Главная / Статьи / Руководство / ВЛАСТЬ РАЗРУШАЮЩАЯ
ВЛАСТЬ РАЗРУШАЮЩАЯ
ВЛАСТЬ РАЗРУШАЮЩАЯ
24.09.2011
625

Власть оказывает сильное влияние на наши личные, общественные взаимоотношения и отношения с Богом. Ничто не затрагивает нас так глубоко, в положительном или отрицательном смысле, как власть.

Она может созидать и разрушать. Разрушающая власть требует доминирующего влияния и полного контроля. Она разрушает не только отношения, но и доверие, диалог, целостность. И это верно, рассматриваем ли мы человеческую историю в целом или микрокосм наших личных историй.

Как же выглядит разрушающая власть? Представьте себе Адама и Еву в райском саду, испытывающих наслаждение и удовольствие, имеющих все, что необходимо для прекрасной жизни. Но им этого было мало, они сломя голову бросились за познанием добра и зла, чтобы уподобиться Богу. Грех, содеянный в райском саду, был грехом власти. Адам и Ева захотели стать больше, чтобы иметь больше положенного. Не удовольствовавшись долей созданий, они захотели стать богами.

Это терзает и нас, не так ли? Нам нужно превосходство, обладание, накопление, завоевание. Грех власти - это жажда приобретения большего, чем нам предначертано, фактически, жажда обожествления.

Для Адама и Евы стремление к власти означало разрыв их отношений с Богом. Чувство диалога и общности с Богом было нарушено. Они, как и мы, скрылись от Господа. Наше стремление к власти также разрывает с Ним отношения, а упрямое желание идти своим путем - отдаляет Его голос и приглушает Слово.

Итак, что это все-таки за власть, которая разрушает?

Вспомните рассказ о царе Сауле и его безумной ревности к Давиду. Саул был правителем и должен был уметь обращаться с властью. Однако власть не в силах управлять привязанностями, и люди продолжали любить Давида. Будучи не в состоянии управлять сердцами людей, Саул обратил на него свой гнев. Царь скорее пошел бы на убийство, чем выпустил власть из своих рук. Трагично видеть разрушение отношений между Давидом и Саулом из-за жажды власти последнего, которая, ко всему прочему, разрушила отношения Саула с его сыном Ионафаном.

Итак, власть разрушает отношения. Лучшие друзья могут стать смертельными врагами, если на карту поставлено вице-президентство компании. “Толкать, карабкаться, проталкивать”, - вот атрибуты языка власти. Ничто так не отдаляет нас друг от друга, как власть; она может стать причиной разрушения даже безобидного диалога.

Профессор Поль Турньер по этому поводу пишет: "Власть является величайшим препятствием на пути диалога. Мы платим за власть дорогой ценой - трагедией потерянного общения". Мы наблюдаем эту трагедию повсюду: между женами и мужьями, детьми и родителями, работодателями и подчиненными. Способность власти к разрушению человеческих взаимоотношений написана на лице человечества.

Как выглядит разрушающая власть? Представьте последователей Христа, горячо спорящих о том, кто из них будет более великим в Царстве Небесном. Споры эти, судя по тому, что упомянуты во всех четырех Евангелиях, были серьезными. Результатом таких постоянных пререканий и торговли "за место под солнцем" был подрыв гармонии в апостольском собрании и подозрения в неискренности мотивов друг друга.

Поразительно, не правда ли: взрослые люди упражняются в игре в "царя горы"?

Разумеется, решая, кто более велик, мы одновременно решаем, кто велик менее. Для нас это целая проблема, не так ли? Быть последним, наименьшим означает быть беспомощным. Если мы, скажем, находимся на "нижней ступеньке" служебной лестницы компании, то у нас нет никаких полномочий, никакой власти.

Когда среди учеников Иисуса вспыхнул спор на подобную тему, Он посадил посреди группы ребенка и рассказал им о величии. Каким образом? Христос указал на способность детей работать и играть, не испытывая необходимости в превосходстве.

Вам когда-нибудь доводилось наблюдать за детьми, делающими во дворе куличики? Заметьте, они счастливы лишь тем, что делают, в то время как остальной мир продолжает свою безумную гонку за "величием". Видите ли, в Царстве Божьем вопрос величия просто не имеет смысла. Кто-то может спорить и бороться по поводу вопроса величия, для последователя же Христа будет добродетелью его игнорировать. "Великое приобретение быть благочестивым и довольным", - говорил апостол Павел (1 Тим. 6:6).

Как выглядит разрушающая власть? Вспомните Симона с его желанием купить силу Духа Святого (Деян. 8:9-25). Симон был самарийским волхвом, определенно имевшим значительную власть, ибо о нем люди говорили: " Сей есть великая сила Божия" (Деян. 8:10). Симон же сам попал под влияние проповедей Филиппа и поверил в Иисуса Христа.

Затем в Самарию пришли Петр и Иоанн, чтобы возложить руки на людей и передать им Духа Святого. Увидев силу, передававшуюся лишь через возложение рук, Симон "принес им деньги, говоря: "Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого" (Деян. 8:18,19). Петр укорил Симона за мысли о возможности покупки Духа Святого, и у нас есть основания полагать, что Симон покаялся в своем недобром намерении.

Грех Симона заключался в попытке использования Божьей власти в своих собственных целях. Это является признаком всех лжерелигий, однако, и христианство в наши дни немало страдает от подобного подхода. Как пишет по этому поводу Шерил Форбс: "Ряса праведности становится одеянием власти".

Власть может иметь крайне деструктивное воздействие в любом контексте, однако в области религии она приобретает откровенно дьявольский оттенок. Религиозная власть способна разрушать ей лишь одной присущим образом. Поговорка о том, что абсолютная власть развращает абсолютно, особенно верна в области религии. Те, кто сами себе закон и в то же время надевают мантию набожности, развращаются особенно быстро. Когда мы убеждены, что работаем для Царства Божьего, любой наш оппонент неправ “по определению”. Будучи убежденными, что всегда используем свою власть во благо, мы считаем, что не можем быть неправы. Когда это въедается в наш менталитет, мы начинаем использовать Божью власть в своих целях.

Те, кто никому не подотчетны, особенно подвержены развращающему влиянию власти. Именно эта проблема и заставила святого Бенедикта учредить так называемое правило стабильности. В шестом столетии существовало множество странствующих пророков и монахов, ни перед кем не несущих ответственности за свое учение и поступки. Правило же стабильности собирало их в общины, где были возможны дисциплина и поощрение.

Сегодня проповедники, пользующиеся средствами массовой информации, и путешествующие евангелисты страдают от абсолютно того же недостатка подотчетности, что и странствующие пророки шестого столетия. Что нам в этой связи нужно, так это современное правило Бенедикта, сводящее этих влиятельных лидеров в дисциплинированные и подотчетные товарищества.

Необходимо видеть неправоту тех, кто считает, что они всегда правы. Всегда прав только Иисус Христос. Остальным же необходимо признавать свои слабости и пороки и учиться на примере тех, кто от аналогичных пороков избавился.

Если этого не делать, власть поведет нас в пучину ада.

"Деньги, секс и власть"