Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
«ШКОЛА БЕЗ СТЕН» И ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Руководство / «ШКОЛА БЕЗ СТЕН» И ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
«ШКОЛА БЕЗ СТЕН» И ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
«ШКОЛА БЕЗ СТЕН» И ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
12.10.2012
1974

Модель неформального обучения лидеров в постсоветских странах

«Школа без стен» (ШБС) начиналась в 2004 году как эксперимент. То, что этот эксперимент длится уже шесть лет и за это время расширил свою географию на десять республик бывшего СССР, позволяет назвать его успешным проектом, хотя инициаторы предпочитают говорить о движении.

ШБС возникла как попытка предложить новый, гибкий формат обучения для потенциальных миссионеров. Этому предшествовала длительная работа Ассоциации «Духовное возрождение» по проведению серии семинаров «Основание новых церквей» (ОНЦ). Более пяти тысяч миссионеров прошли обучение в рамках программы ОНЦ, их деятельность выразилась в тысяче основанных новых церквей.

Так что у ШБС была своя предыстория. В этой предыстории мы встретим немало миссионеров-энтузиастов, но их круг оказался ограничен. Уменьшение инвестиций в поддержку миссионеров-профессионалов, то есть тех, кто целенаправленно занимался основанием новых церквей, привело к еще большему сужению этого круга. Уже к 2002 году стало ясно, что движение ОНЦ не смогло стать широким миссионерским видением для молодых поколений, а также не смогло стать самостоятельным финансово – созданные церкви не смогли поддерживать своих служителей и посылать от себя миссионеров.

В этой ситуации ШБС предложила миссионерское видение для обычных молодых прихожан церкви. Успех этой программы помог найти и подготовить новых лидеров для продолжения миссии, а также переосмыслить саму суть миссии.

Движение ОНЦ выделяло миссионеров как необычных, профессиональных служителей. В ШБС миссионером становился почти каждый. Миссия отныне стала пониматься не как специфический род деятельности (поехать куда-то), но как мировоззрение и призвание, которые проявляются неизбежно и естественно в обычной жизни, как активная позиция христианина по отношению к окружающему миру.

Таким образом, ШБС расширила понимание миссии и круг людей, причастных к ней. Это помогло церквям не только посылать избранных миссионеров, но открыть в себе, в обычной церковной жизни, миссионерский характер, занять проактивную позицию в свой социальной и культурной среде.

Школа без стен возвращает образование внутрь церковной жизни

Привычным стало слушать о том, что образованию нужны церкви, но куда реже можно услышать, что образование нужно самой церкви. Да, церковь посылает людей на учебу и возможно даже поддерживает финансово некоторые школы. Вероятно, поэтому пасторы церквей говорят со школами свысока – как собственники человеческих и финансовых ресурсов, позволяющих школам существовать. Но церковь в отрыве от образования также не может жить полноценно. Взаимная зависимость разных служений установлена Богом и соответствует потребностям человека.

Образовательные центры и программы помогают церкви подготовить служителей и интеллектуальные ресурсы для служения, формировать богословие и вести авторитетную апологетику. Образование всегда будет вызовом для церкви, ее устоявшимся традициями, авторитетам и формам служения, но именно образование придает столь необходимые и системность, и динамичность.

ШБС культивирует массовый интерес к образованию

Система христианского образования в постсоветских странах прошла сложную, хотя закономерную эволюцию – от борьбы за ресурсы к борьбе за людей. Все эти годы создавалась материальная инфраструктура, но здания пустели быстрее, чем успевали достроиться. Те, кто хотели учиться, уже отучились. Те, кто нуждались в мотивации к учебе, ее не получили.

Со временем общество предложило то, что не смогла предложить церковь, – большой выбор образовательных услуг разных уровней и профилей. В начале 90-х годов, пресытившись советским образованием с его коммунистической идеологией и атеистическим мировоззрением, люди жаждали духовного образования как альтернативы.

Постепенно выяснилось, что качество христианских школ не соответствует ожиданиям зрелых и мотивированных абитуриентов. Еще печальнее оказался тот факт, что христианское образование не смогло конкурировать даже с коррумпированными и отсталыми в научно-техническом плане государственными школами.

Разочарование в институтах христианского образования привело к тому, что учить стало некого, а те, кто уже отучились, оказались невостребованными.

