Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ТРИ КРУГА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ТРИ КРУГА

 

Normal

Когда я был маленьким мальчиком, то задавал вопросы, которые задают многие дети. Они хотят знать, насколько далёкое далеко, а маленькое - мало. Особенно они хотят знать, почему?

Я так и не вырос. До сих пор я задаю себе эти вопросы, абсолютные по своему масштабу, — вопросы о жизни как таковой. Я хочу знать, какова на самом деле реальность, когда в своих размышлениях о ней мы доходим до самого дна или края. Я хочу знать, каков окончательный и абсолютный смысл всего сущего.

Наверное, трудно вникать в такие вопросы, потому что они бросают вызов нашим самым сокровенным верованиям. Они опасны. Но, с другой стороны, задавать такие вопросы — волнующее занятие. Я считаю, что это полезно. Надеюсь, что хотя вы и выросли, вы все равно на какое-то время сможете стать ребенком.

Абсолют — это такое понятие, которое вмещает в себя буквально всё. Оно вбирает в себя всё существующее. Это теоретическое осмысление всего сущего в мире. Многие считают, что вообще нет никакого абсолюта. «Абсолютно не существует никакого абсолюта», — заявляют они и тем самым впадают в противоречие: ведь если такое высказывание абсолютно истинно, значит, оно должно быть абсолютно ложным.

Я считаю, что существование абсолюта вполне вероятно, но всё дело в том, что оно не согласуется с нашим «я», причиняя ему неудобство. В наши дни людей нередко просто побуждают не верить в существование абсолюта, потому что если он, действительно, существует, тогда мы несем какую-то ответственность по отношению к нему. Если он существует вне нас, значит, мы себя не выдумываем.

С другой стороны, если нет никакого абсолюта, мы свободны. Мы можем решать на свой счет всё, что нам хочется, и смысл всего существующего — это не что иное, как наша реакция на него. Ясно, что такая мысль очень привлекательна, и, кроме того, она означает, что можно прекратить задавать вопросы.

 

 

ТРИ КРУГА

 

Начав искать абсолют, я обнаружил, что существует не так уж много его разновидностей. Я считаю, что, в конечном счете, их три: монизм, дуализм и тринитаризм. Они сильно отличаются друг от друга, но у них есть и нечто общее, в частности, суффикс -изм. Этим суффиксом обозначается некое средоточие реальности и мерило всего сущего.

Если мерой всего становится наука, мы имеем сциентизм, если человек, то мы называем это гуманизмом. Если же речь заходит о мировоззрении, мы говорим о монизме, дуализме и тринитаризме.

Самое важное, что характеризует все три вида, — это взгляд на историю реальности. Во всех трёх случаях предполагается некое совершенное начало, которое впоследствии было искажено, поэтому в настоящее время мы живём не так, как было задумано изначально. Мы страдаем, переживаем отчуждение, тревожимся, мы испытываем смятение. Мы хотим, чтобы все восстановилось в прежнем качестве.

Согласно западной философской традиции мысль о том, что «однажды всё имело совершенный вид, и потому ситуацию надо исправить», — это библейский взгляд на историю. В начале совершенный Бог создал совершенный мир и совершенного человека, а потом что-то пошло не так. Был бунт, грех и превознесение человеком собственной личности. В результате картина мира исказилась, а мы страдаем и жаждем, чтобы всё восстановилось во Христе.

Коротко эту мысль можно выразить так:

совершенное — несовершенное — совершенное.

Или ещё лучше:

дом — скитание — снова дом.

Иными словами, перед нами пример возвращения домой: какое-то время мы скитаемся, а потом уже не такие, как прежде, возвращаемся, туда, откуда начался наш путь. Мы видим это в эпосе, например, в «Одиссее» Гомера, слышим почти в любой музыке, будь то простые народные песни или соната венской школы, написанная по принципу рондо, то есть повторения А-Б-А. Музыка и эпические предания потому и обладают такой силой, что в них, как в микрокосмосе, отражается основное строение вселенной.

Но если мы признаём, что в этом мире что-то не так, возникает важный вопрос: как выглядела реальность, когда она была совершенной? Если мы знаем ответ, то можем лучше понять, что не так, и что нам с этим делать, а если не знаем, то нам остаётся только воскликнуть: «Ой, как нам больно!».

Помните Рене Декарта? Он говорил: «Я мыслю (или думаю), следовательно, существую». Но я бы сказал по-другому: «Мне больно, следовательно, я существую». Мне кажется, что это ближе нашему опыту.

О Декарте есть такой анекдот. Пришёл он в пивной бар и заказал кружку пива. Когда он её выпил, бармен спросил: «Ну что, ещё одну?». «Да нет, не думаю», — ответил Декарт и… исчез.

