Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЦЕНА ЧИСТОТЫ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Писания / ЦЕНА ЧИСТОТЫ
Известный фильм Мела Гибсона, посвященный жертвенным страданиям Христа, многие, наверное, считают чрезмерным натурализмом. На экране мы видим жуткую цепь беспрерывных истязаний. Поневоле возникает сомнение: может ли человеческое тело выдержать такое обилие ударов и боли? Откуда у авторов уверенность, что представленное имело место в реальности? Не слишком ли много Гибсон добавил от себя, и является ли оправданной такая его смелость?

Хочу стать на сторону создателей картины. Верю, что в данном случае мы не имеем дело с вольным фантазированием или преувеличением.

Надо думать, что, решившись на постановку фильма, Мел Гибсон внимательно исследовал не только Библию, но и другие источники, в той или иной мере освещающие голгофские события. Одним из таких источников могли быть сведения, касающиеся знаменитой Туринской плащаницы.

Эта плащаница (или, по-другому, пелены) сохранялась в Иерусалиме c апостольских времен как погребальное одеяние Христа. Она представляет собой кусок материи длиной 4,41 м и шириной 1,10 м. В 438 г. императрица Евдоксия перевезла пелены в Константинополь. Позднее они были уложены в серебряный ларец и отправлены во Францию, а оттуда в Голландию. В конце концов, пелены оказались в Италии, где местом их постоянного хранения стал город Турин.

Реликвия демонстрируется публике через каждые 33 года. В 1898 г., когда серебряный ларец открылся в очередной раз, пелены были впервые сфотографированы. А в 1931 г. они подверглись тщательному исследованию, в котором участвовали видные врачи, ученые-химики и судебные эксперты. Результаты исследований послужили почвой для возникновения обширной литературы. Наибольшую известность получила книга доктора медицины Хюнека «Голгофа».

Согласно Евангелию, Христос был погребен в спешном порядке перед началом пасхальной субботы. Тело Его не успели омыть, а лишь облекли в погребальную ткань. То же самое произошло и с покойным, которому принадлежала наша плащаница. Выяснилось, что пелены были пересыпаны смесью мирры и алоэ. Такая смесь при соприкосновении с кожей действует как фотопроявитель, образуя негативный оттиск поверхности тела. Фотографам пришлось прибегать к двойной обработке материала, чтобы получить позитивный снимок.

Врачи констатировали, что человек, изображение которого запечатлелось на Туринской плащанице, претерпел такие же физические мучения, какие, согласно Евангелию, пришлось испытать Христу. По особым следам крови было установлено, что на голову истязаемого трижды водружался терновый венок. Раны на руках свидетельствовали, что страдалец подвергся распятию. Он являлся, скорее всего, плотником, так как его правое плечо было заметно развитее, чем левое.

Профессор Ферри, детально исследовавший плащаницу, установил, что рост мученика составлял 188 см, и черты его лица были по-царственному крупны. Это вполне соответствует логике библейского повествования. Евангелие доносит до нас, что Христос был всегда заметен в гуще людей, что Он произносил речи перед многотысячной аудиторией на открытой местности. Для этого требовались соответствующие физические кондиции. Две тысячи лет назад высокий рост являлся для масс признаком силы лидера. Человеку среднего или небольшого роста было бы сложно обратить на себя внимание толпы и не затеряться в ней.

Можно вполне уверенно утверждать, что Туринская плащаница является пеленами распятого Христа. Для сомнений в этом не существует серьезных оснований.

Во-первых, вариант подделки изображения исключен. Никакой художник не в состоянии создать рисунок, запечатленный на ткани плащаницы. Это есть результат химического взаимодействия погребальной смеси с ранами, рубцами, кровью и самой кожей. К тому же, рисунок является негативным, что делает возможность подделки еще более невероятной.

Изображение, обнаруженное на пеленах, могло образоваться лишь в том случае, если они оборачивали реальное тело. Причем тело должно было принадлежать человеку, подвергнутому таким же истязаниям и такой же казни, как и Христос.

Сомневающимся в подлинности Туринской плащаницы остается предполагать, что первые христиане совершили подлог и стали хранить пелены, снятые с другого покойного. Но для этого им следовало воссоздать картину голгофской расправы. Надо было найти высокого плотника, жестоко истязать его, водрузить ему на голову терновый венец – как на «царя иудейского» – и затем пригвоздить к кресту. Ясно, что подобное предположение выходит за границы здравого смысла, как и другие возможные версии о подлоге.

