Главная / Статьи / Писания / ПИСАНИЕ И НАШ ОПЫТ
ПИСАНИЕ И НАШ ОПЫТ
ПИСАНИЕ И НАШ ОПЫТ
24.09.2011
2099
Углубившись в чтение Нового Завета, вы обнаружите, что его книги разделяются в основном на два рода – повествовательные и инструктивные (поучительные, содержащие наставления). (Большая часть Откровения и часть Евангелий могут быть классифицированы как пророческие книги). Повествовательная часть Нового Завета прослеживает жизнь Господа Иисуса в четырех Евангелиях и историю первоапостольской церкви в Книге Деяний. Послания, или письма, большей частью написаны с целью наставления членов этих первых церквей в основах христианской жизни.

Изучая инструктивную часть Нового Завета, вы увидите, что автор сначала утверждает истину, а потом уже говорит об определенном событии, которое является следствием этого утверждения. Например, Новый Завет не учит, что Иисус потому восстал из мертвых, что Он является Сыном Божьим. Наоборот, потому что Он Сын Божий, Он восстал из мертвых.

События, развертывающиеся в Библии, толкуются на основании того, что утверждает Бог, и никогда – наоборот. Мы не заключаем, что мир был поражен злом, потому что Бог уничтожил его потопом в дни Ноя. Напротив, Библия говорит, что мир был развращен злом, и поэтому Бог решил уничтожить его, и уничтожил.

На протяжении Книги Деяний развертывается повествование о том, что происходило в жизни верующих первого столетия. Из этих событий не следует делать заключений, касающихся доктринальных вопросов, если они не сопровождаются учением. Наоборот, следует толковать эти события в свете доктринальных (содержащих учение) мест Нового Завета. В Деяниях зафиксировано несколько моментов, когда люди встречали Святого Духа. Если проанализировать все эти случаи, становится очевидным, что из этих встреч нельзя вывести учения. В день Пятидесятницы Петр и ученики говорили на языках, и люди различных языковых групп все могли понимать благовествование на своем родном языке: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие, не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (Деян. 2:7,8).

Когда Петр пришел в Самарию познакомиться со служением Филиппа, новообращенные еще не получили Духа Святого. «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8:17). Здесь нет упоминания о том, что за этим последовало говорение на языках.

После обращения Павла на пути в Дамаск, к нему пришел Анания и возложил на него руки. Павел исполнился Святым Духом и был крещен (Деян. 9:17–19).

В Эфесе Павел встретил людей, которые были крещены только «крещением Иоанновым» – крещением покаяния. Павел проповедовал им Иисуса, и они уверовали и были крещены. «И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян. 19:6). Нам не сказано, на каком языке говорили эти люди, но он, скорее всего, отличался от тех языков, на которых говорили в день Пятидесятницы. Ситуация была другой. Вероятнее всего, это был «незнакомый язык», требующий истолкователя, о котором Павел упоминал в своем послании к коринфянам.

Доктринальная часть Нового Завета говорит об использовании языков верующими. В этом учении возможным является такое место, как 1 Кор. 12–14. Заметьте, что этот отрывок сам по себе говорит об использовании и контролировании языков, без ссылки на случаи, описанные в Деяниях. Другими словами, Павел говорит: «Вот правильное учение о языках – удостоверьтесь, в соответствии ли с ним находится ваш личный опыт». Он не говорит, что раз в Церкви было пережито определенное явление, то из него можно вывести определенное учение.

Ваши личные переживания – какими бы они ни были – должны быть сверены с Писанием и истолкованы. И никаких обходных путей. «Так как я имел это переживание, должно быть истинно следующее...» – такой подход не годится для толкования Библии.

Все это никоим образом не предполагает, что опыт сам по себе не имеет ценности. Совершенно напротив. Опыт (практика) удостоверяет действительность учения. Воскресение Иисуса Христа подтверждает тот факт, что Он Сын Божий. Вы знаете, что факт вашего спасения истинен, так как вы в связи с этим что-то пережили. Но вы не формируете учения о спасении на основе пережитого вами. Вы сверяете ваш опыт с Писанием, чтобы выяснить, что же произошло в вашей жизни.

Мы часто видим в Библии, что после какого-то утверждения следует пример из практики, чтобы доказать действительность этого утверждения. Например, мы читаем о том, как узнать, действительно ли человек, объявляющий себя пророком, является таковым: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» (Втор. 18:22).

Охозия, сын Ахава и Иезавели, был царем над Израилем, Северным царством. По причине греха Охозии, пророк Илия возвестил, что он умрет. Царь Охозия послал воинов взять Илию. Илия отвечал начальнику воинов: «Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба, и попалил его и пятидесяток его» (4 Цар. 1:10). За пророческим высказыванием Илии последовало его исполнение, доказывающее, что Илия был истинно пророк Божий. Его утверждение сопровождалось практическим подтверждением.

Личный опыт – важная часть христианской жизни, но следует быть осторожными и отводить ему надлежащее место. Хотя вы и учитесь на личном опыте, вы не должны судить о Библии на его основании.

Это легко забывается в очень многих областях жизни. Например, предположим, что у вас возникла трудность с деньгами. Господь говорит вам об этом, и вы чувствуете, что Он даст вам возможность покончить со всякими видами покупок в кредит. Вы добросовестно работаете, экономите и выплачиваете всем вашим кредиторам. Это изменяет вашу жизнь. Вы теперь свободны от долгов и убеждены, что никогда больше не вернетесь к покупкам в рассрочку. До этого момента все идет прекрасно.

Но затем вы делаете еще шаг и предполагаете, что всякий, берущий в долг или покупающий в рассрочку, нарушает библейскую заповедь. В подтверждение своей точки зрения вы цитируете: «Не оставайтесь должными никому ничем» (Рим. 13:8). Здесь вы уже нарушили важный принцип толкования. Вы истолковали Библию в свете своего собственного опыта и потребовали от других, чтобы они последовали этому толкованию.

Писание прекрасно сочетается с жизненным опытом. Чем больше времени вы будете уделять изучению Библии, тем реальнее станет эта истина в вашей жизни. Кажется, что библейские авторы именно вас имели в виду, когда писали свои слова, – до того конкретно эти слова применяются в вашей жизни.

Именно по этой причине следует старательно придерживаться этого порядка вещей: вы предоставляете Божьему Слову толковать и формировать ваш опыт, а не толкуете Писание на основании собственного опыта.


Из книги «Изучение, толкование
и применение Библии»
Издательство "Мирт", 1997