Главная / Статьи / Рецензии / РУССКИЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В 1905-1991 ГОДАХ
РУССКИЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В 1905-1991 ГОДАХ
РУССКИЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В 1905-1991 ГОДАХ
24.09.2011
703

Как и следует из названия, вышедшая в свет монография посвящена отношениям русских протестантов с государственной властью в ХХ веке, теме малоизученной и актуальной. Большинство конфессиональных историков концентрируют внимание на внутренней истории своей церкви и почти не рассматривают государственно-церковные отношения на языке документов. Но прежде, чем говорить о книге, определимся в понятиях.

Под «русским протестантизмом» Т.К. Никольская подразумевает «христианские конфессии, движения и религиозные группы, возникшие на Западе в результате развития протестантской ветви христианства и получившие свое продолжение в России в среде русского народа и вообще людей, принадлежащих к русской языковой и культурной традиции». Автор подчеркивает, что в силу исторических причин в России среди русскоязычного населения получили распространение евангельские христиане, баптисты, пятидесятники и адвентисты седьмого дня. Именно эти конфессии постепенно приобрели характерные российские черты и особенности, - о них и пойдет речь в книге.

К русским протестантам автор не относит протестантские конфессии, существующие на территории России в виде религиозно-национальных или земляческих объединений. Причина здесь в том, что лютеране, реформаты и ряд других протестантских конфессий имели статус иностранных исповеданий, и, следовательно, совершенное другое правовое положение, а значит, и свою особую историю.

Хронологические рамки выбраны Т.К. Никольской неслучайно. В 1905 году произошла легализация русских протестантов, и этот юридический статус в основном сохранялся за ними весь рассматриваемый в книге период. Вместе с тем русские протестанты все равно оставались гонимым меньшинством – сначала из-за первенствующего положения в государстве Русской православной церкви, а потом – из-за антирелигиозной политики Советского государства.

Но именно в рассматриваемый период русский протестантизм окреп и возмужал, сформировались его традиции и конфессиональные структуры. В 1991 году произошёл демонтаж государственных институтов, стеснявших религиозную свободу, и начался принципиально новый период истории, которому суждено быть предметом отдельного изучения.

Монография Т.К. Никольской вскрывает всю драму отношений русских протестантов с государственной властью в ХХ веке. После получения легализации в 1905-1906 годах для русских протестантов настали как относительно благоприятные периоды развития (например, 1905-1914, 1917-1928), так и периоды жестоких гонений, когда Советское атеистическое государство ставило во главу государственно-церковных отношений требование полного уничтожения религии (1929-1941, 1959-1964). Обо всем этом читатель прочтет в книге. Наряду с большими темами, такими как сталинские репрессии, или раскол церкви евангельских христиан-баптистов, не оставлены без внимания и более специфические, ранее мало освещавшиеся вопросы как, например, борьба с тунеядством, или движение пятидесятников за выезд из СССР.

В заключение своей монографии Т.К. Никольская кратко анализирует основные процессы и тенденции, имевшие место в русском протестантизме на новом этапе развития с 1991 по 2005 годы. Констатируется, что русский протестантизм в новых условиях стал движением, более разнообразным по своему вероисповедному составу. Автор замечает, что сегодня он является неотъемлемой частью религиозно-общественной жизни, что делает актуальным его дальнейшее изучение.

В чем основная новизна книги? Хотя о русском протестантизме написано немало, объективное изучение предмета начинается только теперь. Ранее этому препятствовал идеологический подход к проблеме, будь то с позиций православия, государственного атеизма или самих русских протестантов. Научная беспристрастность (в противоположность тенденциозности большинства прежних публикаций) – важное достоинство монографии Т.К. Никольской.

Другое несомненное достоинство – богатство использованных источников. В то время как для работ конфессиональных историков характерна (несмотря на отдельные исключения) достаточно узкая информационная база, предлагаемую монографию отличают разнообразие и большой объем использованных исторических источников. Это монографии, мемуары, правовые документы, русская и советская периодика, материалы религиозного самиздата. Особую ценность представляют публикующиеся впервые материалы 12 государственных и церковных архивов пяти городов и собранные в разных регионах устные воспоминания свидетелей описываемых событий. Такой комплексный подход позволил весьма широко и глубоко раскрыть заявленную в названии тему.

Книга содержит многочисленные фотографии событий и их участников, а также фотокопии документов. В нее включен богатый справочно-информационный аппарат. Это Список наиболее значимых литературных источников, Словарь терминов и понятий, Именной указатель, Указатель понятий, терминов и организаций, Указатель географических названий и Список сокращений. Все это тоже можно отнести к несомненным достоинствам предлагаемой книги.

Несмотря на ее научный характер, она обладает несомненными литературными достоинствами. В отличие от многих академических изданий, книга написана хорошим языком и будет интересна не только историкам, преподавателям и студентам христианских ВУЗов, но и каждому, кто захочет глубже познакомиться с историей евангельского движения в России в ХХ веке. Выскажу мнение, что книга должна быть доступна и каждому служителю церкви, если не в личной библиотеке, то, по крайней мере, в церковной.

Т. Никольская – Русский протестантизм и государственная власть в 1905 - 1991 годах. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. – 356 с.: ил. – (Территория истории, Вып. 2)