Впервые я встретился с Джорджем Вэруэром, когда мне было четырнадцать. Он проповедовал в моем родном городе Саутпорте. Американец с головы до ног, он был напористым, пылким и жизнерадостным в свои двадцать пять. Организация «Обетование миру» (ОМ) активно действовала тогда в Британии, а Джордж был вдохновителем всего, что делала миссия в Европе.
Его молодость, открытость и честность поражали больше всего. Впервые я слышал, чтобы так серьезно, без ложного стыда и ханжества говорили о сексе – теме, которая в то время все больше и больше начинала беспокоить меня. Джордж сразу покорил меня этим, ведь он был такой же, как мы, ему знакомы были те же чувства, переживания, слабости, но в то же время чувствовалось, что он обладает какой-то невероятной силой, твердостью, уверенностью. Впервые мне открылось, что Господь может действовать через слабого человека. Это было удивительно, ведь я думал, что надо быть великим, обладать какими-то уникальными способностями, чтобы Бог обратил на тебя внимание.
Спустя десять лет, готовясь отправиться в Индию, я встретился с ним, уже будучи членом ОМ. Я остановил его в коридоре Бельгийского библейского института и представился. На нем был старый пиджак и туфли, которыми он шаркал, так как они были явно велики ему на два или три размера. Вряд ли он хотел разговаривать со мной, но из учтивости спросил, довольна ли моя жена, что едет в Индию. Я сказал ему, что еще не женат, вот, собственно, и весь разговор. Потом мы встречались в разных уголках мира, и наши краткие, но содержательные разговоры всегда заканчивались молитвами.
По-настоящему Господь свел меня с Джорджем, когда я был в Де-Мойн, штат Айова. Он пригласил меня проехаться с ним в автобусе до Сидар-Рапидс. Я редко скучаю, а общаясь с Джорджем и вовсе забыл, что такое скука. Именно тогда на себе испытал его удивительные способности трудоустраивать. Никогда больше не встречал я человека, общение с которым реально изменило жизнь такого большого количества людей. Во время поездки он неожиданно предложил мне: «Приезжай в Англию работать со мной в международном офисе в Лондоне». В туманных выражениях он описал мне работу и сказал, что я стану «вроде вице-президента», что было для меня действительно заманчивым. Работа представлялась несколько странной, но возможности открывались безграничные. Долго уговаривать меня не пришлось, ведь я давно мечтал очутиться в Лондоне, городе, который обожаю. Главное же, предлагалась работа, где я мог проповедовать и наставлять, сколько моей душе угодно. Я поговорил об этом со своей женой Шейлой, и мы отправились в путь. Так изменилась моя собственная жизнь, и в последующие двадцать лет я ни разу не пожалел о своем решении. Что же мне дали работа, молитва и общение с этим человеком?
Благодаря ему я научился преодолевать сложности. Джордж довольно непростой человек. Он смелый и правдивый, гибкий и резкий одновременно, постоянно стремящийся учиться и толкающий на действие. Обладая даром общения с людьми, он иногда бывает труднопереносимым из-за своей нетерпеливости и ярко выраженного лидерства. Потребность в самовыражении часто побуждает его брать в свои руки управление мероприятиями, он склонен управлять всем, во что вовлечен. Его могут обуревать противоречивые чувства, и при этом он не выглядит беспомощным, сохраняет интерес к жизни. Джордж слывет человеком крутого и несговорчивого нрава, но в действительности он очень восприимчив и раним. И эта сила в сочетании со слабостью так располагает к себе, что вы легко соглашаетесь следовать за ним.
Его поведение сродни мудрости ветхозаветного пророка. Он уверен, что все люди должны быть уравновешенными или, по его словам, сбалансированными. То есть, если вы явитесь к нему в приподнятом настроении, он расскажет вам о всех проблемах, с которыми вам придется столкнуться; если вы подавлены, он расскажет вам о том, какое значение вы имеете для замысла Божьего, организации и для него лично. Однажды Джордж сказал мне: «Тебе больше не нужно учиться. Пришло время применять на практике то, что ты уже знаешь». Это было неожиданно для меня, но именно так на смену моим мечтам и фантазиям о служении пришло реальное служение, которому он дал толчок. Он помог мне развить чувство соразмерности, которое дает представление о пределах своих возможностей.
Никто иной, как Джордж, показал мне, что такое братская христианская любовь. Если бы мне пришлось потерпеть неудачу в служении и в позоре бежать за тысячи миль, верю, он догнал бы меня и попытался бы помочь. Так он раскрывает окружающим сердце Божье. Он ищет людей, жизнь которых полна бед и горечи, чтобы помочь и показать им любовь Божью. Гомосексуалисты, умственно отсталые, неудавшиеся руководители, разведенные пары – это те, кого он ищет. Это, образно говоря, объекты его «тактики преследования по горячим следам», которую составляет шквал телефонных звонков, молитвы и письма. Он человек-лев, способный плакать над душевнобольным другом и философствовать перед ребенком. Глядя на Джорджа, невольно учишься великодушию. Этому великодушию и жертвенности, кажется, нет предела. Я особенно ценю его за это, так как не знаю никого другого, кто отдавал бы так много, имея весьма скромные финансовые возможности. Иногда этим пользуются низкие и ограниченные люди. Попросите – и он отдаст вам последнюю рубашку и брюки. Почему? Думаю, потому что об этом кое-что говорится в Библии.
История помнит немало руководителей, хорошо начинавших, но не сумевших продолжить: первопроходцы, которые не знали, как вести людей после того, как были сделаны первые шаги, генералы, которые не могли найти выхода, и в конце концов их убивали собственные солдаты. Джорджу удается быть «хорошим генералом», потому что он умеет превратить слабость в одной области в силу другой. На свете найдется немного способных доверять, развивать и наставлять людей, которые представляют угрозу положению наставляющего, тех, кто способен поддерживать здоровые отношения в бурном котле постоянных перемен. Но Джорджу это удается, потому что он умеет увлечь, обладает даром вести за собой. Люди, общаясь с ним, стремятся быть похожими на него. Их подкупает полная преданность Джорджа своему делу.
Думаю, Джорджу легко удается убеждать еще и потому, что окружающие его люди понимают: он – человек Божий. Причинив кому-нибудь боль, он обязательно кается, без колебаний признает, что был не прав, и просит прощения. Наставляя людей, он уделяет им столько внимания, сколько они никогда не получили бы от других. Некоторые называют его пророком, другие – современным Хадсоном Тейлором. Один близкий друг Джорджа настолько увлекся его проповедями, что следовал за ним по всей Англии, чтобы слушать их «в оригинале».
Как-то я спросил одного английского проповедника и писателя: «Кем бы вы хотели стать, если бы могли быть другим человеком?» К моему изумлению он ответил, что хотел бы быть Джорджем Вэруэром. Я был ошеломлен и немного раздосадован, ведь писатель по-настоящему не знал Джорджа и уж точно не видел его в моменты сильного душевного волнения, например, когда он оказывался перед лицом сильного врага. Но потом я подумал, что и сам до конца не знаю, кем является Джордж. Один доктор недавно раскрыл мне теорию волновых процессов мозга, согласно которой у Джорджа этих волн так много, что он вряд ли доживет до шестидесяти. Доктору не хочется верить. Также трудно представить Джорджа старым и успокоенным.
Из книги "Руководители будущего"