Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КАЧЕСТВА ЛИДЕРА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Руководство / КАЧЕСТВА ЛИДЕРА
    «Если кто епископства желает, доброго дела желает»
    (1 Тим. 3:1)

Павел не касается здесь личных амбиций служителя, которые могли быть связаны с престижем и авторитетом рукоположенного работника. Он, прежде всего, указывает на то, что пастырское служение – благородная задача («доброе дело»), поскольку оно включает в себя заботу и духовное наставление народа Божьего, а потому заслуживает всяческой похвалы желание нести это служение. Но разве здесь играет роль только человеческое стремление, а не божественное призвание? Да, в другом месте Павел ясно говорит о призвании, о поставлении епископов (блюстителей) Богом (напр.: Деян. 20:28). То, что мы называем «отбором» кандидатов на пастырское служение, включает в себя, согласно Павлу, три важных момента: призвание Богом, внутреннюю потребность, а также уверенность церкви в том, что он отвечает тем требованиям, которые предъявляются кандидату и перечисляются ниже.

Итак, первое и общее требование: «епископ должен быть непорочен». Это не означает «безгрешен», поскольку в противном случае среди потомков Адама не нашлось бы ни одного достойного кандидата на эту должность. Это означает скорее безупречную репутацию. А это требует соответствующего подтверждения в христианском сообществе.

Следуя рекомендациям Павла, от общих к частным, мы можем составить в целом представление о требованиях, предъявляемых к кандидату на пост епископа, или блюстителя церкви. Рассмотрим десять следующих моментов в этой связи.

1) Хороший семьянин

Требования к кандитату «быть... одной жены мужем» (2), вызывало многочисленные дебаты. Кого Павел хотел исключить из кандидатов, заявляя об этом? На этот вопрос можно дать пять ответов.

Во-первых, некоторые полагают, что Павел имел здесь в виду тех, кто никогда не состоял в браке. Безусловно, он считает, что руководители церкви, как правило, должны быть женаты (как и апостолы; 1 Кор. 9:5), что опыт семейной жизни серьезно поможет им в их служении. Тем не менее Павел не исключает и одиноких (или женатых, но бездетных, ст. 5). Православная церковь учит, опираясь на данный текст, что для приходского священника женитьба обязательна (хотя для более высокого духовного сана требуется безбрачие). Но и Иисус, и Павел оба говорили о том, что некоторые призваны оставаться холостыми (Мф. 19:10,11; 1 Кор. 7:7). Они также учили, что другим необходимо вступать в брак, а потому принудительный целибат для священников в католической церкви не имеет под собой библейского основания.

В документах II Ватиканского собора (состоявшего в 1962-1965 гг.) говорится, что «воздержание... не требует самой природы священства, как это видно из практики ранней Церкви», при этом приводятся ссылки на 1 Тим. 3:2-5 и Тит. 1:6. И все же рекомендуется целибат, поскольку:

а) «соблюдая девственность и безбрачие ради Царства Небесного, пресвитеры посвящают себя Христу в новом и возвышенном качестве; легче с неразделенным сердцем следуют Ему» и

б) «они становятся живым знамением грядущего мира», в котором не будут ни жениться, ни выходить замуж.

Таким образом, собор призывает священников с твердостью и энтузиазмом пребывать в этом состоянии безбрачия, что плохо согласуется с высказанными здесь мыслями Павла.

Во-вторых, говорят, Павел исключает здесь полигамию. Да, конечно, но это ли является его главной целью? Некоторые утверждают, что да, поскольку полигамия, хотя и была запрещена римским законом, все еще широко практиковалась в жизни, и к этому терпимо относились и в еврейской культуре. Так, например, христианский апоголет II в. Иустин Мученик в своем произведении «Разговор с Трифоном» пишет о «неблагоразумных и слепых» иудейских учителях, «которые даже до сего времени позволяют человеку иметь четыре или пять жен».

