Главная / Статьи / Рецензии / ХРИСТИАНИН И ИСКУССТВО
ХРИСТИАНИН И ИСКУССТВО
ХРИСТИАНИН И ИСКУССТВО
24.09.2011
631

ISBN 5-88869-135-6. Мирт, 2004, – 218 с. За последние годы христианскими издательствами России выпущено значительное количество книг, посвященных самым разным вопросам, имеющим отношение к христианской жизни. Однако среди этих книг удивительно мало литературы, рассказывающей об искусстве, а ведь искусство, наряду с наукой, является весьма важным методом познания созданного Богом мира, методом весьма своеобразным, прошедшим свою сложную и драматическую историю. Поэтому книга «Современное искусство и смерть культуры» Ханса Рокмакера, рассматривающая историю искусства с христианской точки зрения, является нужным и своевременным изданием.

Жизнь человека тесно связана с искусством, оно так или иначе проникает в нашу повседневную жизнь и оказывает на нас заметное влияние. За тем или иным стилем живописи, например, стоит определенная философская концепция, о которой мы подчас почти ничего не знаем, но эта концепция тем не менее влияет на нас, на наше восприятие окружающего мира.

Книга Х.Р. Рокмакера рассказывает о пути, пройденном искусством, начиная со Средних веков и до наших дней. Одновременно это и рассказ о различных религиозно-философских концепциях разных веков. Основное внимание уделено живописи. На примере анализа произведений ведущих мастеров разных времен, разных школ живописи читатель может ощутить путь, пройденный изобразительным искусством, понять, почему тот или иной художник именно так изображал мир в своих произведениях. Книга читается с большим интересом, путь поиска истины, способ выражения своих религиозно-философских взглядов через искусство невольно увлекает читателя, помогает ему лучше понять созданный Богом мир и свое место в этом мире.

Нужно заметить, что отношение христиан к искусству неоднозначно. Автор книги с сожалением пишет, что «несколько веков евангельские христиане были оторваны от искусства и оттого утратили критичность мышления и истинное понимание в этой области… Евангельские христиане также недооценивали важность живописи. Библейские картины они считали лишь иллюстрациями к библейским рассказам. Однако они не увидели, что соль потеряла вкус: эти картины полны такой идеалистичности, такой псевдоистовой сентиментальности, что становятся чрезвычайно далекими от той реальности, о которой говорит Библия. Не может ли оказаться, что превратное представление многих людей о Христе как о сентиментальном, в чем-то женоподобном существе, мягком и "любящем", не от мира сего, было вызвано содержанием, скрытым в тех картинах, которые мы показывали нашим детям и вешали на стены? Их теология, их содержание имеют отношение не к Библии, а к либерализму XIX века».

Нам, христианам XXI века, не стоит повторять ошибки прошлого, а для этого нужно постараться понять современное искусство, в том числе и современную живопись, и использовать ее лучшие образцы, соответствующие Библии, для воспитания наших детей, своего духовного роста и может быть и для создания новых прекрасных и духовных произведений искусства. Эти произведения могут быть разными по стилю, но «христианский художник должен творить в согласии с той структурой мироздания, в которой он остается творением Бога; в своей деятельности он должен опираться на Христа как Господа и Спасителя, на любовь и свободу…

Любовь и свобода тесно связаны друг с другом, также как неотделимы друг от друга рабство и грех. Если христиане будут стремиться к буквализму в выполнении всех правил и установлений, пусть даже их намерения будут самыми добрыми, это все равно убьет свободу – и красота погибнет… Мы обращаемся к Господу с молитвой о помощи – чтобы наши глаза открылись и увидели истинные пути, увидели, как найти то, в чем содержится благо для наших ближних, чтобы мы могли воплотить в творчестве то лучшее, что в нас есть. Наше искусство, как и все остальное, должно идти от Него, через Него и к Нему… Христианское искусство не появится легко и просто. Оно не может стать результатом работы начинающего художника, пусть даже это истинных христианин. Наша цивилизация потеряла слишком много (и мы, христиане, тоже виноваты в этом), поэтому путь будет долгим и утомительным. Но, может быть, нам удастся заложить какую-то основу для будущего поколения, которое сможет с ее помощью построить нечто действительно великое и прекрасное».