Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
«ВТОРОСТЕПЕННЫЙ» ВОПРОС / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / «ВТОРОСТЕПЕННЫЙ» ВОПРОС
«ВТОРОСТЕПЕННЫЙ» ВОПРОС
«ВТОРОСТЕПЕННЫЙ» ВОПРОС
24.09.2011
1075
Вопрос о христианской музыке, не являясь догматическим или первостепенным в нашем вероучении, вызывает на удивление много споров и разногласий среди чад Божьих. Мы никак не можем прийти к одному знаменателю. 

Если в основополагающих вопросах веры, таких, как доктрина о спасении через веру, покаянии, освящении, усыновлении и пр. мы в основном едины, то в недогматических вопросах, таких, как внешний вид христианина, отношение к службе в армии или форма музыкального служения мы можем придерживаться самых различных, а порой и полярно противоположных точек зрения. 

Это происходит, может быть, потому, что важные вопросы мы штудируем более тщательно, а менее важные можем и вовсе игнорировать, полагаясь на собственное мнение, авторитет других христиан или устоявшиеся традиции. Но я считаю, что Писание достаточно ясно освещает все стороны христианской жизни, а уж музыкальный аспект — просто исчерпывающе. 

К сожалению, у нас в церквах отношение к музыкальному служению часто формируется под влиянием специфической "баптистской" субкультуры, сложившейся в годы гонений. В те времена церковь существовала на выживание. Поэтому о том, чтобы сделать христианскую музыку понятной людям из мира, не было и речи (как не было и посторонних людей на собраниях). Тексты многих псалмов изобилуют библейскими понятиями. Не последнюю роль играет и то, что в наших собраниях большинство составляют пожилые женщины, с соответствующим их возрасту темпераментом. В этой связи общее пение на служении бывает унылым, скучным и нестройным. 

Когда я впервые стал захаживать в свободное время на собрания "баптистов", самым невыносимыми для меня были именно минуты общего пения. Через несколько лет, уже будучи музыкальным служителем этой церкви, я предпринимал попытки реорганизовать музыкальную часть служения, но все оказалось тщетным. Мои усилия не нашли понимания и поддержки в общине. Более того, я заметил, что верующие склонны как-то по-фарисейски противопоставлять себя "чистых" "нечистому" миру. Некоторые верующие "со стажем" обнаруживают явные признаки духовной гордыни. Они считают единственно верной свою точку зрения и часто дают понять, что все, что сложилось в церкви в 50-е годы, — это правильно и хорошо, а то, что молодые служители предлагают теперь, — это мирское, "харизматическое" и того хуже — экуменическое. Неправда ли, это очень напоминает извечную проблему отцов и детей? Но хочется задать вопрос: каким образом эта проблема проникла в большую и дружную Божью семью — церковь? Для мира, не знающего Христа, конфликт поколений вполне естественен. А для церкви? Самое интересное, что носителями и распространителями этой мирской проблемы чаще всего оказываются именно те верующие, которые больше всех стоят за чистоту церкви и обособление ее от мира. 

Пару лет назад я был с братским визитом в одной маленькой церкви, где верующие пели, в общем-то, радостный псалом о том, что "нет больше утешенья, нет радости полней, как быть всегда в общенье с Создателем людей". Но! Темп был занижен настолько, что пятикуплетный псалом, исполняемый обычно в течение двух с половиной — трех минут, затянулся минут на десять, а самое удивительное — он пелся на минорный лад. В результате получилась настолько унылая монодия, что светлый и оптимистичный прохановский текст потерял всякий смысл. В этом случае следовало бы изменить слова и петь, например, так: "нет больше утешенья, нет радости совсем..." и достаточно. Все сказано. Когда я сел к пианино и заиграл этот псалом как положено по нотам, на меня замахали руками. Церковь категорически отказалась принять такое "мирское" исполнение. Повторяю, я даже не предлагал современной аранжировки, я просто вернул псалму его первоначальный темп и мажорный лад. 

И подобное происходит, как оказалось, не только в маленьких сельских общинах с неграмотными служителями. Однажды мне довелось слышать на аудиокассете проповедь одного авторитетного брата. Говоря о музыке, он, по сути, излагал свои личные убеждения, пытаясь придать им догматический вес. По его словам выходило, что музыка бывает "чистая" и "нечистая"; что музыкальные орудия бывают также "чистые" и "нечистые"; что использование разных музыкальных стилей — это "широкий путь", а употребление большого количества нот при аккомпанементе приводит в конце концов ко греху и отпадению от Бога. Проповедь обильно сопровождалась примерами из жизни: "Вот, был у нас один брат...", — и дальше страшная история его падения вследствие несогласия с руководящими братьями в вопросах церковной культуры. Те места Писания, которые ясно и просто говорят о музыке, не употреблялись. Напротив, использовались такие тексты, которые совсем не имеют отношения к ней. Каждая подобная ссылка посредством мудреного истолкования как-то приспосабливалась к исследуемой теме. В целом все звучало неубедительно. 

