Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ОПЫТ ПУСТЫНИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ОПЫТ ПУСТЫНИ

В следовании за Христом есть этап, который верующие называют "пустыней". По аналогии с пустыней, в которой был искушаем Христос, или с той пустыней, в которой израильский народ находился долгие годы, идя в Землю обетованную.

В этом этапе жизни есть свой непреходящий смысл и ценность. В пустыне человек поставлен на грань бытия и подвергается серьезнейшим испытаниям и искушениям. Этот этап довольно-таки болезнен. Бог человека "в пустыне" ограждает от многого - от развлечений и от привычных занятий. У человека, проходящего духовную пустыню, долгое время может не быть работы, общения с единомышленниками или понимания с ними. Он словно бы оказывается в социальном вакууме и, живя среди людей, чувствует свое одиночество и неприкаянность, ощущает себя выброшенным из жизни.

Одним словом, вокруг человека образуются условия, при которых ему нужно идти только в одном направлении - устремляться к Богу, искать ответы у Бога, искать поддержки у Бога, жить общением с Ним, как израильский народ в пустыне каждодневно получал манну от Господа.

Только так можно найти спасение от узких обстоятельств. "Пустыня" дана для укрепления веры как связи человека с Богом, а также для выработки в человеке тех качеств характера, которые будут необходимы ему в дальнейшей жизни.

Самой болезненной частью этой "пустыни" лично для меня было непонимание людей. Что поделаешь, человек — это социальное существо, он нуждается в общении, понимании и любви окружающих.

Но настало время, когда от меня отвернулись все - друзья, товарищи и даже родные и близкие. В тот период у меня не было работы, и я фактически находился на иждивении у матери. Меня это сильно тяготило, но найти хоть какую-то работу никак не удавалось. Однажды, когда упреки со всех сторон в моем иждивенчестве стали уже невыносимыми, я пошел в лес и взмолился к Богу, что так больше уже не могу жить. И явственно услышал ответ Всевышнего, что это Он все так устроил, и Он заботится, чтобы у моей матери были средства для моего содержания. Этот ответ принес мне огромное облегчение.

Однако больнее всего было то, что от меня отвернулись братья и сестры по вере. Более того, они начали гнать меня. Не сразу я понял, что моей вины в этом не было, а была воля Божья. Так Бог учил меня не зависеть от людей, от человеческих мнений, от поддержки других. Освобождал от зависимости, которая способна контролировать человека всю жизнь и делать его послушным своему окружению, бесконфликтным, плывущим по течению обстоятельств.

Теперь, после опыта своей "пустыни", я могу сказать, что человек становится в ней другим: более свободным и закаленным. Ему уже не столь важно, что подумают о нем люди. Он уже не так болезненно воспринимает одиночество и непонимание ближних. Он научился быть один. Точнее, с Богом. Он научился быть нелицеприятным. Теперь он может сказать обличающее слово даже власть имущим, потому как освободился и от их власти над собой. В "пустыне" человек понимает, от чего и от Кого на самом деле зависит его жизнь.

Как уже было сказано, человек - социальное, общественное существо. После опыта "пустыни" понимаешь, что это не совсем так. В пустыне ты уже не зависишь от людей и начинаешь понимать это. Став свободным от людей, ты уже сам можешь определять свою позицию по отношению к ним, вне зависимости от их отношения к тебе. К примеру, ты можешь продолжать их любить, несмотря на их нелюбовь к тебе. Относиться ровно и дружелюбно даже к тем, кто настроен против тебя и враждебно. Так, я поймал себя на том, что у меня уже нет ни ненависти, ни даже каких-либо недоброжелательных чувств ни к братьям и сестрам по вере, которые в свое время выжили меня из общины, ни к стране, в которой я родился и которая упорно старалась мне доказать, что я в ней - лишний, чуждый элемент, называя меня оккупантом и завоевателем.

И хотя я живу теперь в другой стране, у меня нет горечи и негативных чувств к своим бывшим согражданам. Благодаря опыту "пустыни" я уже никого не сужу так строго. Да и вообще стараюсь не судить людей. После пустыни понимаешь, что человек проходит свое земное поприще прежде всего перед Богом и только Ему он дает свой главный отчет. А значит, кто ты такой, чтобы судить других людей?