Однако нет данных о том, что христиане когда-либо практиковали полигамию. Более того, Павел предъявляет такое требование к вдовам, избираемым на определенное служение: вдова должна быть «женою одного мужа» (5:9), что можно было бы понять как намек на существования многомужества, но такое было неслыханным даже среди язычников. Тем не менее апостольский запрет был признан действенным в современных обществах, где принята полигамия (напр., в Африке), где церкви принимают в свое членство состоящих в полигамном браке через крещение, но не допускают их к служению.

В-третьих, по мнению многих, Павел исключает из кандидатов на рукоположение разведенных и вступивших в новый брак. Такое объяснение представляется более убедительным, чем предыдущее, поскольку развод и новый брак были обычным явлением в греко-римском мире, но это не одобрялось среди евреев. Эта практика становится сегодня все более привычной на Западе, поэтому данная дилемма привлекает к себе пристальное внимание.

Могут ли развод и новый брак послужить непреодолимым препятствием для руположения, учитывая, что они допускались Иисусом по отношению к невинному супругу, если один из супругов новообращенного христианина был неверуюшим и не желал сохранять брак (1 Кор. 7:12 и дал.)? Могут ли эти обстоятельства учитываться при рукоположении на служение? Если нет, то не существуют ли тогда двойные стандарты? Если да, то не разумно ли было бы применять их по отношению к пасторам, которые призваны служить примером для других, более высокие требования?

В-четвертых, некоторые утверждают, что Павел исключает тех, кто овдовел и вступил в новый брак, тем более что ветхозаветным священникам не разрешалось вступать в брак с вдовами (Лев. 21:14; ср.: Иез. 44:22). Некоторые Отцы церкви истолковали это именно так, и среди них особенно впечатляет позиция Тертуллиана. Он наказал своей жене, что если он умрет первым, «никогда не заключать новый брак и никогда больше не вступать в интимные отношения ни с кем». То же относилось и к вдовцам. «Ибо мужчины, женатые дважды, не могут быть предстоятелями Церкви».

В его последних трактатах «An Exhortation to Chastity» и «Monogamy» («Призыв к целомудрию» и «Единобрачие») его ложный аскетизм обретает крайние формы. Он утверждает, что вступать в брак надлежит лишь один раз, что те, кто вступает в повторный брак, поступают вопреки воле Божьей, и что иметь двух жен, одну после другой, означает иметь их одновременно.

Но против такой точки зрения можно возразить: в Новом Завете разрешается вдовам и вдовцам заключать новый брак (Рим. 7:1 и дал.; 1 Кор. 7:39). Действительно, Павел высказывал свою точку зрения о предпочтительности оставаться безбрачным, подобно ему (1 Кор. 7:8 и дал.), но тут у него были чисто практические соображения, не носящие характера нравственных запретов, и он убеждал молодых вдов выходить замуж (5:14). Таким образом, запрещать пресвитерам-вдовцам жениться во второй раз было бы нелогично с его стороны, ведь он сам обвинял лжеучителей в том, что они запрещали вступать в брак вообще (4:3).

В-пятых, предполагают, что Павел исключает из кандидатов на церковное служение тех, кто виновен в супружеской неверности. Или точнее, он ставит условие, что кандидат должен быть женат лишь однажды, или, как переведено в NEB, «верен своей жене», «человеком безупречной репутации, который связал свою жизнь с одной женщиной, единственной своей супругой», «верным единственному в своей жизни брачному контракту». Это объяснение, по-видимому, лучше всего подходит к данному тексту. Люди, которым доверено пасторское служение в церкви, которые призваны учить и укреплять ее членов и следить за порядком и дисциплиной в ее рядах, сами должны быть без пятна и порока в браке.

