Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПОЛЕМИЧНОСТЬ, СЛУЖАЩАЯ БЛАГОВЕСТИЮ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ПОЛЕМИЧНОСТЬ, СЛУЖАЩАЯ БЛАГОВЕСТИЮ
ПОЛЕМИЧНОСТЬ, СЛУЖАЩАЯ БЛАГОВЕСТИЮ
ПОЛЕМИЧНОСТЬ, СЛУЖАЩАЯ БЛАГОВЕСТИЮ
24.09.2011
1944

Автор предлагает вниманию читателя продолжение своих размышлений о церковном разномыслии. Это третья по счету публикация (предшествующие см. «Мирт», 2006 г., № №3, 4).

В атмосфере правдивости и критичности совершенно естественным явлением будут регулярные споры (полемика), как верный признак живой церковно-общественной мысли. Полемичность можно рассматривать, как еще один фактор, способный гармонизировать церковное разномыслие, сделать его более зрелым, максимально сориентированным на Христа и Писание. Без всемерного развития полемичности невозможно приблизиться к реальному и полнокровному церковному единомыслию.

В отношении споров, полемики и полемичности среди нас бытует примерно столько же ошибочных воззрений, как и в отношении критики. Попытаюсь объяснить свою позицию.

Споры (критика – их неотъемлемая часть) не только не вредны для христианского общения, но жизненно необходимы. Господь Иисус Христос, Который для нас пример во всем, был великим спорщиком. Таковым Его называет, к примеру, глубокомысленный британский исследователь Библии Джон Стотт. В Евангелиях показаны многие логические баталии, которые Он осуществил (Мк. 7:1-23; 12:18-28а; Мф. 22:41-46 и др.).

В спорах, доказательствах и опровержениях активно участвовали Апостолы и другие библейские мужи веры (Деян. 6:9-10; Рим. 6; 1 Кор. 15:12-20). Послание Иакова, в частности, все пронизано полемическим духом, опровержением ложных взглядов. Евангелие вообще ориентирует нас на постоянную духовную войну и воинственность (2 Кор. 10:3-6; Рим. 13:12; Еф. 6:11-17).

Наша война, как читаем у апостола Павла, «не против плоти и крови». Но против чего? Против ложных помышлений, которые мы обязаны брать в плен Господу. Таким образом, мы, Его ученики, имеем поручение вести непрестанную идеологическую борьбу всюду, где встречаемся с мыслями, отклоняющимися от истины. И приоритетный метод этой борьбы, само собой разумеется, – аргументация, обыкновенное доказательство. Логическое доказательство, ибо другого не бывает.

В христианской литературе есть указания на то, что наиболее сильные прорывы в понимании своей веры, в развитии вероучения происходили в истории Церкви в периоды особого обострения идеологической полемики с противниками. Я уверен, что не менее значительные озарения и прорывы (к истине и благочестию) ожидают нас, если будет высвобождена из-под человеческих пут внутрихристианская идеологическая борьба. Речь идет о борьбе внутри конфессий (среди разномыслящих) и борьбе между конфессиями. Ведь ныне считается духовным (на радость дьяволу) всячески замалчивать внутренние разногласия, уходить от открытых споров, «не замечать» критику в свой адрес.

Причем самым благородно звучащим аргументом в пользу такого замалчивания считается опасность раздувания распрей. Но плотские распри не возникнут, они всего лишь проявятся, отражая существующее плотское состояние многих членов церкви и ужасающее отсутствие единства. Повторяю: распри не возникнут, но всего лишь проявят себя, выйдут из потемок. (Так кислота не возникает, но всего лишь проявляет себя через окрашивание лакмуса.)

От нынешнего поддержания иллюзии, что мы тихи, мирны, дружны и т. п., имеем зла гораздо больше. Фальшь и лицемерие не украшают учеников Господних. Болезнь, подавляемая лишь внешне, уходит вглубь и приносит больше вреда. Плотские распри представят ценный материал для анализа, кто есть кто среди нас. Появятся конкретные основания для конкретного увещания, перевоспитания друг друга, для овладения культурой духовного спора.

Ничто не будет так эффективно работать на утверждение Истины и действительного христианского единства, как открытая, публичная, рассудительная, любовно ожесточенная, смиренномудрая идеологическая борьба святых Божьих. Причем борьба на всех уровнях: от домашних ячеек и поместной церкви до национального и всемирного христианского сообщества.

Ради чего спорил Иисус? Естественно, ради единения людей с Ним (= с Истиной) и с Отцом. И христиане призваны спорить друг с другом ради единения не в начальнике поместной церкви, не в своей родненькой конфессии, но в Господе. Ибо другой основы для единения у нас нет и быть не может.

