Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
АВТОРИТЕТНАЯ КНИГА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Писания / АВТОРИТЕТНАЯ КНИГА
АВТОРИТЕТНАЯ КНИГА
АВТОРИТЕТНАЯ КНИГА
24.09.2011
1056
В вопросах религии христианин сознательно или бессознательно подчиняется как высшему авторитету или традиции, или рассудку, или Писанию. Римско-католическая церковь официально, исторически, сделала такой последней инстанцией именно традицию. Пример – учение о деве Марии. То, что о Марии учит Библия, толкуется в соответствии с традиционным взглядом католической церкви.

Рационализм занял центральное место в протестантизме. Для обозначения рационалистического подхода созданы термины «либерализм» и «модернизм». Здесь высшей инстанцией является заключение, которое выводит рассудок. То, что человеческий рассудок не может принять как разумное, отвергается. К примеру, человек, принимающий этот подход, может заключить, что вера в рождение Христа от девы не является ни рациональной (разумной), ни существенной (основной), и, таким образом, можно отрицать библейское учение по этому вопросу.

Евангельский христианин как на высшую инстанцию смотрит на Библию. Вера в рождение Иисуса от девы принимается, потому что Библия учит этому. То, во что церковь верит относительно девы Марии, должно быть истолковано посредством Писания, а не наоборот.

Это не предполагает, что каждый из этих трех авторитетов не содержит в себе ничего рационального. Приверженцы каждой из вышеназванных систем с готовностью признают важность остальных двух. Однако в случае противоречия встает вопрос: чей голос учитывать? Если традиция, рассудок и Писание расходятся во взгляде на Марию и на рождение Христа от девы, то чей авторитет является высшим и окончательным?

Таким образом, в изучении Библии вы начинаете с вопроса авторитета. Он и естественно из него вытекающий вопрос богодухновенности решаются, когда вы подчиняетесь Слову Божьему. Вы можете изучать вопрос богодухновенности как отдельную тему, но только тогда вы узнаете, что Библия есть вдохновенное Божье Слово, когда подчините себя ее авторитету.

Раз вы стремитесь подчиняться тому, что говорит Писание, то важно понять, что авторитет в Библии проявляется в различных формах.

1. Кто-либо действует авторитетно, со властью, а место Писания объясняет, следует или нет одобрять его действия. Например, в Эдемском саду «сказал змей жене: Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Мы знаем, что это неверно, так как в действительности Адам и Ева умерли.

Царь Давид хотел построить для Бога Храм, и Нафан сказал ему: «Все, что у тебя на сердце, иди, делай, ибо Господь с тобою» (2 Цар. 7:7). Нафан авторитетно сказал Давиду, что следует делать, но мы знаем, что его совет был неправильным и что Бог не хотел, чтобы Давид построил Храм (ст. 4-17).

После совета в Иерусалиме (Деян. 15) Апостол Петр посетил церковь в Антиохии и ел вместе с язычниками. Павел сказал о Петре: «До прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных [христиан из иудеев]» (Гал. 2:12). Мы знаем, что этот его поступок – отделение от христиан-язычников – был неправильным, ибо Павел упрекнул его за это и далее объяснил, почему это неправильно.

2. Кто-либо действует авторитетно, но место Писания не выказывает ни одобрения, ни неодобрения. В этом случае поступок может быть расценен на основе всего остального, что говорит Библия по этому вопросу. Например, Аврам и Сара пришли в Египет из-за голода в Ханаане (Быт. 12:10-20). Из страха, что фараон убьет его, чтобы взять себе красавицу Сару, Аврам сказал своей жене: «Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Быт. 12:13). Было ли это проявлением трусости со стороны Аврама? Место Писания ничего не говорит об этом. Вам предоставлена возможность самому сделать заключение и прийти к своему собственному пониманию, учитывая все остальное, что Писание говорит по этому вопросу. Вам придется самостоятельно решать в своем сердце, был Аврам прав в своих действиях или нет, в этом и заключается толкование Библии.

После того как Лот потерял жену при разрушении Богом Содома и Гоморры, он и две его дочери стали жить в пещере в горах около Цоара. В страхе, что они никогда не выйдут замуж и поэтому умрут бездетными, две дочери начали сами «принимать меры». Дважды по ночам они успешно спаивали отца и по очереди вступали с ним в половые сношения, каждая в одну из ночей. Они забеременели и родили сыновей Моава и Бен-Амми от своего отца (Быт. 19:30-38).

Тем не менее Петр говорил, что Лот был праведным человеком. «И если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, [Бог] превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил...» (2 Пет. 2:6-7). Было ли случившееся в пещере праведным поступком? Данное место ничего не говорит об этом. Однако все Писание много говорит о подобных отношениях, и этот поступок можно оценить на основании того, чему учит Библия.

3. Бог или Его представители объявляют мнение и волю Бога. Часто это бывает в форме заповедей (повелений). Например, Иисус сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).

Некоторые повеления, однако, даются лишь в конкретных обстоятельствах и не предназначены для универсального применения. Бог сказал Ною: «Сделай себе ковчег из дерева гофер, отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи» (Быт. 6:14). Иисус сказал двум Своим ученикам: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязавши приведите ко мне» (Мф. 21:2). Если Бог сказал Ною построить ковчег, это не значит, что и мы должны строить ковчеги; и мы не ходим, не отвязываем ослов и не приводим их к Иисусу. Обстоятельства, при которых было дано повеление, и его содержание сами указывают, должно ли оно применяться универсально.

Все Писание авторитетно, но в нем есть то, чему вы не должны следовать. Однако надо быть осторожными и не применять надуманную логику с целью уклониться от исполнения того, что, как вы знаете, является Божьей волей для вас.

Человек мира сего все дальше и дальше отходит от библейских норм. Это в свою очередь оказывает давление на Церковь – пересматривается отношение к библейским заповедям относительно таких вещей, как развод, и другие морально-этические вопросы. Чаще всего этот пересмотр или «свежий взгляд» – не что иное, как грубое нарушение моральных норм, вызвавшее гибель Содома и Гоморры. Такие тенденции берут начало в нежелании подчиняться авторитету Библии. Для христианина же Библия есть и всегда будет авторитетной книгой.


Из книги «Изучение, толкование
и применение Библии»
Издательство "Мирт", 1997