Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПРОБУЖДЕНИЕ ВУЛКАНА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / ПРОБУЖДЕНИЕ ВУЛКАНА
ПРОБУЖДЕНИЕ ВУЛКАНА
ПРОБУЖДЕНИЕ ВУЛКАНА
24.09.2011
1095
Время от времени это произведение великого мыслителя прошлого, оказавшего огромное влияние на своих современников, вспыхивает с новой силой, подобно дремавшему долгое время вулкану, чтобы озарить своим светом последующие поколения.

Пэйге Патерсон, председатель
Крисуэльского центра библейских исследований



Так сказано о сочинении Джона Ледли Дэгга «Руководство по богословию», которое недавно вышло в свет в христианском издательстве «Мирт». Есть книги, которые читают с конца. Рекомендую знакомство с «Руководством по богословию» тоже начинать с конца. Разумеется, не потому, что это какой-то детектив. На последних страницах помещена биография Дж. Л. Дэгга, написанная им самим. Это удивительная автобиография. После нее сама книга приобретет необыкновенное значение. 

Джон Дэгг с юных лет полностью посвятил себя служению Господу. Ему не исполнилось и пятнадцати, когда он был назначен директором школы в Ланд Марк Хилл, штат Вирджиния. С тех пор он не оставлял преподавательской деятельности и завершил свою работу ректором Мерсерского университета в штате Джорджия. Много лет он возглавлял баптистскую церковь и проповедовал в разных городах и штатах Америки. С самого детства Джон Дэгг не отличался крепким здоровьем, после травмы ему часто отказывали ноги. Иногда он терял зрение и дар речи. На костылях появлялся он в церквях, так как знал, люди повсюду с нетерпением ожидали его проповеди.

Книга, которую мы предлагаем вашему вниманию, написана человеком, окончательно потерявшим зрение, почти полностью парализованным, много лет не выходившим из дома. Слабым прерывающимся голосом он диктовал ее своему секретарю. Часто поблизости не было никого, и тогда он записывал свои мысли вслепую, пользуясь изобретенными им шаблонами. Дар божественного вдохновения не покидал его ни на минуту. Он чувствовал в себе огромную силу донести до людей открывавшиеся его внутреннему взору откровения, свет истины, который не могла поглотить тьма, куда он погрузился физически.

В предисловии он пишет: «В мои планы не входило вести смиренного читателя на тернистое поле спорных вопросов теологии... но я надеюсь, что они будут рассмотрены так, чтобы разум мог успокоиться и положиться на те истины, которые открыты нам, чтобы мы с терпением могли ожидать того дня, когда свет вечности озарит сокрытое во мраке». Джон Дэгг трудился над своей книгой, ясно сознавая, что находится на пороге вечности, поэтому все его сочинение озарено ее светом.

Бывает ли учебник по систематическому богословию, от которого нельзя оторваться? Оказывается, бывает. Темы, которые затрагивает доктор Дэгг, можно найти в любом систематическом изложении основ библейской теологии. Однако тернистые поля теологии с их спорными вопросами, все богословские дебри Джон Дэгг проходит с необыкновенной легкостью, не рискуя утомить или разочаровать читателя. Более того, эти темы не сходят со страниц современной христианской периодики, где освещаются в виде полемических статей. Будто Джон Дэгг, написавший свою книгу полтораста лет назад, знал, о чем сегодня мы будем полемизировать. Вопросы, способные смутить и поставить в тупик, исследованы в книге особенно подробно, но хочется вслед за автором повторить, что книга написана не затем, чтобы открыть наконец тайну предопределения или Троицы, а чтобы успокоить наш пытливый разум и мятущиеся души. И это автору, несомненно, удается.

Еще одна уникальная особенность этого трактата. Ученые богословы любят в своих трудах ссылаться друг на друга, хотя не всегда друг друга поддерживают и понимают. Учебники богословия пестрят цитатами из святых отцов, учителей церкви, философов и богословов всех времен. В этой книге вы не встретите ни одной цитаты. Вот что говорит по этому поводу сам Джон Дэгг: «Религия – это вопрос личных взаимоотношений человека с Богом, и каждый должен стремиться к тому, чтобы самому познать истину, невзирая на взгляды и мнения других людей, также питающих к ней уважение. Если бы я желал, чтобы вера моего читателя основывалась на человеческих авторитетах, я бы стал цитировать известных авторов в подтверждение своей позиции, но я предпочел не делать этого».

Мы не знаем, почему Бог допустил потерю зрения и паралич Джона Дэгга. Но то, что при этом писатель лишился возможности поминутно заглядывать в справочники, словари и библейские энциклопедии, как это делают большинство христианских писателей, совершенная правда. В его распоряжении остались только Библия, которую Дэгг почти всю знал наизусть, наставления Духа Святого и озарения внутреннего света. К этому, впрочем, можно добавить, что Джон Дэгг был энциклопедистом и его познания в предмете, о котором он писал, были изрядными.

В двух последних главах автор описывает жизнь праведников на Небе и мучения грешников в аду. Некоторые описания небожителей могут показаться наивными. Но давайте учитывать, что к тому времени Дэгг похоронил свою горячо любимую жену, которая, как и многие умершие его близкие и друзья, была прекрасной христианкой. Дэгг не сомневался, что все они пребывают с Господом. Изолированный от внешнего мира, он всеми помыслами обратился к миру горнему, проводя время в мечтах о скорой встрече с Господом и любимыми им людьми. Небесные картины, которые видел умирающий ученый и которыми решил поделиться с нами, полны безграничной любви к своим близким и пламенной веры в величие Божьей благодати.