2) Трезв: хорошо владеющий собой

Разберем слова, которые использованы здесь в греческом оригинале. Трезв (nephalios) – означает «трезвый», с ясным умом, трезвомыслящий, что особо подчеркивает Хендриксен. Целомудрен (sophron) – «рассудителен», «владеет собой»; благочинен (kosmios) – возможен вариант «любит порядок во всем». Самообладание – это внешнее выражение внутреннего состояния. Такое обладание является неотъемлемым качеством христианского руководителя. Французский сатирик XVI в. Франсуа Рабле писал: «Как я могу управлять другими, если не могу совладать собой?» Руководители часто остаются на долгое время вне контроля, поэтому они должны уметь управлять собой. А они такие же люди из плоти и крови, с такими же чувствами и страстями, как и другие. Но «плод же духа... воздержание» (Гал. 5:22,23).

3) Страннолюбие

Страннолюбие, или гостеприимство, логично следует за рассудительностью и самообладанием, качествами, необходимыми при самоотдаче. Philoxenia означает «любовь к странникам», странноприимству, к чему в Новом Завете призываются все христиане (напр.: Рим. 12:13; 1 Пет. 4:9; 3 Ин. 5), особенно к оказанию гостеприимства христианским руководителям (ср.: ст. 5; Тит. 1:8). Поскольку в те времена не было таких гостиниц, как сейчас – лишь изредка они попадались при дороге, но было там грязно и небезопасно, – то христианские путешественники, особенно странствующие проповедники, нуждались в гостеприимстве (см.: Флм. 22; 3 Ин. 5-8). Даже в наши дни, при множестве гостиниц и отелей, по крайней мере в городах, христианские лидеры могут предоставить кров многим одиноким людям, пожилым и прибывшим издалека, возможно, оказав тем самым приют ангелам, сами того не подозревая (Евр. 13:2).

4) Учителен

Неожиданно при перечислении моральных характеристик руководителя вдруг появляется профессиональное качество: учителен, т. е. тот, кто уметь учить (didaktikos) других, имеет учительский дар. Действительно, ведь пастыри по сути своей учителя. И это служение предполагает углубленное изучение и передачу Слова Божьего другим.

Здесь также подразумевается, что нельзя, а порой и невозможно, провести резкую границу между официальным назначением в церкви и «харизматическим» служением проповедников, назначенных Богом, т. е. между должностью и даром. Тот факт, что блюстители должны обладать учительским даром, показывает, что церковь не имеет права поставлять служителей, не призванных Богом и не наделенных Им соответствующими дарами.

5) Не пьяница

Алкоголь поражает нервную систему человека. Он притупляет наши способности и не позволяет адекватно оценивать ситуацию. К наставникам же предъявляются особые требования, и пьянство не совместимо с учительством.

В Ветхом Завете содержится несколько серьезных предостережений, обращенных к руководителям, в которых раскрывается губительное действие алкоголя на личность. Священникам запрещалось употреблять вино во время отправления службы; такое случилось с Надавом и Авиудом (сыновьями Аарона), когда они «принесли пред Богом огонь чуждый» (Лев. 10:1 и дал.). Царям и другим правителям не следовало увлекаться вином, чтобы, забывшись, они не нарушали права своих подчиненных (см.: Прит. 31:4 и дал.; ср.: 20:1; 23:19 и дал, 29 и дал.). Ис. 5:22,23 гласит: «Горе тем, которые храбры пить вино ... которые... оправдывают виновного и правых лишают законного!». Священник и пророк, когда «шатаются от вина», не способны правильно трактовать видения и учить (Ис. 28:7 и дал.).

Естественно, что Павел не мог не высказать подобные предостережения в адрес христианских епископов. Он не требует от них полного воздержания от вина, поскольку Сам Христос совершил чудо, превратив воду в вино как символ Своей крови. Однако есть весьма веские аргументы общего характера в пользу полного отказа от алкоголя, поскольку его употребление трудно контролировать, и это может привести к непредсказуемым последствиям. Павел, однако, требует умеренности, самообладания, как уже отмечалось выше, не в последнюю очередь в силу того, что на епископов возложены многие социальные функции, что чревато опасностью злоупотребления вином.