В пустыне Бог обнаруживает твою самую слабую точку, твой изъян и показывает тебе, насколько ты сам хрупок и слаб. Насколько вообще слаб человек, чтобы на него опираться и быть зависимым от него, чтобы требовать от него понимания и ждать сочувствия. Он слаб и немощен, как слаб и немощен ты сам, пребывая там, в пустыне.

У каждого человека есть эта точка «слома», когда он познает свою немощь и несостоятельность. В "пустыне" Бог человека смиряет, чтобы он не думал о себе сверх положенного. Смиряет, пока человек не поймет, что выдержать сам всего этого просто не в состоянии. Что он живет лишь благодаря милости Божьей, а не своим усилиям и заслугам.

И тогда человек прилепляется к Богу и отвращается от внешней жизни, которая повернулась к нему своей весьма неблаговидной стороной. Но зато теперь, после этого опыта самопознания, ты можешь снисходить к каждому человеку, принимая его своей милостью и любовью, понимая его несовершенства, грехи и заблуждения. Так, как снисходит к тебе Бог, принимая тебя таким, каков ты есть, поддерживая и укрепляя во время твоей нужды.

В пустыне ты понимаешь, что все свои битвы ты ведешь только в одиночестве. Тебе никто не может помочь. И тебе не на кого полагаться, кроме как на одного Бога. Но в пустыне Бог делает тебя также сильным и мужественным, учит преодолевать себя самого.

Когда я был духовным младенцем, Бог буквально засыпал меня Своими подарками. Он отвечал практически на каждую мою просьбу, и я получал от Него все, что просил. Ощущение близости с Богом в тот период было просто феноменальным.

Однако в пустыне Бог оставляет тебя одного. И создается впечатление, что Он уходит, и даже более, что Бог из друга превращается в твоего противника. Об этом сказано в Библии:

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:24-28).

Эту цитату я услышал во время последней проповеди пастора моей церкви, прежде чем покинуть церковь. Гонения моих братьев и сестер вынудили меня уйти. Но тогда через пастора было сказано ко мне Слово о том, что ожидает меня в дальнейшем, к чему призывает меня Бог. То есть, о выходе в пустыню и одиночестве.

Многочисленные мои скитания по церквям в попытках найти себе общину окончились безрезультатно. Конечно, так эти попытки выглядели с моей точки зрения, с позиции человека, который отчаянно нуждался в общении с братьями и сестрами, но не получал его. С точки зрения Бога, все совершалось так, как Он запланировал и предопределил. Но смириться с Божьей волей было чрезвычайно сложно.

Так и сейчас существует немало людей, которым не нравится собственная церковь. Она их не удовлетворяет и они хотят найти себе другую церковь, лучше и совершеннее. Или же они поглощены страстью церковного реформирования и воюют с церковными авторитетами и уставами. Они словно бы ставят Богу ультиматум - пусть даст им достойную церковь или сделает их церковь лучше. Они хотят идеальную церковь. И не понимают, что Бог призывает их менять вовсе не церковь, а самих себя. А для этого побуждает выйти в «пустыню».

Опыт пустыни необходим человеку, чтобы сделать его независимым. Многие верующие относятся к этому качеству с подозрением. Но мы страдаем на самом деле от того, что не умеем принимать наших ближних такими, какие они есть, и «не разрешаем» им быть самими собой. Они нам кажутся не таковыми, какими должны быть в нашем представлении. Нам кажется, что они делают не то, что нужно, и говорят не так, как следовало. Мы слишком скоры на суд и осуждение. Но это, прежде всего, говорит о нашей собственной несамостоятельности и отсутствии независимости. Отсутствие дистанции между тобой и другим человеком делает тебя заложником других людей, их влияния на тебя. Людям тесно друг с другом, если в их отношениях нет терпимости, милосердия, толерантности, уважения к иному мнению.

Помню, я осуждал своих братьев и сестер за то, что они занимают пассивную позицию по отношению к беззакониям в церкви. Но теперь я понимаю, что эти беззакония видели лишь немногие, и среди них было еще меньше тех, кто не хотел с ними мириться.

