Главная / Статьи / Рецензии / Скетч как способ визуального мышления
Скетч как способ визуального мышления
Скетч как способ визуального мышления
03.03.2015
918

Когда годы моего обучения в школе походили к концу, мне посчастливилось попасть в экспериментальный класс. Он даже был наделен буквой не из начала, а из конца алфавита. Это, видимо, символизировало отрыв применявшихся на нас педагогических технологий от средств традиционного обучения. Все остальные группы учащихся маркировались как «А», «Б», «В», а мы были новаторским «Э».

На самом деле эксперимент позволял учителям сделать школьную жизнь не такой скучной и для себя, и для нас. И за это им огромное спасибо!

Часто вместо зубрежки нам предлагалось творчески переосмыслить материал. Например, изложить какие-либо факты из учебников биологии, химии и т. д., используя исключительно картинки. Так мы создавали аналоги современных скетчей, сами того не зная. Единственное, что наши правила были строже – «никаких подписей, только рисунки».

Сегодня тема, связанная с визуальной подачей информации, весьма популярна. Это и ментальные карты, и разные изощренные диаграммы. Все они помогают лучше воспринимать и передавать новые знания. Но скетчи, пожалуй, являются одним из наиболее гибких (и забавных) способов облечения информации в образы.

Хорошим началом для знакомства с принципами создания скетчей может служить книга Майка Роуди «Визуальные заметки». Здесь собраны самые главные правила и рецепты, необходимые для тех, кто хочет попробовать себя в этом жанре.

Помните, в произведении «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэррола главная героиня восклицает: «Кому нужны книжки без картинок…»?

Вопрос этот, похоже, задавал себе и Роуди. Поэтому он выполнил основную часть своего труда в виде скетчей. Выглядит это так:

 

Листая книгу «Визуальные заметки», читатель незаметно для себя уже учится мыслить картинками.

Главная идея Роуди в том, что создавать скетчи может каждый человек. Ведь это не требует особых художественных навыков.

Во-первых, как пишет автор, «вы можете нарисовать практически все, используя лишь квадрат, круг, треугольник, линию и точку».

Во-вторых, важно помнить, что «суть скетчей в выражении идей. Скетч – это не искусство».

Сам Роуди прибегает к скетчам каждый раз, когда оказывается на какой-либо конференции. Такой способ «конспектирования» куда как эффективнее обычных записей. И, кроме того, он помогает пережить скучное и/или затянутое выступление, а это много стоит!

Так же вы учитесь вычленять самое важное в докладе или книге. А наглядная иллюстрация помогает надолго запомнить услышанное или прочитанное.

В работе «Визуальные заметки» есть много полезных советов по поводу того, как начать рисовать скетчи. Но все же это не пособие по рисованию вообще. Если вам хочется научиться создавать красивые иллюстрации, то работа Майка Роуди в этом мало поможет.

Однако книга дает хороший стимул к тому, чтобы преодолеть страх перед рисованием. И лично я собираюсь использовать подход Роуди как минимум по воскресеньям.

 

http://sukhovskiy.blogspot.ru