6) Не бийца (не сварлив)

Следующие два качества в ст. 3 можно объединить: не задира, но человек, готовый идти на уступки. В отличие от лжеучителей, которые горды нравом и вносят распри и раздоры в отношения между людьми (6:3 и дал.), истинные христианские учителя должны стремиться к взаимному согласию. Epieikeia означает «мягкость» или «кротость», «снисходительность». Эти черты характера напоминают нам нашего Господа Иисуса Христа, и Павел мог обратиться к коринфянам, убеждая их «кротостью и снисхождением Христовым» (2 Кор. 10:1; ср.: Мф. 11:29). Поскольку кротость – это плод Духа, она должна быть свойственна всем ученикам Христа, но особенно христианским руководителям, которые являются слугами Господа (Гал. 5:22,23; 2 Тим. 2:24,25).

Поскольку эти позитивные качества характера все более развиваются, то упомянутые негативные – исчезают самим собой. Кроткий пастор не может быть ни «с задиристым характером», ни сварлив. Его терпение могут испытывать требовательные и несносные люди, но, подобно Господу, он должен оставаться кротким, отражать написанное о Господе в Библии: «Трости надломленной не переломит и льна курящего не угасит» (Ис. 42:3 = Мф. 12:20).

7) Не корыстолюбив

В конце своего послания Павел пишет, что «корень всех зол есть сребролюбие» (6:10). Неудивительно поэтому, что он упоминает среди неотъемлемых качеств кандидатов в епископы отсутствие корыстолюбия, в отличие от лжеучителей, которые используют благочестие «для прибытка» (6:5; 2 Тим. 3:2).

Однако на протяжении всей человеческой истории было немало служителей, падких на деньги. В Древнем мире были шарлатаны, которые безбедно жили, выдавая себя за странствующих учителей. Ветхозаветный пророк Михей гневно осуждал Иерусалим за то, что «главы его судят за подарки и священники его учат за плату и пророки его предвещают за деньги» (Мих. 3:11).

В новозаветное время Петр призывал пастырей надзирать за стадом Божьим «не для гнусной корысти, но из усердия» (1 Пет. 5:2), а Павел отказывался от своего законного права на поддержку церквей и сам зарабатывал ручным трудом на собственное пропитание, чтобы доказать искренность своих намерений в служении (напр.: 1 Кор. 9:4 и дал.).

В наши дни тоже есть отдельные недостойные евангелисты, которые обогащаются через сборы пожертвований, но большинство христианских руководителей представляют подробный отчет об истраченных средствах на евангельские цели. Что касается пасторов, то, хотя Павел и настаивает на достойной оплате их труда (5:17 и дал.), их зарплата в большинстве стран так мала, по сравнению с другими профессионалами, что вряд ли кто-либо стремится сегодня быть рукоположенным из корыстных целей.

Самуил в конце своей жизни взывал к Израилю: «Вот я: свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола... кого обидел и кого притеснял, у кого взял дар... И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас...» (1 Цар. 12:3 и дал.). Примерно об этом же говорит и Павел в Деян. 20:33,34: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Да благословит нас Господь присоединиться к таким заявлениям!

8) Хороший хозяин в доме

«Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (4,5). Павел проводит аналогию между семьей пастыря и Церковью Божьей. Он использует здесь греческое слово oikos («дом») и для домашнего очага, и для Церкви (4,5,15). Таким образом, женатый пастырь призван управлять двумя семьями: своей и церковной, при этом опыт управления своим домом помогает ему в церкви. Этот аргумент очевиден. Если он не может справиться со своей семьей, то как он может справиться с Божьей семьей?

Судьба священника Илии в этом отношении должна служить предостережением для всех, он не сумел справиться со своими сыновьями: «...сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Цар. 3:13). Слово управлять (4,5), греч. proistamenos, используется по отношению к руководителю и сочетает в себе понятия «управление» и «забота», то же греческое слово у Павла встречается по отношению к пресвитерам и в других местах (5:17 и, возможно, в Рим. 12:8). Это указывает на то, что хотя пастырское служение характеризуется проявлением заботы о своих подопечных, в ней есть и непременная доля твердости. Трудно ожидать хорошей дисциплины и порядка в местной церкви, если пресвитеры не могут наладить порядок у себя дома.

