Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
НЛО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / НЛО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
НЛО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
НЛО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
24.09.2011
1342

Среди новых религиозных движений, появившихся за последние шестьдесят лет, едва ли можно найти более притягательные и более противоречивые, чем те, что связаны с неопознанными летающими объектами (НЛО) и внеземными цивилизациями. Пришельцы быстро освоились в роли космических покровителей человечества, а контакты с инопланетянами приобрели фольклорные и мифологические черты. Тема пришельцев и внеземных цивилизаций настолько прочно укоренилась в общественном сознании, что миллионы жителей планеты сейчас утверждают, будто НЛО являются реальными объектами. По данным Института социологии РАН, пять процентов россиян верят в НЛО и инопланетян.

С тех пор, как 24 июня 1947 года гражданский пилот Кеннет Арнольд, пролетая над Каскадными горами в западной части штата Вашингтон, увидел девять блестящих объектов, феномен НЛО стал неотъемлемой частью популярной культуры. Растиражированное прессой заявление Арнольда вызвало такой ажиотаж среди населения, что количество последующих сенсационных сообщений о «летающих тарелках» обрушилось на США, словно снежная лавина.

Ученые сравнивали наблюдаемые явления с «огненными истребителями» времен Второй мировой войны, загадочным воздушным кораблем, появившимся в 1897 году на Среднем Западе США, и необъяснимыми аномалиями, описания которых сохранились с античных времен. Еще в середине XVI века придворный сочинитель Пьер Боэстюо заметил:

«Небесный лик так часто изменялся бородатыми и косматыми кометами, факелами, огнями, колоннами, копьями, щитами, драконами, лунами, многочисленными солнцами и другими вещами подобного рода, что, если бы возникло желание подсчитать явления, произошедшие от Рождества Христова и отыскать причины их возникновения, то и человеческой жизни не хватило бы».

Разоблачители мифов пытались охладить энтузиазм общественности, выступая с прозаическими научными объяснениями, но увлечение «летающими тарелками» не ослабевало. Астроном Дональд Мензел, в шутку называвший себя «убийцей Санта Клауса», призывал публику критически оценивать рассказы о наблюдаемых явлениях и искать наиболее простое и реалистичное объяснение «неопознанным летающим объектам».

Так, в 1953 году Мензел писал: «Я совершенно уверен, что тарелки Арнольда появились, прежде всего, благодаря вихрям, возникающим над горным хребтом; это те самые воздушные потоки, из-за которых самолет попадает в «болтанку», пролетая над сильно пересеченной местностью».

Однако его девиз — «летающие тарелки действительно существуют; их видели, но они совсем не то, за что их принимают» — наводил скуку на воодушевленных сограждан.

Некоторые сочли веру в НЛО отличным поводом для розыгрыша, и с неба посыпались диски из картона и фанеры, колеса с приделанными к ним железнодорожными фонарями, деталями старых вентиляторов, эмблемой серпа и молота и большими красными буквами «СССР». Один шутник на спор демонстрировал доверчивой публике «марсианина» — обритую и усыпленную хлороформом обезьяну — до тех пор, пока ветеринар не прекратил этот балаган.

Другим от страха повсюду чудились вражеские агенты: испуганная женщина сообщила в Федеральное бюро расследований, что «представители какой-то иностранной державы летают по небу и что-то пишут, пользуясь неизвестным кодом». Между тем, это была всего лишь безобидная реклама напитка «Pepsi»! Третьи призывали к решительным мерам и предлагали «сбивать все летающие тарелки, диски, тазы и лоханки, но только иностранного происхождения, а не американского». Встречались и совсем абсурдные сообщения о летающих тарелках с надписью «НЛО».

Из США «тарелочный» бум распространился на Западную Европу, Южную Америку и Австралию. Наблюдение загадочных явлений в странах, граничащих с восточным блоком, вызвало серьезное беспокойство в правительственных и военных кругах Америки. В 1947 году военно-воздушные силы США начали сбор и систематизацию сообщений об НЛО, поступающих с секретных объектов и ядерных полигонов в Нью-Мексико, Неваде и Калифорнии, чтобы выяснить их военное назначение.

