Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ ИЛИ ДОМ ТЕРПИМОСТИ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ ИЛИ ДОМ ТЕРПИМОСТИ?
СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ ИЛИ ДОМ ТЕРПИМОСТИ?
СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ ИЛИ ДОМ ТЕРПИМОСТИ?
24.09.2011
1005
С большим удивлением прочитал в вашей газете (№2, 2005) статью Александра Грайцера «Страсти по церкви». Я ожидал познакомиться с одной из христианских точек зрения, а встретил древние манихейство, которое впитало в себя антихристианское движение Нью Эйдж. Такой мешанины несовместимых друг с другом идей я не встречал.

Царство Божье, по А. Грайцеру, – это духовное переживание встречи с Богом, результатом которого является установлением гармонии с Богом и согласием со всем Его творением. Эта гармония проявляется даже в том, что автобусы редкого маршрута подстраиваются под Александра. Царство Божье, опять же по Грайцеру, – это всеобъемлющая любовь, синоним терпимости. Поскольку Бог един и Он во всем, то Царство Божье можно найти во всех конфессиях и религиях. Только вот в христианских общинах Царства Божьего Александр обрести не мог, так как там господствует нетерпимость. И вообще нетерпимость, по Александру Грайцеру, – это самый страшный, да и вообще единственный грех. Стоило Александру о ком-то плохо подумать или сказать обличающее слово, как бог (с большой буквы об этом хулигане-насильнике писать рука не поворачивается) его опрокидывал на землю или вызывал страшную рвоту. Но это только по отношению к нехристианам. На то, что Александр живет с постоянным чувством осуждения христиан, его бог никак не реагирует.

Но может ли терпимость всегда отождествляться с духовностью? Конечно, терпимость всегда была признаком социальной и духовной зрелости. Величье и сила заключается в том, чтобы принимать людей, которые не похожи на нас, которые мыслят иначе. Но как быть с терпимостью по отношению к обману, воровству, насилию и разврату? Именно в этом направлении движется наше общество. Чиновников уличают в коррупции, но никто не уходит в отставку. Всеобщее воровство и вымогательство – ну и что? Разве можно прожить на такую зарплату? Проституция? Но это их тело, которым они вправе распоряжаться сами. Такова ряда терпимость, граничащая с беспринципностью, является признаком упадка нашего общества. Подобные вещи мы видим и в религиозной жизни. То, что апостолы называли властью тьмы, сегодня называется многообразием религиозного опыта – «каждому Господь по-разному открывается».

Да и была ли веротерпимость присуща христианам? Иисус очень категорично заявил: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10:8-9). Иисус не терпел рядом с Собой конкурентов, Он заявил о Себе как о единственном пути спасения. И в этом источник нетерпимости христиан к другим религиям. Мы не можем считать Христа одним из путей к Богу, а только единственным.

Еврейское общество терпимо относилось к самым разнообразным богословским школам. Что общего между фарисеями и саддукеями? Но все еврейское общество единодушно отвергло Христа. И это был ответ на нетерпимость Христа по отношению к иудаизму того времени, который, по Его мнению, извратил суть библейского откровения.

Апостолы называют мир вне Христа лежащим во зле, во власти демонических сил. «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:12-13). Апостол Павел утверждает: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много» (1 Кор. 8:4-5). Продолжая эту тему, он утверждает, что за идолами так называемых богов стоят бесы: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1 Кор.10:20).

Александр, говоря, что Бог один и что Он присутствует везде, упускает очень важную христианскую истину, которая делает христианство несовместимым с восточными духовными практиками. Бог вездесущ, во всем присутствует, но Он не является частью Своего творения, как это утверждает Восток. Он противопоставлен ему, как Творец. Наделив Свое творение свободной волей, Он добровольно ограничил Свое присутствие. Бога нет там, где на это не дали согласия. Бога нет там, где живет грех. Библия говорит, что мы находимся во взбунтовавшемся против Бога мире, где господствует бог века сего (2 Кор. 4:4), т. е. дьявол. Он возглавляет падшие космические силы. Освободиться от этой системы можно только детально следуя Евангелию.

Поэтому апостолы были нетерпимы не только по отношению к другим религиям, но и к любому искажению евангельской вести. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Иногда апостола Павла представляют тщедушным дяденькой, который радуется любой ереси, лишь бы там звучало имя Христа. «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа» (Флп. 1:18-19). Но апостол здесь радуется не самой нечистой проповеди, а тому, что это отвратительное явление по милости Бога послужит ему во спасение. То есть научит его смирению, упованию на Бога. О самих же учителях, проповедующих нечисто, он говорит следующее: «Берегитесь "собак", берегитесь недобрых "тружеников", берегитесь "членовредителей"» (Флп. 3:2; перевод В.Н. Кузнецовой «Радостная весть»). Это очень сильные выражения! Но Павел насколько страстно любит евангельскую истину, настолько же сильно ненавидит ее искажение.

В Римской империи господствовала религиозная терпимость, каждый мог следовать понравившейся ему религии. Но греко-римский мир обрушил на христиан жесточайшие гонения за то, что они горячо любили Божью истину, которая объявляла все религиозные культы заблуждением.

Александр, следуя совету апостола – «все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21), – предлагает испытать на себе всевозможные духовные практики, «тщательно пережевывая духовную пищу». Но если в пище содержится яд и вы ее жуете, то сделать выводы о ее качестве вы можете и не успеть. В организме начинаются необратимые процессы.

Первые христиане испытывали духовные практики в свете евангельской истины. Решающим фактором в этом испытании было отношение к Иисусу Христу. «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4:3). Здесь имелся в виду исторический Иисус Христос, Который пришел в конкретный исторический момент, в конкретном географическом месте и был «распят… при Понтии Пилате». Христиане отвергли манихейскую идею мистического Христа, Который к разным народам, в разное время приходил в разных проявлениях.

Апостол Павел назвал Церковь столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Но когда в центре становится не божественная истина, а проявление человеческой индивидуальности, тогда сообщество верующих превращается в дом терпимости, где нет уже различия между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, нравственным и безнравственным, целомудрием и развратом. Тогда верующие готовы радоваться тому, как «бог» насилует людей, опрокидывая на землю, вызывая страшные приступы рвоты, отключая разум. Тогда вырисовывается образ великой блудницы из Откровения Иоанна.

Но стоп, стоп … Цитировать эту книгу не политкорректно. Нельзя же обижать людей, называя их лжепророками и лжеучителями.