Согласно закону и обычаям, иудеи избегали соприкосновения с одеяниями мертвецов. Поэтому представляется знаменательным, что иерусалимская церковь решила сберегать погребальные пелены. Они не могли храниться как память об умершем, а лишь как доказательство Воскресения Христа.

Подтверждением подлинности реликвии являются и воссоздаваемые ею детали истязаний. Исследователи установили, что на теле, обернутом в плащаницу, присутствовало 600 следов от ударов плети. Точнее, были две разные плети. Одна – треххвостая с металлическими шарами. От ее ударов образовывались подкожные синяки. Другая плеть была оснащена крюками. Они рвали кожу избиваемого и оставляли кровавые следы. Только обвинение в богохульстве могло являться основанием для столь жестокой экзекуции.

При распятии использовались массивные кузнечные гвозди длиной около 18 см. Левая рука распятого, как видно, не достигала заранее сделанного для гвоздя отверстия. Поэтому она была почти выдернута из сустава.

Борода страдальца во многих местах была вырвана клочьями. Его правая щека оказалась обезображенной, а нос был сломан на левую сторону. Отсюда следует полагать, что истязаемого чаще всего били левой рукой. Дело в том, что иудеи избегали наносить удары правой рукой, ибо она предназначалась для Торы.

Как видим, реликвия рассказывает о тех событиях, которые предрекал Исаия за 700 лет до Голгофы: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50:6).

Почему же Христу было суждено испытать так много мучений? В чем причина крайней озверелости противника? И почему Бог допустил подобное? Разве само по себе распятие не могло служить достаточной жертвой?

Безграничная жестокость, с которой истязали Христа, была не случайной и не бессмысленной. Своей свирепостью противник стремился пробудить в Иисусе встречное зло в виде ненависти к мучителям. Даже малейшее проявление такой «естественной» реакции, аннулировало бы жертву. Она была бы испорчена грехом злобы, и потому перестала бы быть чистой.

Во многих умах, наверное, кроется мысль, что распятие было актом предопределенным, одним из пунктов великого плана, чуть ли не формальностью. Христу, дескать, легче было выдержать казнь, чем простому смертному. Ведь Он же сильный, потому что Бог. Но дело в том, что при Голгофе речь не шла о соизмерении сил, иначе враг был бы моментально раздавлен. Победу нужно было добыть не силой, а любовью, дабы подтвердить ее всесилие.

Если бы «справедливая» злость, которой мы так легко поддаемся, поднялась бы в сердце истязаемого Христа, то это означало бы, что любовь не может противостоять злу сама по себе, не превращаясь в такое же зло. Тогда оставалось бы признать первичность и главенство зла.

Христос обладал столь же слабым человеческим телом, как и любой из нас. Но Его любовь была выше нашего разумения. Именно это дало Ему сил и сделало победу предопределенной. Тем не менее прийти к победе надо было через реальное, страшное испытание.

Враг наверняка рассчитывал на успех. Ведь ему было дозволено все. Все виды сатанинского оружия были пущены в дело: ложь (Христос был оклеветан), вероломство (Его предали), оскорбления (Христу плевали в лицо, били Его по щекам и осмеивали), унижение (Христос был раздет донага перед толпой, ибо по законам Рима поднимаемые на крест преступники должны были быть полностью обнаженными).

Но главным оружием противника, на которое он возлагал большие надежды, была запредельная физическая боль. Ведь сатана – это не только вера в превосходство лжи над истиной. Это еще и вера в то, что плоть сильнее духа.

Христос выдержал все, не расплескав ни капли любви и молясь за собственных палачей. Сердце Его осталось закрытым для злобы, как ранее оно было закрытым для подкупа. Сатана вновь проиграл. На этот раз окончательно. Результат сражения при Голгофе пересмотру не подлежит. Возможностей для реванша нет, ибо проигравший использовал все, что имел. Ничего другого у него не осталось.

Да, мир по-прежнему демонстрирует свою злую силу. Она проявляется в жестокости, жадности, лукавстве, лицемерии, гордости и бесконечной лжи. Но бравирующие такой силой или завидующие ей совершают трагическую ошибку. Эта сила мертвая, приговоренная. Тот, кто заполняет ею мир, уже не мечтает о выигрыше, а лишь стремится увлечь за собой в бездну как можно большее число «своих».

Христос победил за нас. Нам не нужно идти в бой за собственное спасение, тем более что для этого мы слишком слабы. Нужно лишь принять победу из Его рук. Точнее, из рук в руки. Каждому лично.