Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КТО ТУТ СТАРШИЙ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Руководство / КТО ТУТ СТАРШИЙ?

Можно ли исправлять пастора? И кто может это делать? Ответ пастора Шаповалова в статье достаточно ясен: «нет», исправлять может только вышестоящий служитель, или служитель одного с ним ранга (входящий в «пятигранное служение»). Возможно, автора «допекло» желание обычных прихожан давать ему советы и рекомендации, а также высказывать свое мнение по поводу того, как он справляется со своими обязанностями. Хотя, может быть, я и ошибаюсь и это – обычное богословское исследование.

Насколько я понял, автор не готов выслушивать мнения о статье от «простых» христиан, им он рекомендует: «Неправильные мысли лучше сразу оставить и покориться Божьей воле в этом вопросе». В таком случае хотел бы сразу представиться: я также вхожу в «пятигранное служение» - я пастор церкви, поэтому надеюсь быть услышанным.

Проблема, с которой столкнулся автор, не нова. С первых лет существования церкви появлялись прихожане, недовольные своими пасторами. Павел давал совет Тимофею (который курировал несколько церквей) как поступать с такими жалобщиками: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим.5:19), тем самым обеспечивая дополнительную защиту для руководителей. Однако он не закрыл двери для критики вообще. Обвинения все-таки выслушивались, но они должны были быть подтвержденным фактами, а не просто являться мнением одного человека.

С 2000 года наша страна занята активным выстраиванием «вертикали власти». Но то, что применимо к стране, не всегда может быть применимо к церкви. Описание определенной вертикали существует и в Библии, но она в корне отличается от государственной.

Библейская вертикаль – это вертикаль служения, где больший, является «всем слугою» (Мк. 10:42-44). По такой вертикали можно двигаться только вниз, от прихожанина, которому служат к служителю, который служит всем. В самом низу такой вертикали находится Христос, который пришел «чтобы послужить и отдать душу Свою» (Мк 10:45).

Павел описывает Коринфской церкви свое с Тимофеем положение в этой вертикали: «мы рабы ваши» (2 Кор.4:5). Несмотря на такой пример в церкви всегда появлялись желающие построить ступеньки наверх. Таким был «желающий первенствовать» Диотреф (3 Ин.1:9).

Автор сравнивает церковь с автозаводом, где есть начальники разных уровней и управление осуществляется сверху. В истории церкви не раз осуществлялись попытки выстроить земное воплощение этой духовной иерархии. Наиболее последовательно она была реализована в католической церкви. Единый глава церкви – Папа, далее кардиналы и епископы… Но даже при такой четкой структуре Папа выслушивает и принимает мнение всей церкви (через вселенские соборы, признавая уже возникшие без его руководства движения и ордена или особые формы поклонения).

Возможно, я не прав, но мне показалось, что в статье автор пытается пойти даже дальше католической церкви и отказать церкви в возможности влиять на действия пастора: «тот, кто не входит в пятигранное служение… не может указывать пастору… , рекомендовать ему…». Причем в отличие от католической протестантские церкви провозглашают принцип независимости каждой поместной общины. В результате над местными пасторами уже не оказывается никакой власти (кроме, разумеется, Божественной, но без определенного земного воплощения). Хотя сейчас в нашей стране все чаще предпринимаются попытки создать определенные надцерковные структуры, руководящие поместными церквями.

Некоторое время назад я близко общался с пастором, у которого были подобные взгляды. Однажды в разговоре со мной он поделился: «Сейчас мы с церковью молимся о видении на ближайшие 10 лет. Поэтому я сказал своим прихожанам и церковному совету, чтобы они не подходили ко мне с советами и мыслями. Я хочу четко понять волю Божью, а не слушать людей».

Такой пастор легко приписал себе особые отношения с Богом, благодаря которым он может получить от Всевышнего то, к чему другие не имеют доступа. Такая позиция находится в явном противоречии с одним из важнейших принципов Реформации – принципом всеобщего священства. И, надо сказать, придумал этот принцип не Лютер.

Апостол Павел, отправляясь в свое последнее путешествие в Иерусалим, собрал пресвитеров, которых он учил долгое время, и позаботился о том, как они будут самостоятельно нести свое служение. Он передал их заботе «Бога и слова благодати» (Деян.20:32). Но, кроме того, он указал им на видимый источник авторитета над ними: «Внимайте себе и всему стаду» (28). При этом он подчеркнул высокий авторитет общины, как «Церкви Господа и Бога».

И все-таки, сравнение структуры церкви с отношениями на заводе, которое приводит автор, можно применить к церковному управлению. Но это сравнение должно быть перевернуто. Директором является, несомненно, Сам Господь. Своим же земным заместителем он выбрал всю Церковь, которая есть «тело Христово» (Еф. 4:27).

Пресвитер – служащий своей поместной церкви. Это не значит, что он должен исполнять прихоть любого прихожанина. Но он должен стремиться слушать церковь и искать, куда Бог ведет общину, и помогать ей дойти до той цели, которая перед ней поставлена.

Более того, я верю в то, что Библия говорит об испорченности каждого человека, в том числе и моей. Я знаю по себе, насколько сложно противостоять искушениям в жизни. И мне нужен совет и корректировка. И легче всего я приму ее от своей (или правильнее сказать – Божьей) Церкви.