Ангелы парят над Петербургом почти со дня его основания. Отлитые из меди и бронзы, позолоченные и изваянные из камня, они осеняют Северную столицу не одну сотню лет. Легенда гласит, что Петр I просил архитектора Доминико Трезини как можно быстрее водрузить на шпиле Перопавловского собора ангела-хранителя, благословляющего столицу Российской Империи.
Тонкий, как игла, шпиль Петропавловки совершенно не характерен для русской храмовой архитектуры того времени. Но Петр I хотел, чтобы в его новой столице все отличалось от древней Руси. И предоставив гениальному Трезини полную свободу, царь с радостью одобрил проект тонкой и изящной иглы с ангелом на вершине. Впрочем, тот вид колокольни и ангела, к которому привыкли петербуржцы и гости Северной столицы, появился совсем не сразу. Строго говоря, этот ангел четвертый по счету.
Первый воспарил над городом в 1724 году, через 21 год после основания Санкт-Петербурга. Он был создан по эскизам Доменико Трезини и простоял над городом 32 года. Но в 1756 году, во время царствования императрицы Елизаветы, молния ударила в колокольню. Пожар уничтожил не только ангела, но и весь шпиль.
Второго ангела, русские мастера воссоздали по памяти, поскольку эскизов Трезини не сохранилось. Ангел вновь вернулся на шпиль Петропавловского собора, на который было установлено чудо техники того времени — громоотвод, спроектированный Леонардом Эйлером.
Но очень скоро балтийский шторм не только накренил шпиль, но и серьезно повредил ангела. После чего был создана третья фигура, по проекту Антонио Ринальди. Этот ангел был чуть меньше и легче, но это не спасло его от ярости стихии. Случившийся в 1829 году ураган опять повредил ангела, и на этот раз для ремонта были необходимы сложные и дорогостоящие строительные леса.
Генерал-губернатор объявил конкурс на проведение ремонта, но желающих рискнуть своей жизнью не находилось. То, что произошло потом, потрясло не только Петербург, но и всю страну.
Вот как описывает это статья в журнале "Сын отечества" за 1830 год:
«В октябре и ноябре прошлого года, смотря из моих окон на шпиц Петропавловского собора, как я, так и мои домашние и некоторые из наших знакомых всякий день любовались, но с крайним опасением и страхом, неимоверною смелостью русского кровельщика…
Ярославской губернии, казенный крестьянин кровельного цеха мастер Петр Телушкин, узнав, что предпринимается необходимая починка… на колокольном шпице Петропавловского собора… явился с письменною просьбою, в которой объяснил, что он все исправления в кресте и ангеле берется произвести без всяких лесов, с тем только условием, чтоб ему заплачены были материалы, нужные для сих починок, за труды свои он ничего не назначал, предоставляя высшему начальству наградить его по благоусмотрению.
Выгодные сии предложения были приняты, и —Телушкин, как бедный мастеровой, не имев залогов, заложил, так сказать, жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела. В октябре 1830 года горожане могли воочию наблюдать упражнения Телушкина воочию.
Деревянный шпиль был облицован медными листами, соединенными швами-шлицами. Таких швов было 16. Шлицы выступали от поверхности на 9 сантиметров. Расстояние между ними было на широкий размах рук.
Приготовив веревку и захватив доску, по внутренней лестнице мастер добрался до верхнего окна в шпиле. Там, по доске, закрепленной концом внутри колокольни, выбрался наружу. Привязав конец веревки за пояс, босиком, ухватившись за выступы-фальцы, Телушкин стал огибать шпиль. Таким образом обошел вокруг шпиля и петлей завязал вокруг него веревку.
Далее стал подниматься наверх шпиля, опираясь при этом спиной на петлю. Своими сильными руками цепляясь за фальцы, служившие ему и для упора ног, он двигался к следующему выступу, поднимаясь по спирали вверх. От напряжения из-под ногтей его выступала кровь. За собой тащил он веревочную лестницу.
Когда Телушкин умело воспользовался и обнаруженными выше на шпиле железными крюками, укрепленными через 3 метра один от другого. Закидывая веревочную петлю на очередной крюк, он поднимался все выше и вскоре достиг шара.Так Петр подобрался под яблоко, имевшее диаметр 2,8 метра и служившее основанием креста.
