (Мф. 16:22) и, соблазнившись, оставляют своего Учителя (Ин. 6:66), но Воскресший Иисус снова собирает их (Мф. 26:31).

От людей Иисус требует, чтобы они сделали твердый выбор: за Него или против Него, говоря при этом: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:6). Выбор в пользу мира с Богом требует нравственного усилия, поскольку предполагает признание собственной неправоты и отказ от своих заблуждений. Человек же под влиянием своей греховной натуры меньше всего готов к внутренним изменениям, к отказу от собственных предрассудков. Он склонен устранять внешние источники своего душевного дискомфорта. Постоянным поиском внешних врагов он заглушает всякие сомнения в своей неправоте. Поэтому-то Христос – камень преткновения для противящихся и в то же время «глава угла» (1 Пет. 2:7, Рим. 9:32, Мф. 21:42) для тех, кто открыт созиданию Царства Божьего внутри человека. Таким образом, Он является как источником жизни, так и причиной смерти (2 Кор. 2:16).

Учение Христа – соблазн для религиозных вождей

Книжников и фарисеев соблазняет в Иисусе Его радикальное противостояние «преданию старцев». В Евангелии так названо устное предание, которое состояло из множества правил и предписаний, объясняющих, как исполнять Закон в различных жизненных ситуациях. Фарисеи сознавали, что ни один закон не в силах предусмотреть все жизненные ситуации. Чтобы Моисеев Закон не превратился в культурно-исторический памятник, а действительно оказывал влияние на повседневную жизнь, его надо было интерпретировать и дополнять в соответствии с требованиями времени. На практике это увеличивало число правил и указаний. Фарисеи считали, что Моисеев Закон подразумевал эти установления. Причем, истолкование Закона в этом случае приобретало авторитет самого Закона, поскольку являлось продолжением Закона и было неразрывно с ним связано.

Иисус восстает против устного предания. Он нарушает постановления о субботе (Мк. 2:23-28), демонстративно ест неумытыми руками (Мк. 7:1-8; Мф. 15:1-9). Иисус «предание старцев» прямо противопоставляет «заповеди Божьей» и «слову Божьему». Он требовал от книжников и фарисеев пройти болезненную процедуру отказа от «предания старцев», которое благодаря множеству сложных правил позволяло им контролировать народ. Фарисеи восхищаются послушанием Закону, что равносильно для них послушанию Богу. Но Иисус считает устный закон лишь бременем, отвращающим от любви к Богу и ближнему. Он призывает народ освободиться от человеческих фантазий, которые мешают подлинным отношениям человека с Богом, а фарисеям кажется, что рушатся сами основы еврейской религии. «Предание человеческое» сводит поклонение Богу к чисто внешнему, поверхностному, тем самым поощряет лицемерие. Предание, возникшее в качестве истолкования закона, стало выше закона и тем самым превратилось в новую форму идолопоклонства.

Иисус ничего не делает, чтобы избавить фарисеев от соблазна, не идет на компромиссы, не пытается изменить Свое неудобное учение или образ Своего поведения. Но Он в течении сорока дней является Своим ученикам, чтобы укрепить их пошатнувшуюся веру.

Человек – соблазн для человека

Человек может быть соблазном для своего брата, когда он пытается отвратить его от верности Богу. Кто злоупотребляет слабостью своего брата или полученной от Бога властью, тот виновен и перед братом своим, и перед Богом. Мерзки князья, которые отвращают народ от Бога. Таковы Иеровоам (3 Цар. 14:16; 15:30-34), Ахав или Иезавель (3 Цар. 21:22-25).

Иисус, хотя Сам был «знамением пререкаемым», пришел, однако, для исполнения Завета, чтобы положить конец великому соблазну разрыва между Богом и человеком. И Он строго осуждает вводящих в соблазн, то есть поощряющих к греху: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской!» (Мф. 18:6). Однако Иисус знает, что эти соблазны неизбежны: лжеучителя или соблазнители, как Иезавель в Ветхом Завете, действуют непрестанно. Господь попускает их действию, чтобы испытать Свой народ – от всего ли сердца он предан Господу (Втор. 13:1-3).


Как видно из наших рассуждений, есть разного рода соблазны. В одном понимании соблазнить ближнего – значит поощрить или принудить его к греху. Другой вид соблазнов связан с предрассудками, которые закрепились в человеческих преданиях. Когда действия Бога не соответствуют человеческим представлениям, люди соблазняются действиями Бога и Его служителей. Есть две реакции на подобный соблазн. Когда соблазняются немощные, находящиеся в поиске истины люди, мы должны с любовью и терпением помогать им расти в вере. Поэтому Христос после Воскресения в течение сорока дней являлся к соблазнившимся Его крестом ученикам, чтобы помочь им преодолеть соблазн. Но воскресший Христос не являлся ни к Ироду, ни к первосвященникам, ни к религиозным вождям Израиля, для которых Он был соблазном.

К сожалению, российские евангельские церкви, подобно православным, стали обрастать преданиями старцев. Сложные правила поведения позволяют контролировать верующих людей. Современные фарисеи с успехом используют слово «соблазн» для контроля над другими верующими. Верность евангельской правде обязывает нас противостать подобному контролю и пребывать в свободе Христовой.