Но я сомневаюсь, что мы бы исчезли, перестав думать. Мы всё равно существовали бы, чувствовали, по-прежнему бы страдали. Есть люди, которые намеренно стремятся пережить боль, чтобы ощутить, что они на самом деле живы. Они режут себя бритвами, протыкают булавками, потому что это дает им ощущение того, что они существуют.

Конечно, это не самое лучшее решение проблемы страдания, но отчаянию всегда можно посочувствовать, к тому же в нём есть крупица истины. В несовершенном мире жизнь и боль связаны между собой. Они сплетены в тугой узел. Можно ли его развязать? Можно ли существовать, не чувствуя боли? Как решить проблему страдания?

Все три философских направления, о которых мы говорили, едины в том, что вначале реальность была совершенной, но у них разное понимание природы этого совершенства, причин страдания и способов восстановления изначального совершенства. Иными словами, каждое мировоззрение предлагает своё решение, свою надежду на то, что проблему страдания можно решить. Суть каждого из них можно наглядно показать на примере круга.

 

 

ПЕРВЫЙ КРУГ

 

Начнём с монизма. Его нельзя отождествлять с монотеизмом. Монотеизм — это вера в единого Бога, а монизм — это вера в одно Единое, в полное единство, которое лежит в основе всего сущего. Здесь есть принципиальная разница. Если вы верите в единого Бога, тогда у вас есть Бог и не бог, но если вы верите только в Единое, тогда у вас нет ничего, кроме единства: для вас всё есть одно.

Монизм — это мировоззрение, пришедшее из древности. Оно, возможно, появилось тогда, когда, посмотрев вокруг, человек пережил острое чувство единства. Есть одна земля, одно небо, одно солнце, одна луна, одна человеческая раса, один цикл дня и ночи, один единый цикл смены времён года. В то же время человек видел и разнообразие мира, он замечал различия.

В единстве были прочность и надежность, а в разнообразии, напротив, усматривались шаткость и ненадежность. Монизм утверждает, что изначальное совершенство представляет собой совершенное, неизменное и вечное единство. Мы страдаем потому, что забыли о таком единстве и живём в иллюзии многообразия. Эта иллюзия может казаться вполне реальной, но она всего лишь иллюзия. Согласно монизму проблему страдания можно решить лишь одним способом — через возвращение к совершенному единству.

Монизм лежит в основе движения «Новый век». Слышали о таком? Сейчас оно несколько устарело, но, будучи весьма популярным во времена хиппи лет пятьдесят назад, оно, в какой-то мере, черпало вдохновение в астрологии. Как известно, весь зодиак поделён на двенадцать частей, и история совершает движение от одного знака зодиака к другому, как цифры на циферблате часов. Сейчас мы переходим из эры Рыб, символом которой являются две рыбы, развернутые в противоположном направлении, в эру Водолея, в которой всё сольется воедино. Мы движемся от эры противостояния к эре взаимного слияния, и когда все сливается вместе, то становится больше мира и взаимной терпимости, а также осознания того, что всё есть едино.

Всё есть Одно Единое! Таков лозунг «Нового века». Это его великий клич, великий «евангельский» призыв. Всё есть Одно. Если всё едино, тогда мы — Бог. Мы — Солнце, Луна, Млечный путь и вообще вся Вселенная. Если всё едино, тогда, глотая воду из чашки, мы вливаем Бога в Бога.

Девиз «Всё есть Одно» потому так привлекателен, что если на самом деле всё поглощается изначальным единством, тогда никто ни с кем не будет ссориться, никто не станет ни с кем сражаться, не возникнет никаких недоразумений, и никто не будет одинок. Если всё на самом деле едино в самом себе, тогда решаются все проблемы. Нам могло бы это понравиться, но вот беда: если всё едино, тогда вы являетесь мной, а это уже не радует. Если всё — одно, тогда любые взаимоотношения — это зло, ведь они возможны только в том случае, если у нас есть иллюзия разнообразия. Если всё едино, тогда ненависть — это зло, потому что она возможна только при наличии отношения к кому-либо, но и любовь — тоже зло, потому что и она предполагает отношение.

Некоторые склонны протестовать против такой линии рассуждения, потому что не хотят отказаться от идеи любви или отношений. Но монизм — это мировоззрение абсолюта, который включает в себя всё, и потому вы не можете считать какие-либо части реальности отличающимися друг от друга и обособленными. Ничто не выпадает из круга изначального единства, не существует никакого разделения, и всё абсолютно едино в самом себе.

