Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ОРУЖИЕ ЛИДЕРА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Руководство / ОРУЖИЕ ЛИДЕРА

Видение составляет суть лидерства. Заберите у лидера видение и вы вырежете его сердце. Видение — это то горючее, за счет которого лидеры двигаются. Это энергия, которая порождает действие. Это огонь, который зажигает последователей. Это призвание, которое год за годом, десятилетие за десятилетием направляет усилия людей, совершающих верное и жертвенное служение Богу.

В Писании говорится : «Где нет видения, люди необузданны» (Пр. 29:18, Синодальный перевод: «Без откровения свыше народ необуздан…»). Они не могут сосредоточиться, не могут достичь своих целей, не могут следовать за своей мечтой. Более ранний перевод говорит: «Без видения люди гибнут». Я видел это собственными глазами. Без видения люди теряют ту жизнеспособность, которая позволяет им чувствовать себя живыми.

Для начала давайте определим, что же такое видение. Как и вы, я слышал десятки определений. Мое самое лучшее и четкое определение таково: Видение — это картина будущего, которая зажигает сердца.

Для Генри Форда это была картина будущего, в котором модель Т припаркована у ворот каждого мясника, пекаря и дворника. Для доктора Мартина Лютера Кинга-младшего это была картина будущего, где двое детей, черный и белый, сидят друг напротив друга на качелях, не обращая внимания на цвет кожи. Доктор Билли Грэм представлял тысячи сбившихся с пути людей, выходящих вперед, чтобы доверить свою жизнь Христу под хоровое пение гимна «Великий Бог».

Картина будущего каждого из этих людей заставляла их сердце биться быстрее, а голову — работать яснее. Какая картина делает то же самое с вами? … Я верю, что существует столько захватывающих картин, сколько существует лидеров.

Когда Бог наконец вносит ясность в жизнь лидера, все меняется. Кости домино начинают падать. Вот типичная прогрессия.

Сначала лидер получает видение. Он видит изменяющую жизнь картину будущего, от которой учащается его пульс. Он может получить видение в результате чтения Писания или под влиянием услышанной яркой истории об измененной жизни. Это может быть столкновение лицом к лицу с нуждой, которая гложет чье-то сердце. Видение может прийти даже напрямую как откровение от Бога. Однако более вероятно, что человек получит видение через свидетельство или переживание Божьей работы, которую уже кто-то совершает. Иногда видение приходит как прозрение, мгновенно — раз! — и вот оно.

Иногда оно открывается по частям в течение продолжительного времени, как рассыпанная мозаика, которая, наконец, начинает обретать смысл. Но в какой-то момент лидеру ясно открывается видение, которое Бог хочет показать ему.

Потом, почти сразу, приходит ощущение видения. Помните наше рабочее определение видения? Видение — это картина будущего, которая зажигает сердца. Что делает видение таким мощным? Это не просто картина будущего. Это энергия и огонь, которые она порождает в сердце человека. Эту энергию и огонь необходимо пережить, чтобы полностью постичь видение.

Лидеры не единственные, кого зажигает их видение. Последователи выживают за счет него. Когда я слышу, как лидер делится тем, что глубоко волнует его сердце, — прославляющим Бога видением, — это подкрепляет меня независимо от того, хочу я этого или нет.

Лидеры никогда не должны извиняться за силу чувств, которые сопровождают их, Богом данное, видение. Бог создал лидеров так, чтобы они глубоко переживали свое стремление, желание и побуждение и выражали их в полной мере. И делая это, они зажигают других.

Итак, сначала лидеры получают видение, потом они глубоко переживают его и это вдохновляет других. Следующим шагом в этой прогрессии будет принятие лидерами ответственности за видение.

В Деяниях 20:24 апостол Павел говорит: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнь, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией». О чем здесь говорит Павел? Думаю, он хочет сказать: «Как только я получил видение от Бога, воплощение его стало самым важным делом моей жизни. Какие бы у меня ни были личные планы, они уступили место Божьим повелениям».