Первые проекты «Сайн» и «Градж» опровергли гипотезу о человеческом происхождении НЛО: наблюдаемые объекты не были сверхсовременными летальными аппаратами стран — потенциальных противников. Однако советская сторона не преминула обвинить Запад в очередной провокации, назвав появление НЛО уловкой, с помощью которой СССР вынуждают наращивать вооружения. Время подтвердило несостоятельность этой гипотезы. В 1967 году на конференции Американского общества инженеров-механиков докладчик Джордж Эрли подвел шутливый итог:

«Если бы НЛО производили русские, то наша встреча проходила бы под эгидой Общества механиков-инженеров СССР, а меня бы уполномочили выступить перед вами с лекцией о прикладном марксизме. Если бы НЛО принадлежали Америке, то мы бы не расходовали тринадцать миллионов долларов в день на финансирование проекта «Аполлон».

Учитывая внимание общественности и правительства к многочисленным сообщениям об НЛО, в 1953 году ЦРУ организовало сбор фактов силами армии и разведки. Анализ данных осуществляла группа экспертов под руководством Говарда Робертсона. Изучив факты, специалисты установили, что 90% сообщений об НЛО имели либо астрономическое, либо метеорологическое объяснение. Это заключение укрепило позиции гипотезы о естественном происхождении феномена.

Комиссия постановила, что НЛО не представляют прямой угрозы безопасности США, но создают помехи для ВВС и других разведывательных служб. Поскольку чрезмерный интерес к феномену мог привести к развитию массового психоза, руководство нового проекта «Синяя книга» получило следующие рекомендации: 1) ориентировать изучение НЛО на дискредитацию проблемы, 2) успокаивать общественность, 3) отслеживать деятельность «неблагонадежных» уфологических организаций.

Если разоблачение межпланетной теории тарелок не нашло большого отклика у публики (потому что обывателям хотелось верить в космические корабли, которые постоянно курсировали над Землей), то в академических кругах к гипотезе внеземного происхождения НЛО относились враждебно.

Физик Джеймс Макдональд отмечал, что проблема НЛО нетрадиционна, она изобилует невероятными событиями и явлениями, на которые у современной науки нет готовых ответов, и поэтому ученые не воспринимают ее всерьез. Консультант ВВС США астрофизик Джозеф Аллен Хайнек, на ранних этапах исследований скептический относившийся к проблеме НЛО, отмечал:

«Вопрос о существовании НЛО не должен быть битвой за веру. Он должен стать предметом спокойного, разумного научного анализа. Возможно, что мы имеем дело с каким-то природным явлением, которое еще не можем объяснить или даже представить. Ведь сто лет назад мы не только ничего не знали о ядерной энергии, но даже не знали, есть ли у атома ядро. Кто может предсказать, какие поразительные факты мы будем знать через сто лет?»

Хайнек полагал, что высмеивание проблемы НЛО недостойно идеалов научного познания и рекомендовал Комитету по науке и астронавтике создать механизм, позволяющий досконально изучить сообщения, полученные из достоверных источников.

С 1966 по 1968 год американское правительство финансировало работу тридцати семи экспертов под руководством специалиста по атомной энергии профессора Эдварда Кондона. Предвзятое отношение руководителя «проекта Колорадо» к изучаемой проблеме привело к расколу: фракция меньшинства обнародовала служебную записку, из которой следовало, что «у Комиссии… не было намерения браться за проблему НЛО всерьез».

Отчет комиссии, который содержал подробный анализ пятидесяти девяти сообщений об НЛО, рассмотрел специальный комитет Национальной академии наук США. В заключительной части документа, опубликованного в начале 1969 года, Эдвард Кондон категорически отвергал внеземную гипотезу происхождения НЛО и рекомендовал прекратить дальнейшее изучение проблемы.

Вскоре проект «Синяя книга», успешно работавший в течение семнадцати лет, был закрыт. К этому времени в его архиве накопилось более 12 600 сообщений об НЛО, из которых около 80% перешли в категорию ОЛО, т. е. «опознанных» как астрономические и атмосферные явления, объекты искусственного происхождения и просто мистификации. Часть явлений не подлежала идентификации в силу малой информативности сообщений.

Общественность неоднозначно отреагировала на «Доклад Кондона» и заключения других экспертов. Аллен Хайнек отметил методологическую ошибку проекта: вместо изучения феномена члены комиссии рассуждали, являются ли НЛО пришельцами из космоса, то есть подменили анализ явления в целом оценкой одной из выдвинутых гипотез.

