Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПРАВО НА ОШИБКУ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ПРАВО НА ОШИБКУ

Как вы относитесь к ошибкам? По тому, как вы относитесь к ошибкам можно сделать вывод, - как глобально вы ошибаетесь.

Есть такое выражение, что не ошибаются только те, кто ничего не делает. И это справедливое выражение. Всякий, кто когда-нибудь что-либо делал, подтвердит то, что он, безусловно, ошибался. Но благодаря этим ошибкам он и научился тому, что умеет. Недаром говорят, что на ошибках учатся.

Ребенок, который только учится ходить, обязательно падает. Потому что совершает ошибки при ходьбе. Школьник, который учится писать, обязательно делает грамматические ошибки. Кто из нас их не делал?

Верующий, делающий шаги веры, - отнюдь не исключение. Он ошибается и ошибается регулярно. В суждениях, в отношениях, в поступках. Это все естественно и понятно.

Скажу больше, хотя ортодоксы воспылают на меня «праведным» гневом. Даже Господь Бог и Тот ошибается. Об этом повествует Библия: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:5,6).

Создал Господь мир совершенным, но вот допустил одну "неточность" - сотворил человека со способностью совершать ошибки. В результате однажды Господь пожалел о совершенном Им и уничтожил практически все Свое творение. Лишь сохранил семью Ноя и несколько пар животных. Уничтожил, как автор уничтожает неудавшийся черновик или ошибочное произведение.

Многие люди воспротивятся такому пониманию. В общепринятой теологии Бог предстает совершенным, не способным по определению на ошибки. Однако, вопрос в том, насколько такая теология соответствует Писанию?

Вообще, слово "ошибка" в понимании многих людей носит очевидный негативный смысл. И в этом виновата культура, в которой мы воспитывались. Культура «приговорила» это слово на осуждение. И не только его, конечно.

В Советском Союзе, например, слова "секс" или "джаз" тоже одно время считались словами, выражающими негативные понятия. И секса у нас не было, если кто помнит это время. А это "самое" у нас называлось не сексом, а совсем иначе - к примеру, исполнением супружеского долга или любовью. Секс - это плохо, а исполнение супружеского долга - хорошо! Одно и то же явление, но выраженное различными словами, воспринималось по-разному. Конечно, на поверку это оказалось ничем иным, как ханжеством.

То же самое произошло со словом «ошибка». Она стала нарицательным понятием. Ошибаться - это однозначно плохо. Так мы привыкли думать. Люди продолжают делать ошибки, также как они продолжают заниматься сексом, но отношение к ошибкам у них негативное. И тут уже христианская культура «потрудилась» на славу. Мы воспитаны в той культурной традиции, в которой слово «ошибка» носит негативный характер и осуждается.

Ошибаться - плохо! С такой мыслью воспитывают детей с самого малого возраста. Вот почему у нас детей бьют по рукам и наказывают за ошибки. И не только, конечно, детей. И взрослых тоже. И в результате, ребенок и взрослый лезут вон из кожи, чтобы не ошибиться. А поскольку вообще не ошибаться просто невозможно, то лезут вон из кожи, чтобы скрыть свои ошибки. Ибо кому охота получать за них? Это - культура наказания, в основе которой лежит теология осуждения. Мы - плоды этой культуры.

Всеобщее равнодушие - это прямое следствие такой наказующей культуры. Культуры закона. Если важен не сам человек, а лишь то, что он должен сделать правильно, то рано или поздно наступает безразличие...

Когда я репатриировался в Израиль, то столкнулся с совершенно иной культурой. В Израиле, например, запрещено бить детей. И ребенок, которого ударил родитель, может подать на того в суд и выиграть дело. В Израиле детей не бьют. Не удивительно, что они вырастают совсем иными, нежели, скажем, русские дети. У израильских детей совершенно другая самооценка и иной менталитет. С чем его можно сравнить?

Если кто из вас был в семье любимым ребенком, тот может понять, о чем идет речь. Дети, которых любили, даже если они не верят в Бога, знают, что такое любовь. Они вырастают с умением любить, в них воспитана культура благодарения и отдавания. Они знают, что давать блаженнее, чем брать, повторюсь, даже если они не верующие в Бога. И они не просто знают об этом, они живут так.

Вот почему в Израиле совершенно иная атмосфера между людьми. Люди благожелательно настроены по отношению друг к другу. Люди за все благодарят. Есть, конечно, и исключения.

Однако мы думаем, что если не бить детей, то дети будут разбалованными. Но в Израиле детям объясняют. Это нас били. Если не в семье, то в школе, в армии, на производстве. И если не физически, то морально и психологически. Били постоянно. За что?

А вот за ошибки и били. На поверку же оказывается, что били вовсе не за ошибки (хотя говорили, что бьют именно за ошибки), а за то, что вели себя не так, как все, отличались, выделялись из общей массы. За то, что не занимались угодничеством и низкопоклонством.

Человек, которого били с детства, сам будет бить, когда вырастет.