Павел пронес свое видение так далеко, как это может сделать любой лидер, — до самой смерти. Когда Бог призывает лидеров подчинить собственные личные планы воплощению видения, которое Он дает им, Он знает, что, сделав это, они никогда не пожалеют об этом. Однако некоторые из наиболее волнующих видений, которые Бог давал людям, — зачахли, усохли и погибли. Почему? Потому что какой-то лидер увидел и глубоко пережил его, но у него не хватило смелости начать действовать на его основании. Он не смог последовать за ним, поэтому видение так и не стало реальностью.

Я могу лишь представить, как это ранит сердце Бога. Видение — бесценно. Это серьезное доверие от Бога, и оно должно восприниматься всерьез. Разбрасываться видением — неописуемый грех.

Просто подумайте, на что был бы похож этот мир, если бы Билли Грэм сказал: «Нет уж, спасибо, Господь. Это видение будет слишком дорого стоить. Я хочу задание попроще».

Представьте себе людей, жизнь которых никогда не изменилась бы, если бы Чак Колсон, основатель «Тюремного братства», сказал: «В честь чего это я должен тратить свое время на толпу изгоев общества и уголовников, которые ничего не могут мне предложить? Я предпочитаю преимущества частной юридической практики».

Пожалуйста, не пройдите мимо этого. Если Бог дал вам видение и вы четко понимание его и глубоко переживаете, вам лучше взять на себя ответственность за него. Вам стоит посвятить свою жизнь этому. Именно поэтому Бог и создал вас лидером. Это ваше уникальное призвание. Именно за это мы с вами однажды будем давать отчет.

После того как лидер получит видение и примет ответственность, следующая задача, стоящая перед ним, — передать видение другим. Какая польза от видения, если лидер не сможет помочь другим увидеть его? Но как это сделать? Как лидеру лучше всего донести видение?

Воплощая его на деле. Олицетворяя его. Живя им.

Мы все передаем свои видение наиболее убедительно, когда можем смотреть в глаза своим друзьям и потенциальным последователям и говорить: «Я жертвую своей жизнью ради этого видения. Я хотел бы, чтобы вы помогли мне. Но даже если вы не поможете, я все равно буду делать то, к чему меня призвал Господь. Так или иначе, я собираюсь воплотить это видение». Наверное, именно поэтому я люблю песню «Решил пойти я за Иисусом». Во втором куплете поется: «Если никто не пойдет со мной, я все равно пойду». Я призван к этому видению. Я должен олицетворять его. Должен! Это личный вопрос между мной и Богом.

Каждая церковь, каждая команда, каждая организация требует и достойна иметь «воплотителя видения», человека, чьи жизненные ценности и устремления будут олицетворять видение. Режьте их — они будут кровоточить видением. Мать Тереза была таким человеком для своего ордена монахинь. Она жила в трущобах и укачивала умирающих на своих руках до тех пор, пока сама не умерла. Если люди хотел узнать, каково ее видение, им нужно было лишь понаблюдать за ней один день.

Ваши люди нуждаются именно в таком лидерстве. Им нужно видеть, как вы олицетворяете видение, им нужно видеть, как вы воплощаете его в жизнь — каждый день, каждый час.

Второй способ передать видение (по порядку приоритетов) — делиться видением один на один. Иисус часто использовал такой подход.

Когда Он призвал учеников присоединиться к Своему видению Царства, Он говорил с ними наедине, потом смотрел им прямо в глаза и спрашивал: «Оставите ли вы все и пойдете ли за Мной?» Когда тот, кто воплощает собой видение, смотрит на вас через столик в кафе и делится с вами видением — один на один — будьте внимательны! В этом есть невероятная сила.

Но для этого требуется мужество. Каждому лидеру знакома боль оттого, что уважаемый друг или коллега развенчивает его мечту или ставит под сомнение подлинность видения. Временами это происходит даже с лучшими лидерами, и каждый раз это воспринимается как отвержение. Но лидеру все равно нужно спрашивать: «Фрэд, ты поможешь нам? Салли, нам пригодился бы твой опыт. Фрэнк, нам нужно оборудование, которое мы мог бы предоставить. Дэн, нам хотелось бы видеть тебя в нашем совете».