Коллега Хайнека, математик Жак Валле расценивал отчет Эдварда Кондона как «образец научной беззаботности». Уфологи были склонны продолжать исследования НЛО, поэтому параллельно с государственными комиссиями во многих странах появились группы энтузиастов и общественные организации, которые стали проводить сбор и анализ информации самостоятельно.

Например, в США начали действовать Национальный комитет по исследованию атмосферных явлений (NCIAP), Организация по исследованию атмосферных явлений (APRO) и Центр по изучению НЛО (CUFOS). Во Франции Группа изучения неопознанных аэрокосмических явлений (GEIPAN), созданная в 1977 году при содействии Дж. Аллена Хайнека и Жака Валле, стала первой на Западе государственной организацией по исследованию НЛО.

В Советском Союзе программа изучения феномена была принята после массового наблюдения аномального «Петрозаводского явления» в 1977 году: исследования проводились до 1990 года силами двух засекреченных групп экспертов при Министерстве обороны и Академии наук, работавших по теме «Сетка», Комиссии по аномальным явлениям в окружающей среде и секций по исследованию аномальных явлений при Научно-техническом обществе радиотехники, электроники и связи имени А.С. Попова в Москве, Ленинграде, Горьком и Киеве. В целом выводы советских ученых совпали с точкой зрения американских экспертов.

Отношение к «проблеме НЛО» может быть разным, от ажиотажного трепета перед возможностью контакта с внеземной цивилизацией, до отрицания реальности самих наблюдений. Результаты, полученные в рамках этой работы, показали, что исследования «аномальных явлений» представляют несомненный как научный, так и прикладной интерес, однако «гипотеза», точнее даже легенда об НЛО как проявлении земной деятельности внеземных цивилизаций оказалась совершенно несостоятельной.

Сегодня лидером в области изучения феномена НЛО является Франция; по мнению специалистов GEIPAN, в большинстве случаев речь идет о «естественных природных явлениях, неправильно истолкованных наблюдателями». Часть так называемых «аэрокосмических явлений типа D» остаются неопознанными «ввиду неточности наблюдений и низкого качества материальных свидетельств».

В России действуют сотни уфологических организаций и клубов; например, общество «Космопоиск», основанное в начале 1980-х годов, имеет десятки филиалов по всей стране. Официальные научные исследования проводятся только по программе SETI (Поиск внеземного разума средствами радиосвязи): проанализировав весь массив открытых звезд, российские астрономы составили список из ста ближайших к Земле звездных систем, из них пятьдесят восемь — потенциальные объекты SETI.

В последнем десятилетии с радиолокационного телескопа в Евпатории были отправлены три послания, содержащие цифровую и аналоговую информацию. Ответ ожидается не раньше 2059 года. Но пока Вселенная молчит: результаты SETI-экспериментов отрицательны, и деятельность внеземных цивилизаций не выявлена.

 

Космическое пространство, фольклор и новая космология

После окончания Второй мировой войны перед научным сообществом стояла задача популяризации новых идей. Технологические достижения создали огромный потенциал для развития промышленности; финансирование военно-промышленного комплекса повысило спрос на теоретические исследования. В США государственная политика способствовала развитию науки в качестве формирующего принципа современного общества, что подразумевало понимание важности научных исследований всеми гражданами страны.

В 1950-е годы человечество стояло на пороге осуществления заветной мечты о полетах в космос. Однако в битве за космос американской стороне пришлось не только состязаться с советской наукой, но и устранять внутренние мировоззренческие противоречия. Освоение космического пространства неизбежно привело к противостоянию науки и религии, посеяло страх и тревогу среди верующих.

Конструктор Вернер фон Браун, «отец» американской космической программы, неоднократно заявлял, что его исследования не противоречат Божьим замыслам, и все же запуск ракет сопровождался нескончаемым потоком писем, в которых выражалась обеспокоенность тем, что ученые причиняют вред творению.

Толкование новой картины мира предложила научная фантастика. Дискуссия о месте человека во Вселенной, перенесенная в область художественного вымысла, со временем примирила общество с присвоением небесной сферы и сформировала популярную культуру космического пространства. Этот сравнительный молодой жанр искусства играл двоякую роль: с одной стороны, фантастика популяризировала науку, разъясняя суть новейших достижений, а с другой — мистифицировала ее, используя интерес человека ко всему необычному, выходящему за пределы повседневного опыта.

