Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КАК СТАТЬ МУДРЕЕ, ПЕРЕЖИВ УТРАТУ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / КАК СТАТЬ МУДРЕЕ, ПЕРЕЖИВ УТРАТУ
КАК СТАТЬ МУДРЕЕ, ПЕРЕЖИВ УТРАТУ
КАК СТАТЬ МУДРЕЕ, ПЕРЕЖИВ УТРАТУ
24.09.2011
1339

Смерть неожиданно ворвалась в жизнь Джерри Ситсера. Трагический случай мгновенно унес жизни представителей трех поколений его семьи: его мать, жену и младшую дочь. В его книге "Скрытая благодать" (СПб.: Мирт) прослеживается глубина человеческих страданий, и неважно, связаны ли они с болезнью, разводом или утратой тех, кого мы любим. Обстоятельства не столь важны; важно то, как мы их воспринимаем. Приближаясь к своему концу, мы можем подойти к началу новой жизни – той, которая отмечена духовной глубиной, радостью, состраданием и благодарностью за простые благословения

 

"Джерри Ситсер пережил чудовищную утрату. То, что он может теперь взглянуть назад, на то мрачное время, как на скрытую благодать, является свидетельством огромной надежды, способной укрепить ослабевшую веру".

Филипп Янси

 

"Джерри Ситсер сделал всем нам дивный подарок – дал возможность пройти с ним через ужас, невосполнимую утрату, страх, смятение, невыразимую печаль и посмотреть, как он понемногу оживает после трагедии, которая разбила его сердце и которая никогда не закончится для него".

Левис Смедес

 

Предисловие к книге

Эта книга о катастрофических утратах и об изменениях, произведенных ими в жизни человека. Я писал об этом на основе собственного опыта, но книга не только обо мне. Эта книга – как картина, которая стала чем-то большим, чем вдохновивший ее сюжет. Однажды я начал размышлять о собственной утрате и осознал, что занимаюсь исследованием нового мира, смысл которого постепенно открывался для меня. Я начал задавать себе вопросы и в конце концов нашел ответы, которые оказались как утешительными, так и тревожными.

Думая о своей утрате (о ней я коротко расскажу позже), я понял, что хотя она и полностью уникальна, подобно другим историям, но в то же время она является проявлением универсального человеческого опыта. Рано или поздно люди испытывают утраты, небольшие или огромные, неожиданные или предвиденные, в личной жизни или жизни общества. Утраты – это такая же неотъемлемая часть земной жизни, как рождение. Мы все приходим в этот мир, рождаясь, и уходим из него, умирая.

Важен поэтому не опыт утрат, неизбежный, как сама смерть, которая готовит последнюю утрату, ожидающую всех нас. Важно то, как мы реагируем на утрату. Эта реакция в большой степени определяет качество и ориентиры нашей жизни.

Эта книга не предназначена для того, чтобы помочь читателям избежать или пережить опыт катастрофических утрат, поскольку я верю, что такое «излечение» невозможно, и даже вредно, если под излечением мы понимаем попытки возобновления прежней жизни. Нет, книга должна продемонстрировать, как можно жить и даже духовно расти, несмотря на то что мы продолжаем переживать утрату. Именно поэтому я подчеркиваю важность нашей реакции. Реакция включает в себя выбор, которые мы делаем; благодать, которую мы получаем; и, наконец, изменение, которые мы испытываем при утратах. Моя цель состоит не в том, чтобы предоставить быстрое и безболезненное решение проблемы, но чтобы указать путь духовного возрастания, длиною в целую жизнь.

Утрата – это как смертельная болезнь. Мы ничего не можем поделать, не можем сами освободиться от такой болезни, за исключением, возможно, ее временной отсрочки. Но существует другая болезнь, которую мы можем лечить, - болезнь наших душ. В отношении своей души я желаю воздействовать не на симптомы болезни, а на саму болезнь. Если мы мужественно встречаем утрату и реагируем на нее мудро, мы исцелимся, хотя и будем продолжать приближаться к свой физической смерти. Мы обнаружим, что через страдания ниш души могут быть исцелены.

Я не собирался писать книгу о своей трагедии, хотя для себя описывал в дневнике все, что со мной творилось. Друзья настаивали, но я ни за что не соглашался с идеей опубликовать свою историю. Но мои друзья считали, что большую ценность представляет не мой конкретный жизненный опыт, а моя реакция на него. Они считали, что эта реакция превзошла по ценности сам опыт и знакомство с ней поможет другим. Очевидно, их мнение в конце концов убедило меня.

Хотя я постоянно ссылаюсь на свою историю, эта книга скорее об универсальном опыте утрат, а не о частном. Мне хотелось бы много говорить о своем случае, поскольку это очень личное. Кроме того, я не хотел привлекать слишком много внимания к своей трагедии и стремился исследовать саму суть происшедшего, универсальную для всех историй об утратах. Помимо этого, уверен, что невозможно передать разрушительную природу страданий другого человека. Иногда они столь ужасны, что их невозможно описать.

Вынужден сразу сказать, что случившееся со мной согнуло меня в бараний рог. Я столкнулся с темной стороной жизни и увидел слабость своей человеческой природы. Вряд ли я могу назвать себя победителем, поскольку до сих пор ощущаю себя израненным. Если кому-то кажется, что я думаю о себе как о героической и сильной личности, он ошибается. Мой опыт лишь свидетельствует о том, как тяжело переживать утрату и как много требуется для этого времени. Но он также напоминает о том, насколько содержательной и прекрасной может быть наша жизнь, даже (а может быть, особенно) в страданиях.

Написание этой книги стало значимым для меня событием, но не принесло полного облегчения. Работа над книгой не обострила полученную травму, но и не помогла исцелить ее. В работе над ней мне помог мой дневник, который я вел в течение последних трех лет. Я духовно обогатился, перечитывая свой дневник и раздумывая над тем, к чему привел мой жизненный опыт и как я внутренне изменился. Моя книга – это продукт тех раздумий. Это положительный опыт негативного опыта.

И все же написание этой книги не избавило меня от чувства смятения и печали. Помощь, которую она может оказать другим, не оправдываем утраты и не объясняет трагедию. Мое страдание по-прежнему вызывает у меня острые безответные вопросы, как и в тот день, когда все случилось. То доброе, что может возникнуть из утраты, совсем не стирает зло и не оправдывает происшедшего. Ничто не может это сделать.