Следовательно, каждый духовный член церкви, чтобы не продавать Сына Божьего, обязан быть в озвученной смиренномудрой оппозиции всему, что в его глазах не от Господа. Иначе как сможем пленять в послушание Христу всякие человеческие измышления: индивидуальные, конфессиональные и прочие? Как сможем своевременно обнаруживать каких-нибудь современных николаитов или волков, маскирующихся под овец? Все конфессиональные доктрины, чьи-то индивидуальные позиции (к примеру, наших церковных лидеров) мы вправе принимать, только если они свободно открываются нам при личной бескомпромиссной духовно-культурной ориентации на Христа и Писание.

Смиренномудрая оппозиция, хочу это особо подчеркнуть, – это не мирская, не плотская, но кроткая, самоуничиженная оппозиция, когда христианин предельно самокритичен, сдержан, послушен наставникам в поведении (с рассуждением), внимателен к взглядам духовно более зрелых единоверцев, к духовному наследию Церкви, когда он непрестанно участвует в соборном поиске лучшего понимания.

И все же это оппозиция, ибо несогласие, недоумение, инакомыслие должны обязательно озвучиваться в какой-то оптимальной форме (но без прикрас), вбрасываться в некий постоянно булькающий церковный мозговой котелок (открытый для всех заинтересованных членов церкви). В маленькой общине такой оптимальной формой (таким котелком) могут оказаться непринужденные дискуссионные собрания, в церкви побольше или в пространстве между поместными церквями или между конфессиями – может быть специальное периодическое печатное издание, предназначенное для развития и гармонизации разномыслия.

Стихи Евр. 3:12-13, 12:14-16 и Рим. 15:14 обращены, в сущности, не только к членам поместных церквей, но и к субъектам глобальной Церкви, которая, согласно воле Божьей, обязана быть единой. Евангельские призывы к единству относятся ведь не только к поместным церквям. Первоначальный читатель евангельских посланий разве мог помыслить о выстраивании единства с собратьями, находящимися где-нибудь за тридевять земель? Можно ли сравнивать средства связи между людьми тогда и ныне? Мы в принципе разумеем строить региональное, общероссийское, да и глобальное единство, а если кто и не разумеет, то лишь потому что не сильно хочет разуметь.

Но разномыслящие люди, разномыслящие церкви, конфессии, для которых Христос - безусловный Господь, а каноническая Библия – непогрешимое Божье Слово, без взаимокритики и споров по поводу принципиальных разногласий объединиться не смогут никогда. Значит, следует осознать как добродетель перманентную взаимокритику: межконфессиональную, межцерковную и т. п.

На деле же господствуют противоположные идеи и принципы. В результате современная Церковь пребывает в грешной разобщенности и терпит от этого неисчислимые духовные потери.

Некоторые говорят, что наш Бог – это Бог любви и прощения. Согласиться с этим можно с оговорками. Наш Бог – это Бог не только любви и прощения, но и ненависти, непрощения, обличения, наказания и т. д. Верно то, что любовь безусловна и первична. Все остальное – производно от любви и святости Всевышнего. Но это не делает Его ненависть, непрощение и т. п. менее угрожающими для душевных или плотских людей (Евр. 10:26-31; 1 Кор. 3:11-15; Еф. 6:8).

Другая распространенная идея заключается в том, что всякая критика в адрес другой христианской конфессии есть разжигание религиозной вражды и что, критикуя других христиан, мы становимся на сторону врагов Церкви.

Первейший интерес любой конфессии, любящей Истину более себя и ненавидящей свою конфессиональную душу ради Христа, - любить обличения, исправления и т. п. С чего же это я (честная, преданная Богу конфессия) вдруг стану испытывать враждебность к тем, кто утоляет мою глубочайшую потребность в лучшем понимании своих слабостей, пороков ради самоочищения? А вот манипулировать фразами о разжигании межконфессиональной розни будут склонны плотские лидеры, не терпящие критики по причине личной гордыни и угрозы своим корыстным интересам.

Критикуя других христиан, другие церкви ради Христа, мы становимся, естественно, на сторону Христа и Церкви. Если же воздерживаемся от такой критики или не прилагаем сил, чтобы создать благоприятную атмосферу для взаимокритики в отношениях внутри церквей, между церквями, то насаждаем мрак, расточаем то, что обязаны собирать с Христом. То есть, объективно становимся богопротивниками.

Как видим, разномыслие, критика, споры, осуществляемые с Богом в разуме, – это добро. Святой Дух назвал верийских верующих благомысленными за то, что они не приняли слепо, бездумно слова Апостола Павла за истину (самого Апостола!), но ежедневно собирались и сообща анализировали Писания, дабы понять, верно ли то, что говорил Павел (Деян. 17:11).

Многие ли из наших лидеров побуждают свою общину к такому благомыслию? Чтобы люди коллективно проверяли на соответствие Библии процессов, происходящих в церкви, идей, слов, поступков, характеров своих руководителей? Судя по всему, некоторые боятся того лекарства, в котором более всего нуждаются. Думается, что многим церквям сильно не хватает духа верийских учеников. Именно этот дух, естественно предполагающий и рассмотренные факторы разномыслия (правдивость, критичность, полемичность), преодолевает отчуждение от Христа церквей и их руководителей, производя истинную соборность, созидая церковь.