Споры о природе НЛО не возникли на пустом месте; книги, журналы, комиксы, полнометражные фильмы и ТВ сериалы приучали публику к мысли о существовании инопланетного разума и возможном контакте с ним.

Те, кто серьезно верил в гипотезу внеземного происхождения таинственных летающих объектов, считали их предвестниками величайшего события в истории человечества: контакта с внеземной цивилизацией. Среди них были свои пророки, так называемые контактеры, которые утверждали, что они уже общались с ангелами космической эпохи. Таинственные вестники обращались к землянам с предупреждением о грядущем конце света или техногенной катастрофе, порой наставляли в мудрости (фильм «День, когда Земля остановилась»,1951). Время от времени инопланетяне представали в образе чудовищ, поскольку не все пришельцы благоволили человечеству (фильмы «Война миров», 1951, и «Нечто», 1957).

Конечно, среди контактеров были помешанные, шарлатаны и просто жаждущие внимания люди. Фантазеров «типа Джорджа Адамски» специалисты распознавали довольно быстро, однако публика не спешила расставаться со своими «героями» и охотно внимала их рассказам о полетах на другие планеты.

Что бы ни стояло за контактами с НЛО, человек запрограммирован на восприятие их со страхом и трепетом. Их появление в небесах, воспринимаемое как религиозные знамение (нередко подкрепляемое «знаками» материального присутствия), способно вызвать сложную ответную реакцию, так как небесное явление отождествляется с высшим знанием, силой и властью. Неудивительно, что описания контактов с НЛО нередко носили мистический, оккультный или просто абсурдный характер.

Очевидцы сообщали об удивительных, загадочных случаях, нарушивших спокойное течение их жизни. Суть их рассказов сводилась к описанию mysterium tremendum, завораживающего чувства прикосновения к ужасающей тайне, «остолбенелого изумления», вызываемого «чужеродностью» феномена. Контактеры описывали случаи столкновения со «священным», вызывающим состояние благоговения, страха и трепета, ужаса и величия. Элементы «священного» наиболее точно характеризуют опыт встречи с НЛО.

Но их перестали толковать с религиозной точки зрения: в современном обществе консенсус научных убеждений устанавливает стандарты истины в физическом мире, поэтому общество склонно рассматривать феномен НЛО с материалистической, а не метафизической точки зрения. Они понимаются как физические объекты, странствующие по Вселенной космические корабли, управляемые представителями высокоразвитых цивилизаций.

Вышедший на экраны в 1956 году фильм «Вторжение похитителей тел» предвосхитил рассказы о похищениях людей инопланетянами. Очевидцы сообщали о медицинских процедурах, насильственных половых контактах с пришельцами, введенных в тело имплантантах, ощущении остановившегося и выпавшего времени. Американский фольклорист Томас Баллард, предложивший одну из трактовок НЛО как культурного феномена, утверждает, что современная вера в инопланетян имеет фольклорные параллели в прошлом.

Советский исследователь Валерий Санаров относит рассказы о встречах с НЛО к жанру несказочной прозы – меморатам или быличкам, то есть к повествованию о конкретном случае, связанном с определенной местностью и определенными лицами. В отличие от повествований о нечистой силе, современные мемораты сообщают о необычных летающих объектах и инопланетянах, которые поразительно напоминают персонажей старинных историй. При сравнении рассказов о чертях, леших и инопланетянах выявляются сходные детали:

Антропоморфные черты пришельцев: существа исполинского роста до трех метров, человечки ростом около одного метра и карлики чуть выше тридцати сантиметров, вровень с травой, покрытые волосами с большими клыками или с зелеными лицами, красной кожей и круглыми рыбьими глазами.

Время и место действия: наблюдения НЛО и встречи с пришельцами происходят, как правило, в темное время суток, в сельской местности.

Сопутствующие явления: остановка транспорта, внезапное появление и исчезновение НЛО, необычные ощущения очевидцев.

Последствия: потеря памяти или запрет говорить о случившемся.

Трагический исход: нервное потрясение, болезнь, иногда смерть.