Лидерам нужно осознать, что видение подразумевает жертвенность. «Знаю, что прошу тебя не о мелочах. Пожалуйста, помолись об этом. Я тоже буду молиться». С этого момента решение в Божьих руках, и лидер должен уповать на Бога, ожидая результатов. Но мы не должны позволять страху перед тем, что человек откажет, мешать нам задавать эти вопросы людям.

Последний шаг в передаче видения — поделиться им, что называется, «на людях», обращаясь ко всей церкви, ко всему отделу, ко всей команде. Это обескураживает, потому что вынуждает лидеров правильно подбирать слова для выражения того, что глубоко их волнует. Это также может оказаться переживанием, просто сводящим с ума, так как лидер знает, что произносимые им слова могут быть восприняты негативно.

Именно поэтому многие лидеры задыхаются при одной мысли о публичном выступлении и решают не рисковать. Они не проповедуют о видении. Они не рисуют картин, которые могли бы зажечь других. Они намеренно избегают трудного пути и молча соглашаются на статус-кво — все ради того, чтобы избежать возможной боли. Как печально. Все в проигрыше, когда видение церкви остается размытым. Все расплачиваются за недостаток смелости у лидера.

Большинство церквей наполнено замечательными добрыми людьми (которые, наверняка, лучше некоторых из нас — лидеров). Но жизнь умеет вытягивать из них все соки. Карьера, дети, ответственность, финансовое давление суммируются, перегружая их физически и эмоционально. В конце концов, жизнь начинает восприниматься ими как сплошное издевательство судьбы. И последнее, что приходит им в голову, — это вписать в список своих обязанностей еще и служение в церкви. Но энергичное, прославляющее Бога видение может изменить это.

И в этом сила видения. Оно создает энергию, которая побуждает людей к действию. Оно подносит спичку к тому горючему, которое люди носят в своих сердцах и которое ждет, чтобы его употребили в дело. Но нам, лидерам, нужно постоянно зажигать эту спичку, рисуя яркие картины Царства. И лидерский дар — это единственный дар, который дает эту воспламеняющую искру церкви.

Переданное лидером и принятое церковью видение ведет к развитию чувства собственности. Видение уже не принадлежит одному лидеру, люди считают его своим собственным. И результатом этого становится посвящение видению, посвящение служению.

Видение также позволяет сосредоточиться. Четкая формулировка того, чем будет заниматься конкретная церковь, подтекстом говорит о том, что она делать не будет. Другими словами, каждое видение, которым делятся, охватывает определенные важные действия, но оно также отвергает множество других действий, лишь отвлекающих усилия.

Отвергнутые цели сами по себе могут быть очень хороши, но они не связаны с конкретным видением данной церкви и преследование этих целей принесет больше ущерба, чем пользы. Ничто не нейтрализует искупительный потенциал церкви, как попытки быть всем во всем и для всех. Одной церкви невозможно делать все.

Ясное видение дает неотразимую картину будущего, что позволяет нам сказать: «Мы знаем свою цель. Ничто не отвлечет нас на пути к ней. Мы не собьемся с курса».

Лидеры, которые осознают, как важно конкретизировать общее видение для церкви, без лишних извинений могут сказать «нет» всевозможным конкурирующим проектам.

Итак, выгода от ясно сформулированного видения — это усиленная энергия, повышенное чувство собственности и четкая сконцентрированность. Позвольте мне упомянуть еще лишь одну, последнюю пользу от ясной картины видения для церкви: оно делает менее болезненным процесс смены лидерства.

Уровень смертности людей по-прежнему близок к ста процентам, и сомневаюсь, что я стану исключением. Вы тоже не будете исключением. Поэтому и вам, и мне нужно понять, что один из самых великих подарков, которые мы, лидеры, можем дать нашим церквям — это ясное, прославляющее Бога видение, которое переживет нас. И оно может помочь церкви сохранить движение и эффективность во время критического процесса передачи эстафетной палочки от одной лидерской команды к другой.

Видение — это самое мощное орудие в лидерском арсенале. Это орудие, которое высвобождает силу церкви.


из книги «Отважное лидерство»,
«Сила перемен», 2006