Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПРАОТЕЦ ГАРМОНИИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / ПРАОТЕЦ ГАРМОНИИ
Наш мир наполнен звуками — это и шелест листвы, и пение птиц, и шум ветра, но лишь одному человеку дан дар создания музыки. В словаре В. В. Даля мы читаем: "Музыка — искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония и созвучие)". В наше время музыка стала более "агрессивной": она навязывается нам, внося в нашу жизнь сумасшедшие ритмы и не давая возможности остановиться, побыть наедине с собой, с Богом. В связи с этим возникает вопрос: какой же должна быть настоящая музыка? И каким должен быть ее творец, композитор? 

Вот что пишет современный музыкальный критик Л. Любовский: "Наличие музыкального слуха, эстетического вкуса, навыков, необходимых композитору, еще не определяют творческий результат. Истинное произведение рождается в результате глубокого внутреннего монолога композитора с самим собой и с Богом. Музыка — богоданность..." 

Благодарение Богу, что у истоков протестантской церковной музыки стоит композитор-христианин, "одаренный божественным талантом слышать гармонию небес". Его имя — Иоганн Себастьян Бах. Жизнь этого удивительного человека нельзя назвать легкой, но вся она была подчинена одной цели — прославлению Господа через искусство "стройного и согласного сочетания звуков". 

Родился Иоганн Себастьян Бах 21 марта 1685 года в тюрингском городе Эйзенахе (Германия) в семье придворного музыканта. После смерти отца и матери, когда Баху было 9 лет, он был взят в семью своего старшего брата Иоганна Христофора, органиста города Ордруф. Надо сказать, что Иоганн Себастьян Бах происходил из музыкально одаренного рода. За два столетия в фамильной хронике Бахов насчитывалось больше 50 лиц, оказавших влияние на развитие немецкой музыки, но лишь имя Иоганна Себастьяна пережило века. 

Чтобы не обременять семью брата, Иоганн был вынужден сам зарабатывать на жизнь. Благодаря прекрасному голосу, игре на скрипке, органе, клавесине пятнадцатилетний подросток получил место певчего хора при церкви в городе Люнебург. После окончания школы в 1703 году он был назначен придворным музыкантом в княжескую капеллу в Веймаре, а затем был приглашен на должность органиста при церкви в Арнштадте. 

В церквах на Западе традиционно хор поддерживается аккомпанементом органа, который по характеру звучания сам подобен хору. Деятельность церковного органиста была очень разнообразной, страшно утомительной, но плодотворной как для самого Баха, так и для всей общины. Он должен был разучивать с хором музыкальные произведения, поддерживать его пение органом во время богослужения. В этот период будущий композитор совершенствует свое мастерство игры на органе и клавире, завоевывая высоты, доступные немногим. Он всесторонне овладевает техникой и "секретом" органного и клавирного мастерства. Это убедительно доказало его дрезденское "соревнование" с известным музыкантом того времени Луи Маршаном, который, услышав игру молодого Баха, испугался провала и поспешно ретировался. 

Здесь, в Арнштадте, Бах впервые проявляет себя и как композитор. Его пасхальная кантата "Ты не оставишь души моей в аду" многих привела в изумление. В этом городе он женится на своей двоюродной сестре Марии Барбаре. В 1705 году из-за отсутствия средств Бах пешком отправляется в Любек, чтобы послушать игру известного органиста Дитриха Букстехуде. Здесь Бах, увлеченный талантом великого маэстро, вместо положенного ему 28-дневного отпуска проводит четыре месяца, из-за чего он был вынужден покинуть Арнштадт. 