«21 октября 1954 г., 21 ч. 30 мин. Пузу (Франция): Некий мужчина и его сын (4 года) родом из Шарбонье внезапно почувствовали острые покалывания, как при воздействии электрического тока; ребенок заплакал. Боль усиливалась по мере того, как машина продвигалась вперед. Внезапно машина остановилась, и фары погасли. Они были ослеплены сильным красным светом, который переходил в оранжевый. Он исходил из объекта, который висел над дорогой. Как только объект исчез, все пришло в норму».

«Из странного предмета появился высокий мужчина в серебристом костюме и поманил ее жестом. Александра оторопела от неожиданности. Время еще темное, на улице ни души... Хотела крикнуть, но почувствовала, что от страха не может сказать ни слова, хотела бежать — а ноги словно онемели. Незнакомец подошел к ней и, взяв за руку, проводил к своей машине…»

«30 марта, после солнечного затмения, мне приснился сон. Было сильное ощущение реальности произошедшего. Пару раз я пыталась выбросить этот сон из головы, но на меня находила депрессия… Это довольно мучительное состояние. Стоит мне принять сон как реальность — и все разом успокаивается».

Консультант НАСА математик Жак Валле, сопоставив упоминания об аномалиях в исторических хрониках, предания о «малом народце» и сообщения о контактах с НЛО, пришел к следующему выводу:

«Параллель между этими современными представлениями и средневековыми легендами близка как никогда: точно такие же мысли высказывались в прошлом веке относительно интимных отношений с эльфами! Как мы уже видели, волшебные сказки переполнены историями о кражах детей, о подменышах и о похищениях мужчин и женщин с целью породнения с джентри (по ирландским поверьям – таинственный народец) и воспроизведения потомства».

В 1996 году кыштымский карлик Алеша (таинственная личность, встреча с которым сулила беду) буквально за считанные месяцы обрел статус гуманоида. Сомнительные показания «очевидцев», внезапно обретенные мощи серого человечка, повышенная активность уфологов невольно наводят на мысль о розыгрыше. Шутники даже обыграли известное выражение «скелет в шкафу»! А легенда живет: страшилка, некогда бытовавшая в Челябинской области, стала достоянием всех россиян.

Однако фольклор — это не только причудливые верования прошлого, передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение. Фольклор может быть всего лишь «неофициальной» культурой, то есть верованиями народа, которые находятся в оппозиции к официальной точке зрения. Скептики отвергали внеземную гипотезу происхождения НЛО, полагая, что рассказы о космических кораблях, «зеленых человечках» и похищениях — дурная шутка, плод разыгравшегося воображения психически нездоровых или впечатлительных людей; правительственные круги разделяли их мнение.

Уфологи, в свою очередь, постоянно обвиняли власти в заговоре и сокрытии информации. Напряжение, создаваемое противостоянием полярных взглядов, делало НЛО предметом фольклора.

Например, сюжет комедии «Люди в черном» (1997) основан на ходивших в народе слухах о зловещей организации, которая якобы запугивала очевидцев НЛО и энтузиастов-уфологов. Создатели фильма предложили свою версию городской легенды: агенты MIB представляли правительственную организацию, скрывающую от простых обывателей инопланетную деятельность на Земле, в то время как американцы рассказывали байки о гуманоидах, внушающих нужные им мысли с помощью телепатии.

В 1987 году Томас Баллард проанализировал структуру 270 сообщений о похищениях и определил общую схему повествования, состоящую из восьми эпизодов (не все могут иметь место в каждом конкретном случае):

1. Похищение. 2. Медицинский осмотр. 3. Переговоры. 4. Экскурсия по кораблю. 5. Путешествие в другие миры. 6. Божественное послание. 7. Возвращение к нормальной жизни. 8. Последствия (физического, психического и паранормального характера).

Сопоставив форму и содержание сообщений, Баллард пришел к выводу, что далеко не все пострадавшие пересказывали городские легенды: у многих пережитый опыт вызывал столь интенсивный эмоциональный отклик и оказывал на них воздействие такой силы, что определить, насколько этот опыт объективен или субъективен, фольклористу не представлялось возможным. Таким образом, у Балларда зародились сомнения в том, что истории об НЛО и инопланетянах — всего лишь продукт народного творчества, в котором отразилась современная жизнь.