Итак, налицо небиблейский подход к вопросу христианской музыки. В первом случае специфическая культура, сложившаяся в конкретной церкви, формирует небиблейские убеждения ее членов. Во втором случае небиблейские убеждения "учителя" формируют специфическую культуру в его аудитории. Носители небиблейской культуры будут формировать небиблейские убеждения в следующих поколениях верующих. 

Не знаю, как в центре, а у нас, в глубинке, эта проблема фатальна. Наши предрассудки наносят делу Божьему непоправимый вред. Церковь нуждается в срочной и масштабной реформе музыкального служения. А сейчас давайте вооружимся принципом первых реформаторов — Sola Scriptura (только Писание) — и, "не мудрствуя сверх того, что написано", попробуем найти ключ к правильному пониманию этого вопроса. Когда убеждения христиан — это библейские убеждения "от" и "до", тогда и культура, формирующаяся в их церкви, — библейская культура. Такая церковь имеет всю полноту благословений от Господа, дерзновение "наступать на всю силу вражью" и верное свидетельство о Христе! И напротив, когда дети Божьи склонны "дополнять" Писание своими домыслами, убеждениями или традициями (то есть придавать человеческим установлениям авторитетность и непогрешимость Слова Божьего), то такая церковь бывает поражаема язвами (Откр. 22:18), то есть незаживающими болячками разногласий и противоречий, взаимных обвинений и обид. 

Сначала наведем справки о музыкальных орудиях. 

В Библии мы встречаем практически все группы музыкальных инструментов, известных сегодня: струнные, духовые, язычковые, перепоночные, пластиночные, стержневые. 

Струнные. Традиционные гусли, псалтирь, арфы, цитры (Киннор, небель, китрос). Формы, размеры и планировка струнной одежды чрезвычайно разнообразны. Некоторые исследователи-музыковеды считают, что псалтирь, являясь древнейшим предком клавесина, является, соответственно, и предком фортепиано. 

Духовые. Амбушюрные или мундштуковые — всевозможные разновидности труб, называемые на древних языках "хацора", "шофар", "керен" и пр. Сегодня их также много разновидностей. Их обобщающее название "медные духовые". 

Язычковые. По способу звукоизвлечения подразделяются на два вида: дульцевые и тростевые — всевозможные флейты и свирели, называемые "угав", "халил", "нехилот", "машрокита" и др., К язычковым относится и "орган", упоминаемый в Пс. 150:4. По всей вероятности, это духовой инструмент, оснащенный воздушной камерой переменного объема (мехом). Он является древним предком современных аккордеонов. Специфические особенности его конструкции также нашли свое повторение в гораздо более поздних фисгармониях и органах. 

К перепоночным относятся ударные инструменты, называемые "тоф", "дуф", "дарбакке", по-русски "тимпаны". Их конструкция различна: от деревянного обруча, обвешенного побрякушками, до больших медных котлов, обтянутых кожей и издающих громоподобный звук, от которого закладывает уши. В наши дни инструментов такого типа великое множество, и они проникли во все музыкальные стили. 

Пластиночные. Общеупотребительные и любимые с древнейших времен на востоке "кимвалы" (по-еврейски "целцлим"). Это круглые выпуклые медные пластины, известные в наши дни как "тарелки". Размеры различны: от крохотных, тихонько позвякивающих, до огромных — 3 метра в диаметре — издающих оглушительный дребезжащий звук. Их ударяют либо один о другой, либо деревянной палочкой, либо специальной, увесистой колотушкой. К пластиночным относятся также и ксилофоны. 

Стержневые. В 1 Цар. 18:6 упоминается "шалиш". Этот инструмент представлял собой металлический прут, согнутый треугольником. При ударе по нему, он издает высокий прозрачный звук. Во 2 Цар. 6:5 упоминаются "систры" (евр. "мена-неим"), тоже треугольный прут, но увешанный кольцами, издающий звук, подобный маленьким колокольчикам. К современным стержневым относится оркестровый треугольник, челеста, фендер-пиано и т. п. 

