Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЧТО ЗА ЗВЕРЬ - ЭТОТ КОУЧИНГ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / ЧТО ЗА ЗВЕРЬ - ЭТОТ КОУЧИНГ?
ЧТО ЗА ЗВЕРЬ - ЭТОТ КОУЧИНГ?
ЧТО ЗА ЗВЕРЬ - ЭТОТ КОУЧИНГ?
24.09.2011
1870

Читатели, которые хорошо знают книжную продукцию издательства «Мирт», конечно же, обратили внимание на книгу Гари Коллинза «Пособие по христианскому душепопечению». Эта книга вышла не так давно и разошлась с завидной быстротой, несмотря на то, что многим не был знаком термин «душепопечение».

Не успели мы разобраться в этой весьма непростой, но интересной теме, как на прилавках книжных магазинов появилась новая книга Гари Коллинза «Коучинг в христианском служении». Думаю, что новый термин — «коучинг» — озадачил еще большее количество людей, но при этом, надеюсь, вызвал любопытство и желание понять поднятую проблему.

Несомненно, тема, заявленная в этой книге, будет интересна многим — и порукой тому имя автора, дипломированного психолога, доктора наук, квалифицированного коуча, который в настоящее время возглавляет Международный союз христианских психологов. Задача этого союза — объединение и подготовка христианских руководителей в разных странах мира.

Сначала давайте попробуем разобраться в том, что же такое «коучинг».

В XVI веке слово «коуч» обозначало пассажирскую или почтовую карету. Такой экипаж должен был доставить людей от того места, где они находились, в некоторое другое место, куда они хотели попасть. В 80-х годах XIX века коучем стали называть инструктора, обучавшего гребле студентов Кембриджского университета.

Практика коучинга, возможно, так и ограничилось бы сферами спорта и исполнительского искусства, если бы несколько лет назад эти методы внезапно не распространились на сферу корпоративной деятельности. Столкнувшись с лавиной вызывающих тревогу перемен, бурным развитием технологий и непрерывно возрастающими потоками информации, руководители предприятий и организаций обнаружили, что ни один человек не в состоянии охватить все происходящее.

Ни один генеральный директор больше не мог руководить, как прежде, — единолично; не мог быть в курсе всего, что происходит на предприятии, и не мог обладать квалификацией, достаточной, чтобы говорить своим подчиненным, что им надо делать. Не только в крупных компаниях и организациях, но и в небольших фирмах работникам всех уровней пришлось учиться справляться с непрерывно меняющейся ситуацией. Они должны были искать новые способы управления, принимать разумные решения, работать более эффективно, причем постигать все это они должны были в условиях уже ставшего привычным чрезвычайно напряженного образа жизни и нарастающего стресса.

Многим нужна была помощь в решении проблем планирования собственной повседневной жизни. Рядовые работники должны были научиться думать и действовать как лидеры, вынужденные постоянно принимать решения. Неожиданно оказалось, что принципы коучинга применимы и в деловом сообществе. Коучинг вышел за пределы оздоровительных клубов, вошел в практику повышения квалификации работников предприятий и организаций и в настоящее время стал «актуальнейшим явлением в менеджменте».

Это явление, однако, распространилось далеко за пределы менеджмента. Сегодня практика коучинга актуальна везде, кроме церкви. Люди обращаются к коучам в различных областях. Одни ищут коуча, чтобы он помог им решить проблемы, возникающие в браке, при воспитании детей; другие — в духовном росте; многие хотят научиться эффективно использовать свое время, а кому-то необходима помощь в связи с наступлением кризисного периода жизни. Все виды коучинга сходны в одном: коуч помогает людям проходить через трудные для них периоды неудовлетворенности и с уверенностью продвигаться вперед в изменяющихся обстоятельствах.

