Главная / Статьи / Творчество / Раненый ангел
Раненый ангел
Раненый ангел
Культурный код Игоря Попова
23.02.2015
2208

Искусство всегда находится в пространстве интерпретаций. В этом одно из его уникальных, я бы даже сказал, мистических черт. Давайте будем честными. Мы приходим в картинную галерею не за информацией (для этого достаточно книг и интернета), мы приходим туда за эмоциями и настроением. Погружаясь в волшебные миры художника, зритель, прежде всего, вступает в эмоциональный контакт с живописным полотном. Уже потом мы анализируем, осмысливаем, переосмысливаем, домысливает творческий замысел художника. А сначала мы просто чувствуем.

В этот момент мы осторожно вступаем в творческий мир художника, пытаясь понять, что он значит лично для нас, откликается ли нашему опыту переживаний и проживаний. Это то, что я называю эффектом резонанса, когда мелодия другого человека сливается с твоей мелодией и в результате рождается новое произведение. Тогда мы становимся соавторами, рождая свои контексты и смыслы. Либо происходит диссонанс, и мы слышим не музыку, а какофонию, набор звуков, только раздражающих внутренний слух.

Осенью 2006 года по инициативе национальной галереи «Атениум», ко Дню независимости Финляндии, жителей страны попросили в течение 6 недель проголосовать за их любимую картину, наиболее соответствующую финскому духовному началу. Конкурс, который первоначально задумывался как пиар-ход по привлечению новых зрителей в галерею, тогда вызвал споры на уровне руководства страны.

Картина финского художника Хуго Симберга «Раненый ангел» была избрана художественным символом Финляндии 1360 голосами из общего количества 10000 (голосование проводили как в самом музее, так и через интернет). Результат этого голосования поставил в тупик искусствоведов, считавших, что символистское полотно слишком сложно для подобной популярности. Респонденты же отвечали, что сложного ничего нет, и описывали «Раненого ангела», как прекрасное и взывающее к раздумьям произведение искусства.

Художник Хуго Симберг - явление в мировом изобразительном искусстве. Мир его картин очень сложен и неоднозначность полотен часто вызывает самые разноречивые реакции, от бурных восторгов до не менее бурного неприятия. И все же, это великое искусство, заставляющее не просто сопереживать, но переоценивать. В этом его сильная сторона.

Хуго Симберг родился 24 июня 1873 года в Хамине (город в Южной Финляндии на берегу Финского залива) в большой семье военного. В возрасте 8 лет вместе с семьей переехал в Выборг, который был тогда одним из культурных центров Финляндии. Семья летом выезжала на побережье Финского залива. Уже став известным художником, Хуго Симберг построил на берегу мастерскую на берегу Финского залива в Ниеменлаутту.

Начал он свою карьеру художника в рисовальной школе города Выборга. Далее последовала Школа Финского художественного общества, однако там он долго не задержался, так как посчитал принцип преподавания неудобным для себя. После этого он выходит на самостоятельную тропу получения образования.

Между 1895 и 1897 годами Симберг трижды брал уроки у Галлен-Каллела. Еще в 1895 году он испытал сильнейшее влияние Арнольда Бёклина, написав, что тот «является художником от Бога, и перед ним все должны склониться».

В 1896 году Симберг путешествует по Европе. Посещает Лондон и Париж, знакомится с современным европейским искусством. Большое влияние на художника тогда оказали Эдвард Бёрн-Джонс и прерафаэлиты, что очень заметно по многим его картинам. Впоследствии он дважды приезжал в Париж и работал там длительные периоды времени, в 1903—1904 и 1910 годах.

Осенью 1896 года он впервые принял участие в Осенней выставке финских художников, где выставил несколько картин. Эти картины получили доброжелательные отзывы критики. Полотна были выполнены в стиле, характерном для всего творчества Симберга, объединявшем символизм с фольклорными мотивами. В 1897 году он посетил Италию. Именно там он близко знакомится с работы мастеров Возрождения XVI века, они произвели на художника сильнейшее впечатление.

В 1898 году его работы были представлены на осеннюю выставку. Критики снова отмечают работы финского художника, после чего Хуго Симберг был принят в Союз художников Финляндии и получил должность преподавателя живописи в выборгской рисовальной школе любителей искусств.

В 1899 году он путешествовал по Кавказу из Тифлиса в Дагестан. Результатом стали горные пейзажи с нарочито усиленными цветами.

В 1908 году двадцать работ Симберга были отобраны для участия в выставке финского искусства в Париже, первой большой выставке за пределами Финляндии. Из 23 принявших участие в выставке художников лишь два (Галлен-Каллела и Энкель) представили больше своих работ. Последнее свое зарубежное путешествие Симберг предпринял в 1910 году, посетив Нидерланды, Бельгию и Францию, где он снова смог остаться на продолжительное время, благодаря полученной им стипендии.