У нас за ошибкой не видят человека. А видят ошибку. Судят о человеке по сделанной им ошибке. Судят по ошибке...

Однако, важна не сама ошибка, а выводы, которые человек из нее делает. К примеру, один украдет - и покается. А второй украдет, и ему это понравится. Богу-то не столь важно, что украли кирпичи со стройки, куда важнее - сердце человека. Каким оно будет - любящим или ненавидящим. Осуждающим или прощающим. Жестокосердным или милосердным. Искренним или лживым. Вот что важно на самом деле в духовном отношении. А вовсе не ошибка как таковая.

Ошибка, или ее альтернатива, - правильное действие, - это всего лишь инструменты для Бога, которыми Он добивается от человека тех качеств, которые Ему нужны. Ведь и сам закон, определяющий, что есть грех, - всего лишь инструмент воспитания, не более.

Вот в этом контексте, мне думается, и нужно рассматривать слова в Библии, что Бог раскаялся и пожалел о содеянном Им. Бог ведь несет ответственность за человека, как за Свое творение. И Ему не все равно, как себя ведет человек.

К примеру, если отец и мать родят ребенка, а ребенок, будучи в несовершеннолетнем возрасте, сделает какое-нибудь зло, то кто виноват в этом? Конечно же, отец и мать. Значит, плохо воспитали, не правда ли? Закон спрашивает с них, как с ответственных лиц.

Так и Бог, увидев, что человек развратился, взял вину на Себя и пожалел о том, что сделал. То есть, признал Свою ошибку. Не с человека стал спрашивать, а с Самого Себя! Ибо увидел, что человек, как тот несовершеннолетний ребенок, еще не в состоянии отвечать за свои ошибки самостоятельно. Вот, что на самом деле важно. И вот, в чем состоит урок для нас.

А то, что Он уничтожил землю в потопе, это как раз потому, что Он не сдался в Своих попытках создать человека по Своему образу и подобию, а начал все сначала. И в этом состоит второй урок данной истории для нас.

На самом деле важно, как мы читаем Библию. Выискивая из нее догмы и доктрины или извлекая принципы творения жизни. Библия - это, как сказал классик, не догма, а руководство к действию. Это книга о творчестве, в частности о том, как Бог творит человека. Книга о том, какие пути и способы Он пробует и применяет для этого.

И от одних способов Он отказывается («Не наведу более потопа на землю»), а другие - утверждает. Отказывается от неэффективных путей и ищет пути эффективные. Бог в поиске, потому что Он творит все новое. Он производит «горшки» и разбивает их. И в этом смысле мы вполне можем говорить об ошибках Бога. И о своих собственных ошибках, на которых мы должны учиться, а не осуждать себя за них.

Из всего сказанного следует несколько принципиальных выводов.

Во-первых, ошибка - это нормальное явление, без которого невозможно творчество и жизнь.

Во-вторых, и это главное, что я хочу сказать, - отношение к ошибке должно быть соответствующим. Не осуждающим, а понимающим. Разве кому из нас придет в голову осуждать, например, спортсмена, который на тренировке, пытаясь попасть мячом в ворота, все время "мажет" мимо?

Конечно, ошибка ошибке рознь и цена их различная. Одно дело, когда ошибается спортсмен на тренировке, а совсем другое, когда ошибается хирург на операции. И цена ошибки последнего может стоить человеческой жизни. Но, несмотря на это, все прекрасно понимают, что при операциях, особенно сложных операциях, всегда есть определенный процент смертных исходов. Врачи так и говорят: шансов на успех столько-то процентов. Остальное - это шансы на неуспех.

Однако существует единственная среда, в которой отношение к ошибкам крайне, я бы сказал, недружелюбное. А сказать точнее - ханжеское. Вы уже, наверное, догадались, что я говорю о религиозной среде. Там ошибка носит статус греха, с которым ведется образцово-показательная война. Она так и называется - война с грехом.

И в этой войне огромные "издержки производства». И потому, что борются, как правило, не со своими грехами, а с грехами своего ближнего.

И даже если борются со своими грехами, обычно придают этому такое трагическое значение, будто бы на карту поставлено все. Само право человека на ошибку, на грех даже, не то, что подвергается сомнению, а отнимается. Грех, ошибка лишает человека спасения – так ставится вопрос.

Однако, эта борьба неизбежно превращается в фарисейство. Люди же все равно продолжают грешить. Или, скажем так, ошибаться. Особенно, если они заняты делом. Вспомните начало статьи. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Однако сознаться в ошибках могут далеко не все. Такова особенность этой среды. Потому как на грешника покажут пальцем, и он подвергнется всеобщему осуждению.

Тут задействована сила общественного мнения. Грешат все, но вас втягивают в ситуацию, при которой вы начинаете осуждать другого человека за то, что он делает то же самое, что и вы!

Вы видите зарождение фальшивой морали? Вы видите истоки фарисейства? А как вы относитесь к ошибкам?