Еще не раз ему придется сниматься с места в поисках новой должности. Веймар, Кетен, Лейпциг — во всех этих городах он пишет божественную музыку. В романе 

В. Ф. Одоевского "Себастьян Бах" есть интересные строки: "Вдохновение не находило на него порывами, тихим огнем оно горело в душе его, дома, в хоре своих учеников, в приятельской беседе, за органом в храме..." С 1708 года в рукописях его партитур появляется обращение: "Иисус, помоги!" А было ему тогда всего лишь 23 года. Это было его исповедание веры, которое он пронес через всю свою жизнь, через все свое творчество. Например, на титульном листе сборника органных прелюдий им была сделана надпись: "Единому Всевышнему Богу во славу, ближнему же на поученье". Именно вера помогала ему переносить трудности и непонимание современников. 

По словам музыкальных критиков, "творчество Баха является вершиной церковного полифонического стиля, в его музыке впервые воплотилось единство мелодии и гармонии в современном понимании, так что Бетховен назвал Баха "праотцом гармонии". Прозрения Баха в гармонических звучаниях столь поразительны, что по сравнению с ним вся предклассическая музыка кажется лишенной глубины, однолинейной. В "Хорошо темперированном клавире" Бах возвел на наибольшую высоту естество полифонии (многоголосия)". 

Шедеврами духовной вокальной музыки считаются такие произведения И. С. Баха, как "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", "Магнификат" ("Величит душа моя Господа"), "Высокая месса", "Рождественская оратория". Масштабы этих произведений грандиозны. Например, в "Страстях по Матфею" участвуют три хора (третий — хор мальчиков), два оркестра, два органа, солисты — вокалисты и инструменталисты. 

трасти" повествуют о страданиях Христа. Последовательно проходят события тайной вечери, Гефсиманского сада, далее следуют картины предательства Иуды, взятия Христа под стражу, отступничества Петра, суда у Пилата и, наконец, события Голгофы, сопровождающиеся небесными знамениями. Через все эти произведения И. С. Бах проносит мысль об искупительной жертве Христа, и потому даже самые трагичные сцены исполнены надежды и веры. 

И. С. Бах всегда трепетно относился к Священному Писанию. В "Страстях", в словах хоралов и месс он благоговейно пытался передать силу и красоту Слова Божьего. В июле 1720 г. вера композитора подверглась серьезному испытанию: умерла жена, оставив ему семерых маленьких детей. Но вскоре Бах снова женится на Анне-Магдалене Вилькен, которая оказалась не только прекрасной супругой и матерью, но и своими музыкальными дарованиями поддерживала мужа в его труде. 

От двух браков у Баха было 20 детей, многие из которых унаследовали великолепные музыкальные способности. Понятна отцовская гордость композитора, когда в одном из писем он сообщает, что может устроить концерт силами одной своей семьи. Ученый-музыковед С. А. Морозов так характеризует атмосферу этого дома: "Поистине нечто библейское было присуще укладу семьи Баха. Семьи, в которой царил величавый труд, а счастье родительской семьи перемежалось с днями и ночами горестей и тревог". 

До самого последнего дыхания Бах был жизнерадостен, в его творчестве не найти ни единого следа упадка или усталости. Достаточно сказать, что последними его трудами стали знаменитые "Искусство фуги", одна из которых — колоссальная фортепьянная фуга с темой B-a-c-h. Напряженная работа погубила его глаза. В детстве он занимался при свете луны, и всю жизнь не щадил зрения при переписывании своих произведений. Но и слепой в течение последних трех лет он диктовал жене, детям свои вдохновенные произведения. Хорал "К престолу Твоему я приступаю ныне" стал для него как бы отходной (разрешительной) молитвой. 

18 июля 1750 года Бах внезапно прозрел, но только для того, чтобы в последний раз увидеть своих близких. Через десять дней его глаза сомкнулись уже навеки. Но божественная музыка, которую он подарил нам, не перестала звучать, и через 100 лет другой композитор-христианин вернул нам имя И. С. Баха. Как писал в начале века музыковед А. В. Оссовский: "И. С. Бах верил в Бога и Ему служил своим искусством, и Ему же он воздвиг нерукотворный храм, высящийся над веками музыкальной истории. Бах велик, могуч, но он доступен, так как он человечен и прост. Удивительнейший художник, он одинаково силен и равно нужен и в церкви, и в концерте, и в доме".