Жак Валле выдвинул ряд положений, опровергающих представления об инопланетянах как «братьях по разуму», путешествующих на космических кораблях с гайками и болтами. Он утверждает, что «НЛО представляют собой физические проявления, которые невозможно понять вне их психической и символической реальности»; они – продукт «некой духовной системы, воздействующей на людей и находящей свое применение в людях». Валле определил три уровня воздействия НЛО:

Физический. НЛО проявляют себя как небольшая замкнутая область пространства, в пределах которой сконцентрировано колоссальное количество энергии.

Биологический. Встречи с НЛО вызывают видения, галлюцинации, потерю ориентации в пространстве и во времени, различные физиологические реакции (временную потерю зрения, паралич, изменение ритма сна), паранормальные способности.

Социальный. Информация об НЛО проникает во все слои общества, поставляя сюжеты для индустрии развлечений. Этот опыт формирует новые мировоззрение и типы поведения.

В широком смысле рассказы об НЛО принадлежат к жанру мифа, понимаемого как система знаний, дающая человеку фундаментальные представления о мире. Религиозная мифология отвечает на вопросы о начале и конце света и о том, как следует жить на земле. Мифология НЛО не создала всеобъемлющей картины мира, однако рассказы об НЛО и пришельцах постепенно сформировали мировоззрение, предлагающее свое видение прошлого, настоящего и будущего человечества.

Социолог Бренда Денцлер, проводившая исследование американских уфологических сообществ, пишет, что жертвы похищений нередко полностью переосмысливают свои религиозные убеждения. По результатам проведенного ею опроса, 77% респондентов признали, что они стали гораздо больше задумываться о духовных материях, 65% опрошенных заявили, что их религиозная вера претерпела изменения, 56% респондентов пересмотрели обрядовую сторону веры, при этом 55% сообщили, что их стала меньше интересовать организованная форма религии.

С одной стороны пришельцы поощряли «веру в Бога», а с другой настойчиво отвращали своих «подопечных» от церковной жизни. По словам одной женщины, похитители сообщили ей, что церковь, священники и церковные уставы не от Бога и им не следует доверять. Другому мужчине инопланетяне поведали, что «у них такой же Бог, но нет Христа». Некоторым пленникам «духовные существа» внушали пантеистические представления о мире: все от Бога и все есть Бог, все материальные объекты обладают душой и телом, у тела есть сознание и Вселенная находится в непрерывном процессе созидания.

Некоторые жертвы заявляли, что они избраны служить примером для остального человечества и учить людей общению с вселенским светом. Многие считали инопланетян представителями высшей расы, которая восхитит верующих во времена глобальной катастрофы, приведет человечество на новый уровень развития и превратит людей в «граждан космоса».

 

Заключение

В конечном итоге, не так уж и важно, являются ли НЛО реальными физическими объектами, поскольку вера в них имеет субъективные последствия. Такие исследователи, как Жак Валле, вплотную приблизились к пониманию истинной природы феномена, но не готовы поступиться научным мировоззрением:

«Многие годы феномен НЛО служил опорой человеческому воображению, основой для человеческой трагедии, фабрикой грез. Мы отразили его в кино, поэзии, музыке, фантастике. А он отразился в нас. Феномен функционирует как операционная система символической коммуникации на уровне всего земного шара... Он влияет на то, что мы называем духовной жизнью. Он затрагивает нашу политику, историю, культуру. Он был характерной чертой нашего прошлого. Несомненно, он явится и неотъемлемой частью нашего будущего».

Писание подсказывает, что истории об НЛО необходимо оценивать с библейской точки зрения. Послания пришельцев создают замешательство в умах и порождают сомнение в душах: подражая форме божественного откровения, они противоречат Слову по содержанию. Вера в особое предназначение внеземных цивилизаций не нуждается в искупительной жертве Спасителя Христа.

Признав авторитет таких откровений, мы попадаем в сети искусного обмана. Лживые откровения создают иллюзию выбора между двумя реальностями — созданной Богом и навязанной НЛО. Принимая лживое откровение на веру, мы начинаем самостоятельно судить о реальности. Мы с легкостью судим о делах Божьих и всерьез противопоставляем благодать обещаниям гностической мудрости.

Но Единородный Сын уже сошел с небес, воплотился в человека и пострадал за наши грехи. Бог прошел сквозь время и пространство для встречи со Своим творением. Эта встреча уже состоялась, и Господь грядет вновь.

www.apologetika.ru