Главная / Статьи / Рецензии / ПРОПОВЕДЬ И ПРОПОВЕДНИКИ
ПРОПОВЕДЬ И ПРОПОВЕДНИКИ
ПРОПОВЕДЬ И ПРОПОВЕДНИКИ
24.09.2011
1393

Книга доктора Мартина Ллойд-Джонса «Проповедь и проповедники» написана на основании богатого тридцатилетнего пасторского и проповеднического опыта. Это не учебник по гомилетике, а, по словам самого автора, «доверительный разговор со студентами, готовящимися к пасторскому служению, и с рукоположенными служителями. В каком-то смысле это рассуждение вслух». Несмотря на некоторую давность труда – издание на английском языке датируется 1971 годом – размышления автора довольно актуальны и полезны и сегодня для отечественных евангельских церквей.

Материал книги представлен в виде 16 лекций, в разной мере затрагивающих четыре основных фактора: сам предмет проповеди, личность проповедника, слушатели и божественное влияние Святого Духа.

По ходу изложения приводятся множество примеров и затрагиваются конкретные практические вопросы: каково место кафедры в церковном здании, что для проповедника мантия, как должны соотноситься форма и ход богослужения с проповедью, роль музыки (особенно во время евангелизационных служений), действительно ли есть польза от опубликованных проповедей, какова должна быть продолжительность проповеди и допустимо ли ее повторение, есть ли место воображению и юмору в проповеди?

Более детально хотелось бы отметить нижеследующие размышления автора. Начиная утверждать приоритетность проповеди, автор начинает с причин ее упадка: потеря веры в авторитет Писания как самый главный фактор. А также горький опыт «кафедралистов», то есть профессионалов по влиянию на людей, а не проповедников. «Проповедники проповедовали не потому, что не могли молчать об истине, а потому, что они были мастерами красивых фраз».

Утверждая незаменимость проповеди, Ллойд-Джонс указывает на неизменность необходимости донесения евангельского учения из-за кафедры, резко критикуя разного рода отвлечения и заменители: «Если задачей Церкви является только пропаганда определенной политической или социальной реформы, то Церковь, по сути, не нужна, так как всем этим могут заниматься политические организации».

И потому в проповеди ценно не столько ответ на злобу дня, сколько последовательная и точная передача Слова от Бога. Автор также указывает, что никакие другие формы общения или служения не могут и не должны заменять проповедование. «Испробовав другие методы и подходы, вы убедитесь в их бесплодности и вернетесь к проповедованию».

Даются характерные особенности непосредственно самого изложения проповеди: полная самоотдача, владение собой и аудиторией, элемент свободы, ответная реакция слушателей, серьезность, рвение и заботливость, сердечность, чувство неотложности, эмоциональность и сила. «Проповедование – это теология, прошедшая через разум и сердце человека».

Автор не согласен с мнением, что проповедование может быть общедоступно и позволительно для каждого, хотя отмечает, что каждый христианин должен благовествовать, но проповедовать могут лишь пресвитеры, и только те из них, которые получили дар учительства. «Проповедование отнюдь не является выбором человека. Скорее оно является результатом осознания Божьего призыва».

Признаки, по которым можно определить призван ли человек стать проповедником следующие: духовное осознание, влияние на других людей, ощущение некоего бремени, чувство неуверенности (в смысле сомнения в собственных силах, а не нерешительности). Поэтому от проповедника требуется прежде всего благочестивая жизнь и понимание людей, а затем умственные способности и дар красноречия.

Хорошо подмечается, что «иногда ошибка в отношении призыва допускается не столько по вине самого человека, сколько по вине какого-либо служителя или пресвитера, взявшего на себя ответственность настойчиво советовать и даже убеждать человека стать проповедником».