Для того чтобы подняться на шар, Телушкин пошел на риск. Он привязал ступни ног к вершине шпиля и, обвязав веревками бедра, откинулся назад. При этом он оказался почти в горизонтальном положении. Из такого положения он стал бросать веревку на крест. Наконец ему удалось захлестнуть веревку за основание креста. Затем с помощью этой веревки ему удалось подняться на вершину шара, увенчанного крестом высотой более 6 метров.
Сотни людей, вооружившихся подзорными трубами, стояли на набережной Невы и смотрели на смельчака, взобравшегося на шар. На третий день Телушкин с помощью специально сделанной веревочной лесенки в 26 сажен длины и привязанной одним концом за крест, а другим — к слуховым окнам, уже свободно взбирался на яблоко. Восхождение на вершину шпиля продолжалось в течение шести недель, пока не были окончены все ремонтные работы...
Может быть, иной скажет: «Все это прекрасно, да надобно еще посмотреть, хорошо ли Телушкин исправил все повреждения?»
— Дело: для чего нет! Он всегда готов свою работу показать тому, кто согласится влезть на яблоко у шпица по веревочной его лесенке, за неимением другого удобнейшего хода… За свой подвиг Петр Телушкин получил 5000 рублей ассигнациями и был награжден медалью на анненской ленте».
По прошествии 28 лет, в 1858 году, колокольня Петропавловского собора вновь наклонилась под силой стихии, и было принято решение построить новый металлический шпиль вместо деревянного. Конструкция шпиля была разработана талантливым русским инженером Дмитрием Журавским. И в высоте над собором воспарил четвертый ангел, изваянный по проекту скульптора Роберта Залемана. Это тот ангел, которым мы любуемся сегодня.
Шпиль и крест, венчающий конструкцию, стоят неподвижно. А вот сам ангел является флюгером. Если бы его огромная позолоченная фигура не поворачивалась под силой ветра, ее давным-давно оторвало бы от шпиля. Размеры ангела впечатляют. С земли он кажется маленьким, но на самом деле он огромен. Его высота - 3,48 метра, размах крыльев - 3,56 метров, а высота креста составляет 6,5 метров.
У экскурсоводов, водящих экскурсии по Петропавловской крепости, есть замечательная шутка. Когда очередной любознательный турист спрашивает:
— Скажите, пожалуйста, а какого размера ангел на шпиле?
Экскурсовод невозмутимо отвечает:
– Фигура ангела имеет натуральную величину.
Во времена советской власти над ангелом нависла смертельная опасность. В середине 1930-х годов в недрах Смольного родилась бредовая идея: заменить ангела на шпиле Петропавловского собора на скульптуру товарища Сталина. Идея обсуждалась на самом высоком уровне. Ленинградская художественная интеллигенция была в ужасе, но открыто выступить против ни кто не решился.
Городская легенда гласит, что ситуацию спас бывший тогда директором Эрмитажа академик И. А. Орбели:
— Помилуйте, товарищи, — сказал он на ответственном совещании, — неужто вы забыли, что шпиль Петропавловки отражается в Неве... Вы что хотите, чтобы товарищ Сталин оказался вниз головой?
Даже беглого взгляда на шпиль достаточно, чтобы увидеть, что ангел не стоит на постаменте, а буквально парит в небе над Невой. Его ризы развеваются на ветру, а ноги не касаются земли. Мне кажется очень символичным, что единственной точкой опоры для ангела является крест, за который он держится своей рукой. И этот крест не имеет конфессиональной принадлежности — это крест Христа.
Одна из петербургских легенд гласит, что открытая ладонь ангела, простертая к небу, останется открытой до тех пор, пока Господь не вложит в его руку трубу, что возвестит конец этого мира.
Даже с земли прекрасно видно, что ладонь ангела указывает на небеса. Это молчаливая проповедь, когда-то рассказанная Залеманом и Трезини, сияющая золотом и парящая на высоте 122 метров. Ангел Петропавловки не смотрит на землю. Он взирает на небо, и только Творец может заглянуть в его глаза.
"Мирт" в Телеграме - https://t.me/gazetaMirt