Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СЕРДЦЕ ГОМИЛЕТИКИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / СЕРДЦЕ ГОМИЛЕТИКИ
СЕРДЦЕ ГОМИЛЕТИКИ
СЕРДЦЕ ГОМИЛЕТИКИ
24.09.2011
1049

Пайпер Дж. Величие Бога в проповеди / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2004. – 124 с.

Какую тему выбрать для проповеди? Как подготовить проповедь? Как держать себя за кафедрой? Эти вопросы волнуют многих проповедников. Ни на один из них книга Джона Пайпера «Величие Бога в проповеди» не отвечает…

И, тем не менее, книгу стоит прочитать. В ней не написано, какой должна быть проповедь по форме или по содержанию, но зато затрагивается более важный вопрос – какой должна быть проповедь по «духу».

В первой части книги Пайпер рассматривает три аспекта служения проповедника. Целью проповеди, по его мнению, всегда должна быть слава Божья, основой проповеди – крест Христов, силой проповеди - Дух Святой.

Пайпер убежден, что настало время вернуться к «теоцентричному» проповедованию. Слишком часто проповеди напоминают телепрограммы популярных психологов о том, как преодолеть невзгоды, бросить курить и стать лучше.

В книге встречаются нелегкие вопросы: «Могут ли прихожане наших церквей, покидая воскресные богослужения, унести с собой ощущение присутствия Господа, осознание Его суверенной воли, память о Его благодати и видение Его бесконечного бытия? Попадают ли они хоть раз в неделю, хоть на один час (чего мы вправе желать) в атмосферу святости Бога, проникающую во все их внутренности, о которой они будут помнить всю последующую неделю?»

Пайпер убежден, что глубочайшим желанием человеческого сердца является созерцание Божьей славы, главной жаждой человеческого естества – жажда Бога. Беда в том, что человек редко осознает эту потребность в должной мере. Не осознают этого и проповедующие… В результате проповеди о Божьей святости и славе звучат редко.

Встреча в проповеди святого Бога и грешного человека возможна только благодаря кресту. Крест, по мнению Пайпера, приносит в жизнь верующего смирение. Где побеждена гордость, торжествует Божья слава. Пайпер пишет: «Крест превозносит славу Бога и смиряет гордость проповедника и слушателей. Крест преподает нам знание о Боге и христианской этике».

Раз за разом Пайпер повторяет: «Цель проповеди – слава Божья, отраженная в радостном служении Божьих созданий».

Чтобы такая проповедь стала возможной, необходима помощь Духа Святого. Разумеется, эта помощь будет дана только тем, кто проповедует, опираясь на богодухновенное Слово. «Слово! Центр всего! Всякая христианская проповедь должна разъяснять библейский текст и учить слушателей применять его истины в жизни. Наш авторитет как проповедников, посланных Богом, утверждается на нашей верности Писанию…»

В книге нет ни одного совета о том, как подготовить текст проповеди. Зато Пайпер подробно пишет, как подготовить к проповеди свое сердце. Он вывел для себя пять принципов: смирение, молитва, доверие, проповедь с уверенностью в Божьей помощи, благодарение. Именно соблюдение этих принципов, по мнению Пайпера, позволяет обрести помощь Духа Святого.

В книге также нет идей, как именно можно раскрыть тему Божьей святости. Вместо этого особое внимание уделяется стилю проповеди, которая соответствовала бы столь возвышенной теме. Анализируя проповеди пуритан, Пайпер приходит к выводу, что их слова имели необыкновенную силу воздействия. При этом сами проповедники часто не обладали особыми ораторскими способностями. В чем же был их секрет?

По мнению Пайпера, сила проповедей была в атмосфере торжественности, серьезности, искренности и возвышенной радости, сопровождавших служение. Именно этого не хватает сегодня. «Люди не познали или имеют небольшое представление о глубоком чувстве радости от переживания ими ощущения строгости и серьезности. Поэтому они в поисках радости прибегают к единственному известному им способу – стараются быть легкомысленными. Пасторы быстро поняли, как найти самый легкий путь к сердцам прихожан. Стремясь подарить радость, создать дружественную атмосферу, они культивируют в прихожанах легкомысленность. Это видно во всем: в манере держаться, в небрежном отношении к словам».

Резюмируя свои мысли, Пайпер призывает проповедников: «Пусть радость и серьезность сольются в жизни и проповеди пастора так, чтобы они отрезвляли беззаботных и делали сладким бремя святых».

Подход Пайпера напоминает лютеранскую концепцию о необходимости являть в проповеди одновременно закон и благодать (она подробно изложена в книге Вальтера К. Ф. В. «Бог говорит “нет” и Бог говорит “да”»). Задача проповедника в том, чтобы сокрушать ложную надежду грешников и врачевать отчаяние святых.

Примечательно, что Пайпер называет одним из ключевых элементов успешной проповеди радость. Он пишет: «…радость, наполняющая проповедь, - это с библейской точки зрения, необходимость; она должна быть у тех, кто любит людей, хочет прославить Бога и желает достичь служением этих двух величайших целей». Речь идет, разумеется, не о легкомысленной веселости, но о духовной радости, источник которой на Небесах.

Вторая часть книги посвящена жизни, служению и богословию Джонатана Эдвардса. Пайпер выделяет девять принципов, которые современные проповедники могут почерпнуть из служения Эдвардса:

1. пробуждайте святые чувства;
2. просвещайте разум;
3. насыщайте проповедь Писанием;
4. используйте сравнения и образы;
5. исторгайте страхом;
6. взывайте и умоляйте;
7. проникайте в глубины сердца;
8. взывайте к Духу Святому в молитве;
9. будьте смиренными.

Мало кто из проповедующих сможет похвалиться воплощением этих принципов в своем служении. Пожалуй, задача может показаться и вовсе непосильной. Но любому проповеднику стоит начать с пункта №8.