В общей картине христианского образования ШБС выполняет просветительскую и стимулирующую роли. ШБС позволяет расширить абитуриентскую база для действующих христианских школ, поскольку обращается ко всей молодежи, в том числе к тем, кто об учебе никогда не думал; мотивирует самого обычного молодого прихожанина к дальнейшей учебе и подготовке к активному служению. В рамках ШБС есть возможность практиковаться молодым преподавателям, выпускникам семинарий, миссионерам. Здесь соединились преподавательский и студенческий ресурсы, ранее не задействованные в контексте поместных церквей.

Структура ШБС соединяет церковь, образование и миссию

У ШБС специфический локус – внутри церкви. Она вырастает изнутри церковной ситуации и отвечает на ее вызовы.

Студенты растут в церкви. Уже в детях и подростках можно увидеть будущих студентов, а затем в них же – миссионеров, пасторов. Опытный служитель видит в них будущее, но это будущее само собой не созреет. Там, где лидеры рождаются, образование не нужно. Увы, такой уникальной почвы мы не встречали.

Обычно есть люди, зреющие к служению, обладающие задатками, но их талант и их волю еще нужно пробудить, придать нужную форму, снабдить актуальными знаниями, привить навыки. Потенциальные лидеры нуждаются в образовании, способном сделать из прихожан команду служения.

Преподаватели тоже из церкви. Не всегда из одной и той же, что и студенты, но они рядом, видны, доступны. Общность церковной жизни и служения помогает студентам и наставникам обрастать взаимными связями, личными отношениями. Общение не ограничивается стенами аудитории, но продолжается в практике и в будущем совместном духовном труде. Поэтому все преподаватели подбираются местным координатором с учетом нужд поместной общины и ее служений.

Когда курс ШБС заканчивается, выпускники остаются на месте, продолжают служить в том же пространстве церкви, но расширяют ее пределы, влияя на общество, служа окружающим людям. Служители церкви, наставники, студенты и выпускники составляют одну большую команду служения.

Отношения ШБС с церквами помогают, но также развивают

Двойственность отношений с церковью можно передать словами соответствие и влияние. ШБС отвечает на нужды церквей, но также оказывает обратное влияние на формирование этих нужд, ожиданий, мнений.

Недавнее исследование Тараса Дятлика выявило несоответствие между ожиданиями церквей и образовательными проектами. Оказалось, что большинство школ и программ не отвечают запросам пасторов, их представлениям о церковно-ориентированном образовании.

Помимо прочих здесь возникают два важных вопроса. Первый: насколько мнения пасторов репрезентативны – насколько пастора адекватно понимают миссию церкви в ее связи с образованием и само образование как специфическую сферу интеллектуальной деятельности.

Второй - должны ли образовательные программы обязательно ориентироваться на господствующее мнение о них в среде церквей, либо же формировать это мнение через просветительскую работу и лоббирование.

Обсуждение этих двух вопросов пока не получило должного резонанса, хотя начало было положено – на сессиях Institute for Excellence в Минске-2009 и Киеве-2010.

Исходя из опыта ШБС, считаю возможным констатировать тот факт, что далеко не все пастора традиционных постсоветских церквей адекватно понимают суть и задачи христианского образования, поэтому ориентироваться на их ожидания было бы неоправданной наивностью.

Пастора церквей предпочитают преподавать молодежи «Историю ЕХБ» и «Введение в Ветхий Завет», так как это помогает управлять ситуаций, сделать ее предсказуемой. А вот открытые богословские дискуссии, изучение успешного опыта молодежных клубов, интернет-евангелизма, социального служения группам риска зачастую кажется опасным, т.к. провоцирует на перемены.

Так в ответ на наше предложение провести семинар по работе среди ВИЧ-инфицированных, один церковный совет принял такое решение: «Ветхий Завет говорит, что такие люди должны быть за станом. Неизвестно, поможем ли мы им в церкви, а вот они нас заразят точно».

Очевидно, что мнение и ожидания церквей должны формироваться в союзе, в диалоге, во взаимной открытости с учебными центрами и программами. Иначе несоответствие пониманий и ожиданий друг от друга будет носить хронический характер.

ШБС предлагает сбалансированную программу, в которой учтена как необходимость преемственности церковных традиций, уважения к старшим поколениям, изучения их опыта, так и важность развития, инноваций, соответствия нуждам современного общества. Развивающие семинары для молодежи помогают церкви обновить свое видение и привлечь наиболее активные и творческие силы к служению.

www.bez-sten.com