Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КНИГИ ДЛЯ ДУШИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / КНИГИ ДЛЯ ДУШИ

В одном из прошлых номеров нашей газеты была опубликована статья Ольги Колесовой «Русскую литературу?? – Ненавижу!!», которая вызвала много откликов. В ней автор, в частности, отмечал падение интереса к чтению, имеющее место в последнее время. Мы попросили директора Библиотеки христианской литературы Александра Козырева поделиться своими соображениями по вопросам, поднятым в вышеназванной статье.
– Александр, как Вы считаете, действительно ли интерес к книге в обществе падает?

– С интересом познакомился со статьей Ольги Сергеевны. Тема, безусловно, актуальна, для меня, как для отца, важны и практические предложения, изложенные в статье. Опыт моей библиотечной работы свидетельствует о том, что интерес к литературе, в том числе и классической, снижается. Вдумчивое чтение как времяпровождение уступает свои позиции «картинке». Из литературы же спросом в основном пользуется лишь легкая беллетристика, многостраничная периодика и «глянцевые журналы», которые можно «прочитывать» с любого места по диагонали. Телевидение и видео заполняет свободный вечер, а Интернет с его миром псевдоанонимности и доступности вытесняет личное общение. Характерно, что подобные тенденции заметны и в христианской среде. Закономерно снижение уровня так называемой «христианской» художественной литературы.

– Как Вы считаете, какие тенденции в области литературы сегодня особенно заметны?

– Прежде всего, это провозглашение отсутствия объективных стандартов истинности, т.е. релятивизм. Кроме того, можно говорить о стирании традиционных границ в искусстве. Это, например, касается границ между так называемой «популярной» и «высокой» культурой, границ между различными художественными формами, смешение стилевых элементов, заимствованных из совершенно разных контекстов и исторических эпох. Многие исследователи также отмечают непременную иронию, которая сопровождает осознание самого себя (рефлексивность). Можно также отметить еще и некоторое пренебрежение к отдельным художественным приемам и формам, например, таким, как повествование, когда сюжет разворачивается в определенной последовательности с заметной логической завершенностью.

– Почему, по Вашему мнению, многих из нас, т.е. людей среднего и старшего возраста, так беспокоит равнодушие молодежи к классической литературе?

– Любой интерес или его отсутствие во многом объясняются временным контекстом. Давайте вспомним семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия. Что нам было интересно, к чему влекло? Во многом нас привлекало то, что находилось под запретом, а запрещено тогда было очень многое. Существовала тайна, завесы недоступности. Формировалось особое, трепетное отношение к запретным темам. Западный «закрытый» мир был призрачным фантомом, другой планетой. Самиздат, булгаковский мистицизм, малотиражный Гарсиа Маркес, закрытые кинопросмотры Гринуэя в Доме кино, – все это на фоне падения авторитетов партийных идолов. Традиционные образцы «правильной» литературы и искусства воспринимались как фальшь, далекая от реальной жизни уже постсоветского общества. Одновременно, гуманитарная составляющая советской образовательной программы была представлена в лучших традициях модернизма. Вспомним школьную программу, забытые хрестоматии. Высокое искусство, высокие идеалы. В результате, многие представители нашего поколения сложились как «неисправимые идеалисты». В девяностые годы, вместе с падением «железного занавеса», для нас открылась новая эпоха – эпоха постмодернизма. Начался процесс интеграции в современное глобальное сообщество со всеми плюсами и минусами этой интеграции. Это касалось и литературы, вспомним хотя бы небезызвестного писателя Сорокина. Таким образом, мы как христиане и как родители находимся как бы в двойственном положении. С одной стороны, мы понимаем опасность и агрессивность современной светской культуры, а с другой – должны осознавать, что времена модерна подошли к концу. История же приводит нам примеры расцвета и заката новомодных идей и то, что этому можно противопоставить неизменность библейских истин. На мой взгляд, субкультура, построенная на абсолютных библейских ценностях, может стать примером для подражания, которая послужит путем к воцерковлению.

– Как директора христианской библиотеки, не могу Вас не попросить поделиться, какие авторы сегодня наиболее востребованы вашими читателями?

– Наиболее часто наши читатели спрашивают книги Александра Меня, Александра Шмемана, Клайва Льюиса, Августина, Андрея Кураева, Генри Клауда и Джорджа Таунсенда. Пользуются спросом и книги Томаса Лахая, Фрэнка Перетти, Чарлза Райри. Лично меня радует появившееся в последнее время большое количество детских христианских книг. Многие из них очень живые и увлекательные. Среди них есть и отечественные, и переводные. Очень важно, чтобы дети читали именно христианские книги. Замечательно, что недавно появилось специализированное издательство, издающее книги для детей. Я имею в виду издательство «Нарния». Они ведут уникальную работу по открытию новых отечественных авторов детских книг, а также переводят прекрасные детские книжки классических и современных зарубежных авторов. Сказки Джорджа Макдональда, повести Кэтрин Патерсон, произведения Виктора Кротова – их часто читают с удовольствием и взрослые, извлекая глубокие духовные уроки из детских книжек.

– Александр, а какие книги из прочитанных или перечитанных в последнее время Вами произвели наибольшее впечатление?

– Хотел бы отметить книгу Дмитрия Юревича «Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря». Я думаю, это хороший пример отечественной библеистики. Наряду с научным исследованием там приводятся и убедительные доводы в пользу Откровения. Книга «Времена постмодерна» Джина Вейза заинтересовала меня тем, как автор пытается осмысливать современность с точки зрения христианина. В заключение, мне бы хотелось пригласить всех читателей газеты «Мирт», за публикациями которой, кстати, я всегда стараюсь следить, к чтению. Поверьте, в мире книг вас ждет много интересного. Ну а тех, кто проживает в Санкт-Петербурге, я приглашаю и в нашу библиотеку на улице Жуковского, дом 5. Помимо большого собрания книг у нас также регулярно проходят семинары по различным аспектам богословия, культуры и философии. А по пятницам мы приглашаем вас на заседание видеоклуба «Иди и смотри».

(С гостем редакции
беседовал Михаил Неволин)