Все эти инструменты использовались как в быту, так и для богослужений. Большинство из них не являются "чисто еврейскими", а были заимствованы у народов, имевших те или иные контакты с народом Божьим: у египтян, у ассирийцев, у халдеев и т. д. Тем не менее нигде нет и намека на какую-то дифференциацию музыкальных орудий. Это — придумка новозаветных фарисеев. Все инструменты одинаково хороши для прославления Творца. 

Музыкальная часть богослужений была чрезвычайно эмоциональной и шумной. В 2 Пар. 5:11-14 описываются торжества по случаю освящения храма, построенного Соломоном. Одних только священников, трубивших трубами, участвовало сто двадцать человек. Духовая группа современного симфонического оркестра насчитывает десять-двенадцать, а в сложных вагнеровских фактурах — до пятнадцати человек, но и этого вполне достаточно, чтобы совершенно оглушить слушателей. Кроме трубачей-священников, на празднике было задействовано очень много хористов и струнников. По всей вероятности, их было в 3-6 раз больше, чем трубачей: это обязательное условие звукового баланса — струнные звучат намного тише духовых, значит, их должно быть намного больше. То же относится и к певцам. Еще там были применены излюбленные кимвалы. Эти тарелки своим пронзительным звуком перекрывают фортиссимо любого оркестра! И когда этот грандиозный биг-бэнд загремел "как один", то есть стройно, то "слава Господня наполнила дом Божий". 

Подобные торжества встречаются также: Ездра 3, Неемия 12:27, 1 Цар. 18, 2 Пар. 30:21. Все они имеют выраженный религиозный характер. 

Царь Давид создал профессиональный вокально-инструментальный ансамбль из левитов, которые "...громко возвещали глас радования" (1 Пар. 15:16 и ниже; 16:4-6). Сам он поет в 108 Псалме: "...я громко буду устами моими славить Господа". А в 150 Псалме царь призывает хвалить Бога "на кимвалах громогласных". Уже на закате своей жизни он создал колоссальный оркестр, до сего дня не имеющий аналогов в мире (1 Пар. 23:5). Четыре тысячи музыкантов, играющих на дорогих царских инструментах, изготовленных по спецзаказу для прославления! Соломон не отстал от отца и тоже содержал профессиональный ансамбль песни и пляски (Екк. 2:8) 

Человеки Божьи — пророки, и те пользовались музыкальными инструментами (1 Цар. 10:5), а Елисею потребовался гуслист, чтобы получить откровение от Бога (4 Цар. 3:15). 

Хотя в некоторых случаях музыка и пение использовались для выражения скорби и горя, все же основное назначение музыки — выражение радости и прославление Бога. В Новом Завете этот вопрос окончательно урегулирован: "Злостраждет ли кто из вас? пусть молится. Весел ли кто? пусть поет псалмы" (Иак. 5:13). Действительно, когда душа в печали или в скорби — ей не очень-то хочется петь, больше — молиться. 

Прославление Бога — центральная тема музыкального служения. Откроем Псалтирь: 

Славьте Господа (32:2; 104:1; 105:1; 106:1; 117:1, 29; 135:1-3, 26), ... да будет прославляемо имя Его (112:3), прославляйте Его все племена (116:1), восхвалите Его (21:24), уста мои восхвалят Тебя (62:4), да восхвалят Тебя небеса и земля (68:15), восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости... Пойте Богу нашему (46:2, 7), хвалите Господа, ибо Господь благ (134:3), хвалите Господа, ибо благо петь Богу (146:1), хвалите Господа с небес (148:1 и далее), хвалите Бога во святыне Его (150:1 и далее), величайте Господа со мною (34:4)... Глаголы в повелительном наклонении, призывающие прославлять Бога, есть почти в каждой книге Ветхого Завета. Поощряется естественное и искреннее выражение радости, сопровождающееся хлопаньем в ладоши и танцами (Исх. 15:20; 1 Цар. 18:6; 2 Цар. 6:21; 3 Цар. 1:40; Екк. 3:4 и др.). Есть также указания славить Бога "с ликами". Одни толкователи считают, что "лики" — это танцы, другие, что это — радостные лица. 

Конечно, все перечисленные установления являются ветхозаветными. Мы можем придерживаться этой формы прославления, а можем и не придерживаться. В Новом Завете мы уже не встречаем хоров и оркестров. Есть только отдельные частные рекомендации: "Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом... все сие да будет к назиданию" (1 Кор. 14:29). Также: Еф. 5:19; Кол. 3:16. Это больше похоже на практикуемое у нас в церквах сольное пение, равно как и чтение духовных стихотворений. Поэтому я ни в коем случае не утверждаю, что ветхозаветная форма прославления — единственная и обязательная для всех, я только хочу сказать, что нет никакой анафемы на тех, кто придерживается именно такой формы: это — библейская форма. 

