Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СЛОВА И СЛОВО / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / СЛОВА И СЛОВО

Какое место должны занимать литература и искусство в жизни верующего человека? Этот вопрос становится весьма актуальным в наши дни, когда отчетливо видна тенденция к уравниванию временных ценностей и ценностей вечных. Заметка Ольги Колесовой «Разумное? Доброе? Вечное?» (Мирт №1 за 2008 год) дает еще один повод для серьезного обсуждения данной проблемы.

У меня вызывает несогласие попытка автора представить христианскую среду и христианских пасторов противниками художественной литературы вообще. Во-первых, подобное имеет место далеко не всегда и не везде. Если же это и происходит, то, как правило, не в виде огульного осуждения и абсолютного отрицания.

Литература – часть окружающей нас жизни. Причем такая часть, которая эту жизнь отражает и часто судит. Но это не безупречное зеркало и не слишком справедливый судья. В стихах и романах может присутствовать неправда так же, как она присутствует в мире. Литература способна помочь нам понять что-то, дать почувствовать божественную сущность человека, но она же может исказить истину или поддержать зло. Талант, несомненно, дар Божий, как дарами являются жизнь, интеллект, способности, красота и пр. Но главное не дарованный талант, а то, как человек его использует. Служит ли талант Истине, или же он предает ее, покрывая фальшивым блеском ложные ценности.

Носителем всякого таланта является человек - существо несовершенное. Истинное и ложное, прекрасное и уродливое, высокое и низкое переплетаются в любом художнике. И это отражается в его произведениях. Лишь при наличии живой и сильной веры талант начинает исполнять свое подлинное назначение. В чем оно заключается? Лучше всех об этом сказал Бетховен: «Искусство должно поднимать человека к божественному».

Когда же вера отсутствует, или она слишком слаба, произведения искусства (будь то музыка или литература) начинают тревожить лишь душу человека, усыпляя при этом его дух.

Литература, особенно талантливая, требует внимательного к себе отношения. Истина в талантливом изображении становится гораздо ближе, но ложь, помноженная на талант, становится гораздо опаснее.

Литературных гениев нельзя освящать и приравнивать их к библейским пророкам, устами которых говорил Бог. Нельзя одобрять все, что они сделали или написали. Тем более, не стоит рекомендовать их творчество, как ключ к постижению вечных истин.

В мире, и особенно в России, авторитет гениев часто ставится выше авторитета пророков и апостолов. На их произведения ссылаются гораздо охотнее, чем на Библию. А сам гений поднимается на уровень непогрешимого кумира, едва ли не идола.

Ярким примером подобного поклонения является отношение к Александру Сергеевичу Пушкину и к его творчеству. Фраза: «Пушкин – это наше всё» может быть эпиграфом почти всех написанных о нем произведений, поставленных кинофильмов и произнесенных речей. Даже самые непривлекательные факты биографии поэта вызывают часто восторженное умиление или просто замалчиваются.

Немногие знают о том, что, предаваясь светским утехам, Пушкин промотал довольно крупное состояние Наталии Николаевны. Он постоянно изменял своей жене, которая едва ли не каждый год вынашивала для него ребенка.

Сосланный в Одессу, Пушкин нашел там влиятельного покровителя в лице губернатора края графа Воронцова. Приняв благорасположение графа, Александр Сергеевич, тем не менее, завел роман с его супругой. Отношение Воронцова к Пушкину резко изменилось.

Тогда поэт стал писать ядовитые эпиграммы на графа и всячески чернить его. Один из самых образованных людей России, мужественный военачальник, участник многих войн, получивший ранение в Бородинской битве, умный и талантливый руководитель, граф Воронцов был удостоен следующей характеристики поэта: «Воронцов — вандал, придворный хам и мелкий эгоист. Он видел во мне коллежского секретаря, а я, признаюсь, думаю о себе что-то другое».

Мелкая мстительность вообще была отличительной чертой поведения Александра Сергеевича. Нередко насмехавшийся в своих произведениях над обманутыми мужьями, Пушкин полностью потерял контроль над собой, когда заподозрил обман со стороны собственной жены. Он стал распространять омерзительные слухи о Дантесе, вел себя скандально и жаждал крови обидчика. Все это скорее вредило Наталье Николаевне, нежели защищало ее. Поэтом руководило не стремление сберечь честь супруги, а собственное ущемленное самолюбие.

Эгоизм, тщеславие, сладострастие, насмешливость, которым поэт нередко отдавался в повседневной жизни, не могли не найти отражения в его творчестве. Это дает знать о себе во многих известных произведениях Пушкина, в эпиграммах, не говоря уже о множестве совершенно непристойных вульгарных стишков, составляющих заметную часть пушкинского наследия.

Все сказанное отнюдь не ставит под сомнение гениальность Пушкина. Душа его, конечно, жила не только грехом. Дарованный талант рвался служить Дарителю. Именно в минуты таких порывов рождалось все то звонкое, чистое и светлое, что присутствует в творениях русского поэта. Но, восхищаясь таким Пушкиным, мы не должны умиляться ложному в нем. Любой грех, любая неправда, любая низость остаются таковыми, кто ни был их носителем: гений или обыватель.

Верующий должен смотреть снизу вверх только на своего Создателя. Даже самый большой талант, сам по себе, не может быть проводником к Богу. К Нему ведет лишь Христос. Литературный гений способен ускорить встречу человека с Богом или, напротив, препятствовать ей. Также как яркий оратор способен повести людей на злые или на добрые дела.

Не читая произведений русской классики, можно все-таки прийти к истине, но этого нельзя сделать, минуя Библию. Лишь она выявляет подлинное и лживое в обществе, в литературе, в самом человеке.

Слово - это не только мерило истины, но и эталон красоты, по которому можно оценивать истинную художественность любого произведения. Никто из поэтов не сказал о любви так, как это сказано в 13 главе Первого послания к Коринфянам. А вот еще один из образцов художественности Библии, представленный в книге пророка Исаии (18 гл.):

«Я спокойно смотрю из жилища Моего,
Как светлая теплота после дождя,
Как облако росы во время жатвенного зноя».

Малый отрывок заключает в себе больше правдивости и красоты, чем целая поэма. Потому что Автор стиха является Создателем того, что в стихе отражается. И о Боге эти строки рассказывают так, как может рассказать о Себе лишь Сам Бог.

Только спасение открывает человеку путь к полному постижению: «Тогда познаю, подобно, как я познан». И пока мы идет к высшему знанию нам нужно правильно определять приоритеты и дистанцию между ними. Так, чтобы ни один из созданных миром эталонов не мог подменить меры Божьей.