По своей сути «коучинг — это искусство и практика руководства переходом отдельного человека или группы людей от состояния неудовлетворенности к желательному для них уровню компетентности и реализации способностей». Коучинг помогает людям глубже осознать реальность, укрепить уверенность в себе, раскрыть личностный потенциал, развить свои навыки и умения и предпринять практические шаги к достижению целей. В этом процессе человек сосредоточивает свое внимание не на том, что ушло в прошлое, а творчески обдумывает перспективы будущего; внимание при этом направлено не столько на преодоление слабостей, сколько на совершенствование навыков и умений, на развитие сильных сторон личности. Коуч помогает человеку самому делать выводы и решать, как ему следует поступить.

В книгах и специальных статьях о коучинге часто поднимается вопрос о жизненных ценностях, иногда делаются ссылки на духовное начало личности, но большинство этих работ написаны в расчете на светский потребительский рынок и не имеют никакого отношения к христианству. Таким образом, в настоящее время для христианского сообщества коучинг — нечто новое, хотя и деятельность Христа в Его служении людям, и жизнь раннехристианской церкви, несомненно, включали в себя то, что мы сегодня называем этим термином.

Сам Гари Коллинз, решив профессионально заниматься коучингом, выбрал для себя особое направление — христианский коучинг. В своей книге он говорит о некоторых принципах, которые делают христианский коучинг уникальным (хотя христианские коучи используют в своей работе многие методики светских коллег). Самое главное состоит в том, что христианский коуч привносит во взаимоотношения с людьми, участвующими в процессе, библейское мировоззрение.

Коллинз пишет: «Христиане верят, что каждый человек сотворен по образу и подобию Бога. Мы все, будучи людьми, так или иначе являемся грешниками, но мы искуплены кровью Иисуса Христа, Который предлагает каждому из нас прощение грехов и дар спасения. Мы можем либо проигнорировать то, что нам предлагается, либо принять этот дар, дающий полноценную жизнь на земле и вечную жизнь после физической смерти».

Христиане уверены, что Бог полновластен, что Он знает Своих людей и готов оказывать им руководящую помощь, наделяя их духовной силой. Как и все люди, они хотят знать о своих душевных влечениях и внутренних силах, знать свои жизненные цели и иметь представление о своем будущем. Но, как христиане, они осознают, что все это дано Богом и что полностью реализовать свои способности можно только в том случае, если жить в соответствии с Божьим замыслом. Христианские коучи убеждены, что именно Бог, а не человеческая изобретательность, определяет основу личности каждого из нас и что именно Бог оказывает коучам руководящую помощь в их работе.

Христианский коуч стремится следовать тому, чему учил Христос, то есть подражать Ему и подходить ко всем сторонам жизни с позиции Его учения. «То, во что мы верим, формирует нас, а это оказывает воздействие на все, что мы делаем». Если такого воздействия нет, значит чего-то недостает в наших отношениях с Христом, что-то мешает нам в настоящий момент, чего-то не хватает в нашей духовной жизни. Как уже было сказано, христианский коуч знает и применяет общепринятые методы коучинга, но, кроме того, он регулярно молится за людей, с которыми работает, и с готовностью идет на обсуждение вопросов духовного характера, особенно в работе с христианами, чье мировоззрение и жизненные ценности близки ему. При этом он признает право человека строить свою жизнь на основе тех ценностей, которые сам коуч, возможно, не считает христианскими.

Вот такую интереснейшую тему рассматривает Гари Коллинз в своей новой книге. Как и другие его произведения, эта книга отличается четкой структурой, ясностью изложения и содержит в себе большой практический материал. Собственно говоря, ее можно было бы назвать «Пособием по христианскому коучингу», так как она способна оказать реальную помощь тем, кто решит стать профессиональным коучем, или нести подобное служение в церкви, или, возможно, применить методы коучинга при решении собственных проблем.

В книге приводятся записи бесед-интервью с профессиональными коучами. Они отвечают на все вопросы, волнующие автора, проясняя тем самым для читателя суть коучинга. В книге также много схем, таблиц, рисунков, которые наглядно подтверждают выводы автора. Большим подспорьем станут для вас приложения (всего их одиннадцать), примечания и тематический указатель, помещенные в конце книги.