Ответственные за выбор кандидатов на пастырское служение должны оценивать не только личные качества, но и их домашнюю и семейную жизнь. Однако нередко можно слышать, что в беседах с кандидатами жена и дети его просто не упоминаются. Павел же подчеркивает, что если кандидат состоит в браке, то необходимо убедиться, что он одной жены муж, т. е. верен своей жене, и что его дети послушны, не проявили себя с плохой стороны и верные христиане.

9) Духовная зрелость кандидата

«Не должен быть из новообращенных (neophytos), чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (6). Само собой разумеется, что пастырями могут быть лишь люди, доказавшие истинность своей веры, не из новообращенных. Их вначале и называли пресвитерами, или старейшинами, поскольку они были солидного возраста и зрелой веры. Современный обычай на Западе позволяет назначать на служение только что окончивших семинарию (или другое учебное заведение) молодых людей в возрасте двадцати с небольшим лет, и в этом кроется некоторая опасность, поскольку по своей молодости они не могли еще прочно укорениться в вере и должны возрастать во Христе. К этому примешивается еще и гордыня (слишком много ответственности в таком возрасте).

«Чтобы не возгордился» – здесь использован глагол typhoo (букв.: «затуманивать», «окутывать дымом»), которой может описывать людей, подобных лжеучителям (6:4), которые живут в особой атмосфере фантазий и самообольщения. Такие люди могут легко подпасть «осуждению с диаволом» (6), т. е. осуждение сатаны за его гордыню может распространяться и на возгордившихся пресвитеров тоже. Таким образом, кротость и смирение – необходимые качества для кандидата на пастырское служение, включая смирение перед Богом в личной жизни, верность и послушание.

10) Безупречная репутация в обществе

«Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, что не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (7). Под внешними Павел имеет в виду нехристиан. Он хочет, чтобы народ Божий помнил о том, что окружающий мир внимательно наблюдает за ними и призывает их проявлять мудрость в отношениях «со внешними» (Кол. 4:5), поступать «благоприлично пред внешними» (1 Фес. 4:12). Эта тема часто повторяется в данных посланиях. (См.: 1 Тим. 5:7,8, где слово «неверные» может относиться к недружелюбным, настроенным против христианских соседей; см. также: 1 Тим. 6:1; Тит. 2:5,8). Особенно это касается пресвитеров.

Уже говорилось о том, что кандидат в руководители «должен быть непорочен» (2), а теперь Павел подчеркивает, что он должен пользоваться заслуженным уважением и вне церкви. Апостол, вероятно, имеет в виду социальное положение, которое требует признанного авторитета в обществе. В противном случае можно услышать в обществе «нарекание и впасть в... сеть диавольскую». Заметим, что это уже второе упоминание о дьяволе. В первом случае (6) речь, видимо, шла об осуждении вместе с дьяволом, здесь же говорится о ловушке, в которую мы к нему попадаем (см. также: 6:9 и 2 Тим. 2:26), поскольку в своем злобном стремлении опорочить Благую весть сатана употребляет все свои силы, чтобы дискредитировать служителей Евангелия. Это старый древний прием, который он использует на протяжении веков и который не потерял своего стратегического значения и поныне.

Хотя некоторые комментаторы находят, что эти десять требований к кандидатам на пастырское служение довольно банальны и вполне подходят для любого светского руководителя, в них, как мы увидели, вложен глубокий христианский смысл. И если требования, изложенные Павлом, кому-то могут показаться примитивными, то следует напомнить, что нормы и стандарты современного общества гораздо более низкие! В процессе отбора кандидатов многие церкви сегодня не руководствуются этими рекомендациями Павла, тогда как это необходимый и универсальный текст.


Из книги «Первое послание к Тимофею и Послание к Титу»,
Издательство «Мирт», 2005