Основной чертой, проходящей через все творчество Хуго Симберга, является многоплановость и символичность его образов. Его произведения полны образами ангелов и дьяволов, многократно изображены жизнь и смерть в различных ипостасях.

Одной из основных работ Симберга являются фрески (1904—1906), выполненные им в кафедральном соборе святого Иоанна в Тампере (архитектор Ларс Сонк). Фрески были заказаны двум художникам-символистам, Симбергу и более старшему Магнусу Энкелю, по рекомендации самого известного на тот момент финского художника Альберта Эдельфельта. Симбергу и Энкелю была предоставлена полная свобода творчества. Они договорились, что Энкель выполнит росписи алтарной части, а Симберг — всей остальной церкви.

В главном куполе собора Симберг на красном фоне изобразил змею с яблоком во рту, окруженную оперенными крыльями. В обычной интерпретации считается, что крылья изображают ангелов, а фреска в целом символизирует победу добра над злом.

На галерее собора изображены двенадцать фигур мальчиков, держащих гирлянду. Гирлянда символизирует жизнь (традиционное название росписи — «Гирлянда жизни»), а двенадцать мальчиков, напоминающие фигурные композиции Фердинанда Ходлера — двенадцать апостолов. Мальчики идут в сторону леса, написанного на обоих концах подковообразной композиции. В лесу стоит дерево, на котором изображены одиннадцать языков огня и змея; также в лесу написана сорока. Языки огня часто интерпретируются как символ Святого Духа, змея — символ Иуды и дана ему вместо пламени. В финской мифологии сорока является символом стыда.

У части церковного руководства фрески вызвали неприятие, поскольку некоторые из них не имели отношения к библейским сюжетам, и их судьба решалась в последний момент перед открытием собора. Уже после открытия собора была создана специальная комиссия для определения, является ли изображение змеи подходящим для церкви. Согласно решению комиссии, принятому в мае 1907 года, змея была оставлена.

И все же именно «Раненый ангел» стал абсолютным шедевром Симберга. Хуго Симберг написал эту картину в 1903 году. Этому предшествовал тяжелый период в жизни художника. Осенью 1902 года у художника случился серьезный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Эту картину он написал сразу после выхода из больницы.

Известно также, что во время работы над картиной художник был болен менингитом, и работа над этой картиной была для него источником силы и стимулом к выздоровлению. Кстати, на одной из фресок в росписи Кафедрального собора Тампере художник воссоздал сюжет этой картины, которую он называл своей лучшей работой.

Чем же уникально это полотно? Два очень мрачно выглядящих мальчика идут по пустынной дороге у воды. На самодельных деревянных носилках они несут девочку-ангела с поврежденным крылом. Аллегорическая процессия с ангелом изображена на фоне довольно реалистичного пейзажа. В действительности это изображен парк Eläintarha в Хельсинки, и дорога, которую мы видим на картине, и по сей день идет вдоль берега бухты Eläintarha. Во времена Симберга этот парк был популярным местом отдыха среди рабочих, в то время как более зажиточные люди предпочитали парк Kaivopuisto.

Мальчики и ангел изображены на переднем плане картины. Мальчики идут тяжело и медленно, и очень бережно несут ангела. Мальчик, который идет первым, выглядит младше, он одет во все черное и на нем черная шляпа. Он несет носилки, глядя прямо вперед, в то время как второй мальчик повернул свое серьезное лицо к зрителю и смотрит прямо в глаза, словно пытается что-то увидеть в зрителе.

Цветовая палитра картина приглушена, словно кто-то убавил свет. Белизна и утонченность девочки-ангела контрастирует с земными, темными фигурами мальчиков. Ангел сидит на носилках, сгорбившись и склонив голову, держась руками за края носилок. На ней длинное белое платье, полы его касаются земли. В правой руке она держит небольшой вянущий букет цветов. Ее глаза закрыты белой повязкой.

Картина не показывает, что случилось с девочкой ангелом. Но если присмотреться, то можно заметить, что левое крыло ангела внизу слегка надорвано. Ярко-белое крыло немного запятнано кровью.

На самом простом уровне понимания картина символизирует детскую невинность. Второй план состоит из чувств художника, возвращающегося к жизни после тяжелой болезни. Здесь жизнь и идеалы смешаны с близостью смерти и эфемерности живого. Темные костюмы мальчиков символизирует смерть и утрату. Один из мальчиков повернулся к зрителям, давая им понять, что темы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение.

Но это лишь один из явных смысловых планов картины. На самом деле сам художник отказывался трактовать свои картины, он считал, что каждый зритель должен сам рассказать ту историю, которую увидел в полотне.

Это проекция в смыслы искусства заставляет нас самих отвечать на очень сложные вопросы смысла бытия, жизни и смерти, происхождения добра и зла, наших взаимоотношений с Богом. Наверное, в этом и заключена основная миссия искусства: заставить задуматься над самыми важными вопросами бытия и дать свои собственные ответы, научиться думать и выбирать, быть честным с самим собой.

Читать по теме