Главная / Статьи / Рецензии / ОСВАИВАЯ БЛАГОВЕСТИЕ
ОСВАИВАЯ БЛАГОВЕСТИЕ
ОСВАИВАЯ БЛАГОВЕСТИЕ
24.09.2011
573

В конце прошлого года на прилавках христианских книжных магазинов появилась очередная книга о благовестии. Вернее, эта книга внеочередная, так как мысли изложенные в ней сильно отличаются того, что обычно пишут, касаясь данной темы.

Речь идет о книге «Свой среди своих», написанной Джимом Петерсоном и Майклом Шеми. Если Вам доводилось читать книги Джима Петерсона, изданные на русском языке до этого («Живое свидетельство» и «Церковь без стен»), то в данной работе вы найдете много созвучных тем. В книге «Церковь без стен» представлен блестящий анализ культурной ситуации эпохи Постмодерна. В новой книге авторы пытаются дать богословское обоснование типу благовестия, который соответствовал бы современной ситуации.

Первая часть книги посвящена теории. Здесь читателю предлагается концепция «ближних». Ее суть в том, чтобы использовать уже образовавшуюся вокруг каждого из нас уникальную систему взаимоотношений на работе, учебе и т. п. Такой подход к благовестию действительно революционен.

Чему зачастую учат в церквях? Мы должны порвать всякие дружеские связи с миром. Негоже ведь верующему ходить на вечеринки и посиделки безбожников! Впрочем, эти связи рвутся сами после первой «ударной» евангелизации…

Затем нас начинают увещевать, что мы должны благовествовать. Но кому? Знакомые нас уже послушали, значит нужно идти к незнакомым. Большинство книг о благовестии посвящены как раз этой проблеме: как убедительно передать незнакомому человеку суть Евангелия.

Если мы благовествуем ближним, то слов оказывается мало… Здесь нужны не просто пламенные речи, здесь нужна жизнь. Вспоминается высказывание Франциска Ассизского: «Проповедуй Евангелие всему миру, и, если необходимо, используй слова».

Во второй части авторы рассматривают возможные затруднения на пути благовестия. Как преодолеть страх? Где выкроить время?

Третья часть книги посвящена практическим советам по служению ближним. Как быть своим для своих? Как стать «городом наверху горы»? Авторы предлагают семь возможных путей, для развития «дара» быть ближним.

Книга «Свой среди своих» оказывается удивительно созвучной тем разговорам, которые ведутся в кулуарах российских протестантских церквей. Всем понятно, что «старые» методы благовестия уже мало кого привлекают. Непонятным остается, что же можно предложить взамен. И здесь идеи, изложенные в книге, могут оказаться как нельзя кстати. По крайней мере, авторы показывают, что есть альтернатива так называемой «уличной евангелизации».

Разумеется, советы, которые вы найдете в данной работе, не безупречны. Возможно, самое слабое место в подходе Петерсена в этой и других книгах связано с концепцией церкви. Петерсен смотрит на церковь как миссионер, но не как пастор. Здесь предпочтение всякий раз отдается церкви как вселенскому Телу Христову, нежели церкви как поместной общине.

Может ли церковь существовать вовсе без стен? Это сложный вопрос. Поскольку, у Петерсенна «миссионерский» подход к экклесиологии, он говорит преимущественно о том, как начинать церкви, но не о том, как они потом будут жить.

Любая община, возникнув, начнет постепенно обрастать традициями. Церковь свободная от стереотипов, - это люди свободные от стереотипов. Достижимо ли последнее? Вероятнее всего, нет. Просто в протестантских странах церковные стереотипы будут одни, в католических – другие, а в православных – третьи.

Возникает вопрос: как быть протестантской церкви в православно ориентированной стране? Этот важный «конфессиональный» аспект благовестия авторы обходят стороной. Правда, в одной книге осветить столь сложную проблему и не представляется возможным. В каждой стране существует своя специфика. Авторы не задают жестких схем, они, скорее, приглашают к творческому осмыслению благовестия.

В книге не дается громких обещаний, что церковь начнет расти как на дрожжах, если применить выверенную «формулу» служения. Здесь нет чудодейственных рецептов, по привлечению людей в общину. Скорее, наоборот, книга призвана разрушить миф о быстрых успехах в деле евангелизации.

Не хочется быть пессимистом, но подход, предлагаемый авторами, вряд ли встретит повсеместное принятие. Слишком уж он реалистичен. Нам вовсе не хочется расставаться с иллюзиями. Мечта о том, что в нашей церкви буквально повторятся события второй главы Деяний апостолов, так притягательна. И ведь в других книгах авторы не скупятся на обещания о том, что есть рецепт достижения таких же результатов.

«Нам хочется думать, что существуют какие-то короткие пути распространения Евангелия в мире. Нам, обществу предпринимателей, трудно представить, что коротких путей не существует! Мы надеемся, что если все хорошо спланировать и выделить достаточно денег, то все получится. Но здесь нужен другой подход. Иногда до нас доходят известия о том, что где-то уверовало много людей. Но если копнуть глубже, оказывается, что плод их веры был недолговечным» [c. 40].

Книга не обещает много и не обещает быстро. С другой стороны, если вы устали от лозунгов: «Мы завоюем этот город для Христа!», от бесконечных деклараций духовной мощи, то эта книга для вас. Она поможет понять, что быть ближним для своих неверующих знакомых, - это не так уж мало.

Книгу следует прочитать всем, кто всерьез обеспокоен проблемой личного и церковного благовестия.