Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК
СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК
СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК
24.09.2011
1027

«Ты возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел он за Тобою, прельщеный и плененный Тобою»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

Непростой вопрос «Что же такое свобода?» волновал свободные и несвободные человеческие умы, наверно, во все свободные и не вполне свободные времена. И мы не представляем собой исключение, поэтому войдем в этот ряд размышляющих, задаваясь тем же самым вопросом.

Мартин Хайдеггер, по праву считающийся самым оригинальным, самобытным мыслителем и философом XX века, заметил, что «всякое настоящее освобождение есть прежде всего переопределение сущности свободы».

Полезно, а иногда и жизненно необходимо заново определять, определивать суть «вещей», из которых складывается существование человека, да и сам человек в своем существе. Ни в коем случае не претендуя на то, что наше обдумывание дойдет до полного, завершенного ответа, который окажется истиной в последней инстанции, мы пустимся на поиски сути свободы.

Для начала, чтобы дать толчок для мысли, обратим внимание на одно расхожее понимание. Свобода зачастую понимается как пространство возможностей. Эти возможности объективны, не зависимы от меня, даны мне. И я, как обладающий свободой, могу реализовать свои стремления к самоутверждению, реализовать себя в рамках этого пространства. При этом я сам должен являться определяющей причиной своих поступков. Тогда несвободен я в том случае, если возможностей этих для самореализации мне не предоставляется, есть что-то ограничивающее, что мешает мне проявить себя.

Вполне приемлемое понимание, имеющее право на существование. Оно отражает стремление выделять внешнюю составляющую в свободе: обстоятельства, условия, возможности. Однако при этом не уделяется внимание самому человеку. Считается, что в условиях свободы он может реализовать себя. Но какого себя? Каков человек по сути, чтобы эту суть проявить?

Здесь мы выходим к осмыслению природы человека. И таким образом вопрос «Что такое свобода?» перетекает в вопрос «Кто такой свободный?» Думать о свободе также можно и в русле размышлений о природе человека, причем основываясь на христианских позициях, продиктованных Откровением.

Свобода есть реализация сущности. Но в чем мое, как человека, существо?

Первое, к чему подводит нас Евангелие, вовсе не является свободой как таковой; оно говорит о свободе лишь потому, что говорит о самом главном: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». И тем самым подводит нас к Тому, Кто сказал это, к Тому, Кто и Сам есть Истина: «…если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».

Так Иисус Христос говорил о вере в Него неверующим. Тем самым Он определил, что свобода начинается изнутри, с подлинной веры в Бога, с живых отношений с Живой Истиной. Начинается с этого – и продолжается в этом.

Варфоломей I, Вселенский патриарх Православной церкви, сказал: «Вера может быть без свободы, но свободы не может быть без веры». Без этой веры свобода невозможна, а то, что называют свободой, есть лишь ее противоположность – произвол. Раз Бога нет...

Сотворен человек так, что может достигать полноты своей человеческой сути тогда только, когда он пребывает в единстве с Богом. Человек может обрести себя настоящего, то есть стать свободным, только лишь перед лицом Бога. Освобождение, высвобождение человеческой настоящности, очеловечивание человека начинается с его веры и любви к Иисусу Христу.

Это и есть то, что мы называем «возрождением», или «рождением свыше». «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Божий Дух, поселяясь в человеке, дает ему новое сердце, новый разум, новую сущность, новую жизнь; дает возможность обрести себя в Боге.

В чем являет себя новый человек, человек, единственно имеющий возможность быть свободным; в чем проявляется его свобода? В послушании Богу!

«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:26-27).

И здесь свобода смыкается с благодатью, всецело на ней основываясь. Вера в Живого Бога освобождает для свободы благочестия, для свободы покорности Господу, служению Ему и людям. «К свободе призваны вы, братия … любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Парадоксально, но подлинно свободным может быть лишь «свободный Господа», который в то же время есть «раб Христов» (1 Кор. 7:22, см. также 1 Пет. 2:16)!

Свобода свободного, помимо прочего, выражается также в его зависимости и доверии. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Человек не способен жить самим собою. Он предназначен быть в единстве с Творцом.

Уже с древних времен люди обманываются, полагая, что свобода заключается в независимости, автономности личности. Вот и пытаются обустроиться как-нибудь без Бога, мыслить и жить так, как если бы Бога нет. Но «похороны» Бога превращаются в похороны самих похоронщиков.

Верно заметил отец Сергий Булгаков: «Независимый живет в свободе абсолютной пустоты, повелительного своеволия момента». Он неизменно будет заложником пространства внешних обстоятельств, жертвой игры случайностей. Что тогда остается от его «свободы»?

Доверие Всемогущему и Всезнающему возвышает над этим пространством, потому что Бог выше всяких обстоятельств. Зависимость от Верного и Любящего помогает переступать через сложности, так что проблема внешних ограничений уже не пугает.

Мы наметили путь для осмысления сути свободы и для освобождения. Подытоживая, добавим еще следующее. Понятая таким образом свобода не может быть произволом, потому что рожденный от Бога начинает вмещать в себе «абсолютное содержание», как выразился С. Булгаков. Это уже новая сила и новая воля. В человеке, обретшем веру, пробуждается стремление к исполнению воли Отца (следовательно, стремление быть зависимым от Бога, быть верным Ему, служить Ему и любить Его). Эта небесная отметина становится человеческой внутренней необходимостью.

Свобода есть, таким образом, желаемая необходимость. Данная необходимость не тотальна, не захватывает меня, делая автоматом; ее проявление лишь возможно. А это значит, что передо мной каждый день заново встает вопрос: «Кому служить: Христу или себе? Чему себя отдать: праведности или греху? Жить Богом или самим собою?» (Рим. 6 гл.). Обязательность давать ответ на этот вопрос (прежде всего самому себе) воспитывает во мне ответственность за свои отношения с Иисусом. Свобода всегда связана с ответственностью.

Можно сказать, что осознанное, ответственное осуществление этой внутренней необходимости, «жизни по Духу», и держит меня в свободе, позволяет мне быть свободным. И не в этом ли, отчасти, суть спасения?