Нельзя не отметить размышления Мартина Ллойд-Джонса о процессе обучения. «Что человек должен приобрести в результате обучения? Прежде всего, определенный объем общих знаний и жизненный опыт». Особо подчеркиваются: тренировка ума, знание Библии, понимание библейской теологии, изучение истории Церкви, в частности изучение ересей, периодов великих возрождений и жизнь выдающихся людей прошлого. Но в тоже время, «система, при которой молодой человек после школы и колледжа идет прямо в семинарию, а затем начинает служение, не имея никакого опыта, подвергается вполне заслуженной критике».

Далее автор дает ряд весьма спорных утверждений по методике обучения проповедников: «Книги «Искусство построения проповеди» и «Искусство иллюстрации проповеди» я считаю извращением. <…> Этому нельзя научить. Проповедниками рождаются, а не становятся. Человека невозможно научить проповедовать, если это не дано ему свыше». Но значит ли это, что для тех, кому это-таки дано, чтобы выявить и развить Божий дар, подобные пособия не окажут все-таки пользу?

Далее: «Я бы запретил студентам читать проповедь своим сокурсникам с целью обсуждения ее формы и содержания. Почему? Потому что в таких условиях проповедь не направлена на достижение своей истинной цели и слушатели не воспринимают ее надлежащим образом».

Возможно, следуя такой логике, церковные хоры не должны проводить репетиции. И не повлечет ли такое мышление к подходу, когда человека «бросают под танк»: хочешь проповедовать – иди в церковь на служение и начинай проповедовать…

И еще круче: «Что касается современных методов, таких как, к примеру, запись на видео, позволяющая человеку со стороны понаблюдать за своими жестами, мимикой и так далее, то, на мой взгляд, они заслуживают самого сурового осуждения. То же самое относится и к рекомендациям, как вести себя перед публикой или перед телекамерой. Всему этому можно дать только одно определение. Это – полнейшее извращение, обучение искусству разврата. Проповедник должен быть естественным и непринужденным». Как говорится, без комментариев…

Что же он советует молодым проповедникам? Слушать опытных и одаренных проповедников и перечитывать проповеди таких служителей как Сперджен, Уайтфилд, Эдвардс и подобных им.

Доктор Мартин рассуждая о людях, пришедших на служение, критикует принятие категории «простые люди», которые как будто бы не умеют думать и принимать обоснованные суждения и не могут понять библейской терминологии. И, с другой стороны, подвергает сомнению следующие утверждения об интеллектуалах: у них научные взгляды (в том числе признание теории эволюции), если мы не сможем говорить с ним на «его языке», то нам вряд ли удастся повлиять, для современного развитого человека неприемлемы категорические утверждения, следует иметь или получить опыт работы и жизни тех людей, которым собираемся проповедовать.

Каким образом осуществляется непосредственная, ежедневная подготовка проповедника?

Следует поддерживать общий порядок в своей жизни, никогда не сопротивляться желанию помолиться, регулярно и систематически читать Библию, делая записи, читать религиозную литературу (в том числе проповеди, биографии, теологические книги, историю Церкви, апологетику), журналы и прочие периодические издания и слушать музыку. И во всем этом не упускать следующее – «записывайте как можно больше, чтобы к тому времени, когда наступят удушливые, бесплодные и застойные времена, у вас был источник живой воды».

Приводя конкретные советы по подготовке формы проповеди, Ллойд-Джонс в тоже время отмечает: «Можете ли вы представить себе, как апостол Павел три недели проводит за подготовкой одной проповеди: оттачивает фразы, тщательно подбирает эпитеты или вставляет остроты? Это совершенно невообразимо».

Думаю, что данная книга, несмотря на некоторые спорные моменты, может стать своего рода классикой в русскоязычной среде, подобно известной книге Чарльза Сперджена «Лекции моим студентам». Поэтому вполне можно согласиться с отзывом на нее Джона Стотта: «Я призываю всех проповедников тщательно изучить эту книгу. Ее чтение, определенно, и озадачило и благословило меня».

Ллойд-Джонс Мартин. Проповедь и проповедники / пер. с англ. - Харьков: Д.Ф. Ткаченко; БИБЛОС, 2003. - 310 с.
www.biblos.net.ua