Предвижу возражения некоторых читателей насчет того, что "все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14:40). Во-первых, эта рекомендация была дана коринфянам — бывшим язычникам, чье традиционное "богослужение" неизменно сопровождалось пьянством, оргиями со всяческим развратом и непотребствами. Обновленных во Христе коринфян Павел предостерегает от их прежних "культовых" привычек. Поэтому понятие "благопристойно и чинно" не подразумевает "сковано, уныло и с постными лицами". Во-вторых, в данном отрывке речь идет не о музыкальном служении, а конкретно о пророчествах и языках. В английской версии Нового Завета (New American Standard Bible) использованы слова "благообразно и по порядку". В контексте предыдущих стихов слово "благообразно" следует соотносить с говорением на языках, и понимать как "не в экстатическом состоянии", а слово "по порядку" следует соотносить с проповедованием или "пророчествованием" и понимать буквально — "по очереди" (ст. 29-31). 

Посмотрите вокруг себя: сколько людей, не знающих Бога, гибнут в своих грехах! А Церковь, призванная нести миру Божественный свет, кутает Христа в ветхие тряпки своих предрассудков, так что за всем этим религиозным хламом Его и не видно. А что видят неверующие, случайно забредшие в наше собрание, счастливых в Господе новых людей, громогласно славящих Бога не только в песнях, но и своей победной жизнью, или унылых сектантов, согбенных невыносимым бременем своей "веры"? Для многих людей становится большой проблемой принять Христа, ибо, глядя на нас, слушая наше унылое и непонятное пение, они естественно противятся. Но противятся не Христу, а перспективе стать такими же, как мы. Как сокрушается сердце Спасителя о том, что Его жертва для многих оказалась напрасной, благодаря ревности Его "верных последователей". 

Что же ценней для Бога — традиции нашей общины или души спасенных? Мы должны понимать, что христианская музыка играет важную роль в выполнении Церковью своей задачи. Наша музыка не должна быть обособленной от общечеловеческой культуры, напротив — она должна быть достаточно популярна, то есть адаптирована для понимания неподготовленных людей. Согласитесь, не в каждом доме у нас слушают Дворжака, Шёнберга или Шнитке — это "элитная" музыка, доступная лишь немногим. Ну и, пожалуйста, — дело вкуса. А вот вопрос принятия или отвержения Благой вести — это уже не дело вкуса, а вопрос жизни и смерти. Делая свою музыку "элитной", мы лишаем многих людей возможности услышать в христианских песнях Благую весть. 

Иисус никогда не призывал нас из кожи вон лезть, чтобы внешне разительно отличаться от других людей. Он осуждал за это фарисеев, которые при всей своей внешней набожности остались без Христа. Но Спаситель подчеркивал глубокое внутреннее различие между верующим и неверующим. И это различие существует не благодаря нашим усилиям, а распятому за нас Христу! Павел, бывший некогда напыщенным фарисеем, уверовав, "для всех ...сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9:22). Это — его стратегия. Она должна стать и нашей стратегией. Наши песни должны быть просты и доступны для людей, далеких от религии. Но по своей сути и содержанию они будут подлинно элитны, — они славят Творца! 

И последнее. Говоря о современной музыке в церкви, я не имею в виду абсолютно любую современную музыку. Как в миру, так и в церкви, существует музыка и талантливая, и посредственная. Главный принцип песенного жанра — соответствие текста и мелодии. Когда это соответствие не выдерживается композитором, песня не удается. И если уж в нотном песенном сборнике (Издательство ВСЕХБ, Москва), где собрана вся "баптистская классика", встречаются подобные "ляпсусы", то чего требовать от молодых самодеятельных музыкантов, еще вчера бывших в миру, а сегодня выпускающих кассеты с песнями собственного сочинения. В них, в общем-то, неплохие тексты о Христовой любви разбиваются об агрессивные хард-роковые рифы. Я не склонен считать, что здесь все дело в сатанинском происхождении рок-музыки (этак можно дофантазироваться до того, что вся музыка — сатанинского происхождения, ибо Иувал — прямой потомок Каина), просто дело во вкусе и чувстве меры, которые совершенно необходимы любому композитору, в каком бы стиле он не работал.