Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ОРАТОРИЯ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / ОРАТОРИЯ
Уилсон-Диксон Э.
История христианской музыки:
Пер. с англ.
Спб.: Мирт, 2001.
428 с. (Энциклопедия христианства)
ISBN 5-88869-097-Х

    Из всех новых музыкальных стилей, привнесенных в христианскую музыку в XVII в., наиболее сильное воздействие на нее оказала опера. В конце концов на протяжении нескольких поколений служители церкви сетовали именно на то, что музыка норовит отвлечь от текста и усложнить его восприятие. И вот наконец появилась музыка, главной задачей которой стало как можно ярче и точнее передать слова и их эмоциональное содержание. Поэтому не вызывает удивления то, что у выдающихся композиторов, находившихся под покровительством церкви, появилось желание дать новую жизнь драматическим библейским событиям при помощи новых оперных средств.

    Театральное воплощение библейских сказаний нашло себе место главным образом не в литургии, а в особых случаях, таких, как Congregazione dell’Oratorio (собрание молитвенного зала). Это были собрания светских аристократов, предназначенные для молитвы, чтения и комментирования Библии, а также пения. Лучшего места для исполнения музыки, делавшей чтение Библии более захватывающим, придумать было невозможно.

    Джакомо Кариссими (1605—1674) обрел заслуженную известность благодаря сделанным им инсценировкам латинских текстов Библии. Они получили название «ораторий», потому что впервые были исполнены в Oratorio (молитвенном зале). Были поставлены библейские истории о таких героях, как Даниил, Иона, Иеффай, а также такие эпизоды, как суд Соломона и потоп. В Ветхом Завете есть множество простых уроков, интересных для человека. В некоторых более развернутых сценах использовался хор, и оратория исполнялась в сопровождении testo (рассказчика).

    Андре Могар слышал эту музыку во время специального представления оратории в Сан-Марчелло в Риме в 1639 г.:

    «Эта восхитительная и приятная музыка исполняется только по пятницам в Ленте, от трех до шести часов. В церкви... есть просторное возвышение, расположенное в конце, с органом небольшого размера, у которого очень приятный звук и который хорошо сочетается с голосами. По краям церкви есть еще две небольшие галереи, где находятся инструменталисты. Певцы начинают с псалмового мотета, а затем инструменталисты исполняют очень хорошую симфонию. После этого поется история из Ветхого Завета в форме религиозного спектакля... Каждый солист представляет персонажа из истории и с большим выражением доносит силу слов. Затем один из самых знаменитых священников возносит молитву, после этого пропевается Евангелие этого дня, например, история доброго самаритянина... Эта речитативная музыка выше всяких похвал»7.

    На эти лентские встречи приходила знатная римская аристократия, однако оратория получила гораздо большее распространение в более позднее время, когда стала исполняться на итальянском языке. Легренце и Страделла создали около дюжины таких ораторий. Высокие театральные драмы, такие, как «Св. Иоанн Креститель» Страделлы, были известны Генделю, жившему в следующем веке. Они помогли ему понять, как при помощи музыки можно распространять свет Библии.

    Музыка в жанре оратории продолжает сочиняться и в наше время, хотя, возможно, не всегда под таким названием. Некоторые могут возразить, что эту музыку нельзя назвать богослужебной. Однако она может стать средством передачи христианской истины и, таким образом, выполнять жизненно важную функцию распространения христианства.