На самом деле, существует множество людей, которым необходимо управление извне, которым нужна церковь и пастор. Образно говоря, нужен царь. Без него они не могут самостоятельно идти по жизни в нужном направлении. И они готовы терпеть многие неудобства, чтобы не лишаться необходимого. По этой причине нужны даже пасторы авторитарного типа. Вы, кстати, не задумывались о том, почему столь популярны некоторые протестантские пасторы ярко выраженного авторитарного типа, такие как Алексей Ледяев? Разве его успех не говорит о том, что востребованы именно такие руководители? Что молодежи нужен сильный лидер и пример для подражания?

Тогда же меня очень «заедало», что только единицы вели себя принципиально и достойно. Остальные "не желали портить отношения" с руководством. Меня выводило из себя то, что они подводили под свой конформизм богословскую базу: мол, руководство в церкви ставит Бог, значит, мы не должны и слова говорить ему (руководству) поперек.

Это было, как я понимал, большой проблемой в общине, если даже шведский пастор Ульф Экман, в ведении которого находилась наша церковь на Украине, вынужден был прочитать проповедь (правда, в далекой Швеции, и доставленную к нам на видеокассетах) на тему вреда беспринципности молчаливого большинства в церкви. Я видел, что подобная зависимость от руководства и от общины держится на страхе. На страхе быть не таким, как все, и лишиться, таким образом, общения с остальными. А страх, как известно, парализует веру и творческое дерзновение человека.

В церкви я понял одну существенную вещь. Большинству людей свобода не нужна. Им нужен сильный лидер, который бы решал за них проблемы. Но разве я открыл Америку? Разве библейская история о том, как израильтяне требовали себе царя, "чтобы у них было, как у других народов", не об этом же? И порою, как раз для того, чтобы человек пришел к пониманию необходимости быть свободным, самостоятельным и разумным, Бог допускает авторитарных лидеров, не заботящихся о людях и строящих жесткие организации с административной вертикалью управления.

Чтобы сделать человека свободным, Бог доводит его состояние до высшей степени несвободы, ставя его в узы зависимости и тяжелого ярма. Как это было с евреями в египетском рабстве, когда трудовые повинности все более возрастали, а условия жизни становились все более суровыми. Тогда человек оказывается перед радикальным выбором: либо жить в сытом рабстве, под диктатом пастора и при иллюзии спасения, либо действительно идти узким путем.

Либо жить чужим умом, «под фараоном», либо учиться жить своим собственным. А последнее и предполагает "пустыню". Без испытаний, без узкого пути никакой солдат, по известному выражению, никогда не станет генералом. И еврейское предание говорит о том, что далеко не все евреи вышли с Моисеем в пустыню, что были и те, кто остался жить в Египте. Узкому и опасному пути свободы и совершенствования они предпочли гарантированную похлебку за свой рабский труд.

Если человек идет по пути духовного совершенствования, то рано или поздно перед ним встает вопрос о достижении зрелости, которая в свою очередь невозможна без обретения самостоятельности и независимости. Тогда сам человек должен решать, как ему жить и что ему делать. Тогда вопрос внешней иерархии упраздняется за счет выработки у человека иерархии внутренней.

Внутренняя иерархия - это иерархия духовных ценностей. Это тот опыт общения с Богом, те духовные плоды, выработке которых и способствует пребывание в пустыне. Это Бог, Который находится не вне, а внутри тебя самого. Когда человеку уже никто, кроме Него, не указывает, как ему нужно жить и что нужно думать. Как сказано в Библии: «Духовный человек имеет суждение обо всем, а о нем судить никто не может».

Не существует развитой личности без внутренней иерархии. Без системы ценностей. Без выработанного механизма принятия решений. Без цели и смысла. Без всего этого – господствуют хаос и деградация. По этой причине внутренне незрелому, хаотичному человеку нужен внешний лидер. И по этой же причине нужда в таком внешнем лидере отпадает, когда человек становится зрелым и самостоятельным.

В пустыне человек платит цену за свою независимость, то есть, обретает ее. И когда Иаков в пустыне боролся с Богом, он, конечно, не воспринимал Бога, как своего спасителя и друга, но, скорее, как противника.

«Почему Бог оставил меня и не отвечает на мои молитвы? Почему допустил такие суровые обстоятельства?» - задавал и я себе вопрос. И лишь позднее я понял, что только таким образом Бог мог создавать, «лепить» меня, чтобы сделать меня независимым и свободным.