 

 

ВТОРОЙ КРУГ

 

Что касается второго круга, то в нём я находился недолго и потому не могу говорить как человек, знающий ситуацию изнутри. Несмотря на то что дуализм как мировоззрение очень широко распространён, и многие используют его в качестве основы для своего мышления и веры, он всё-таки не так абсолютен, как первый и третий круг.

В Корее этот круг или, по крайней мере, определённый его вариант, известен под названием ым ян, но западный человек более знаком с китайскими терминами инь и ян. Инь означает тьму, ян — свет, а вместе они символически выражают ту мысль, что абсолютная реальность — это гармоническое сочетание противоположностей. Эта мысль проводится также в даосизме и конфуцианстве, а также встречается в других религиях и философских системах, символизируя дуалистический подход к действительности.

Нетрудно заметить, каким образом мог сформироваться такой взгляд. Посмотрев вокруг, мы видим, что в нашей жизни есть много противоположностей: свет — тьма, горячее — холодное, твёрдое — мягкое, наслаждение — страдание, острое — тупое, верх — низ, сладкое — горькое, сухое — сырое, мужское — женское. Идея дуализма такова: жизнь хороша тогда, когда противоположности находятся в равновесии или гармонии друг с другом, но если равновесия и гармонии нет, мы страдаем.

В ходе истории дуалистическое мировоззрение сформировало много практических способов, помогающих достичь равновесия в различных областях жизни — в индивидуальном поведении, в семье и обществе, а также в том, что касается прошлого и настоящего. Например, благочестивое поведение предков является примером для потомков. Гармония достигается в том случае, если люди, живущие в настоящем, почитают своих умерших предков, существовавших в прошлом. Такая же гармония достигается и в том случае, когда молодые люди, которые, в основном, живут в настоящем, уважают стариков, жизнь которых по большей части протекает в прошлом. Кроме того, молодые сильнее стариков, и здесь равновесие снова достигается за счёт уважения, когда более сильные с почтением относятся к более слабым. Такой подход не всегда бывает совершенным, но он вносит определенный порядок в жизнь общества.

Дуализм оказал влияние на архитектуру и оформление интерьера через систему под названием фэн шуй. Если вы хотите гармонически оформить свою гостиную, тогда, к примеру, на пол вам надо постелить темный ковер, способствующий пробуждению энергии инь, а стены оклеить светлыми обоями, пробуждающими энергию ян. В итоге появится равновесие между противоположными видами энергий, что благоприятно скажется на людях, проводящих время в этой гостиной.

Наверное, большинство подходов и терапевтических приемов второго круга в чём-то, действительно, эффективны. Они улучшают нашу жизнь, уменьшают страдание, дают новые возможности в решении проблем, связанных со здоровьем. На Западе, как правило, люди решают эти проблемы с помощью лекарств и хирургического вмешательства. Такое лечение обычно направлено против чего-то — против лихорадки, инфекции, опухолей и т. д. На Востоке вместо этого часто прибегают к выбору правильной диеты и окружающей обстановки, а также стремятся привести в равновесие и гармонию различные элементы нашего тела и того, что вокруг нас. Западный человек больше думает о том, как решить проблему, связанную со здоровьем, восточный — о том, как её не допустить. Оба подхода дают свой результат — жизнь восточного человека не короче и не хуже жизни западного, — хотя иногда методы, используемые на Востоке, кажутся странными или подозрительными тем, кто с ними не знаком. Наверное, было бы неплохо в чём-то сочетать одно с другим, хотя люди, имеющие различное мировоззрение, нередко относятся друг к другу с большим недоверием.

Дуалистическое мышление оказало сильное влияние на искусство, культуру, философию и политику. Дуализм лежит в основе диалектики Гегеля и Маркса с её тезисом и антитезисом, которые определяют теорию социальной революции и, в конечном счёте, должны завершиться синтезом, т. е. построением коммунизма. В течение нескольких десятилетий эти идеи самым решительным образом проверялись на прочность, но в конце XX в. их несостоятельность стала очевидной. Мне кажется, что коммунизм — это совершенно религиозное учение, в том смысле, что он требует веры в пророческие откровения его основателей (Маркса, Ленина, Мао, Сталина). Получается, что только благодаря им мы можем понять, в каком направлении будет развиваться революция, но на самом деле оказалось, что видения коммунистических пророков никак не согласуются с реальностью.

Немало примеров дуалистического мировоззрения можно привести и из области искусства. Самый известный — это сериал «Звездные войны». В нём рассказывается о борьбе сил света, которые символизирует Люк Скайуокер, с силами тьмы, символом которых является Дарт Вейдер. Конфликт разрешается благодаря вмешательству высшей Силы или вселенской энергии, которая является источником всего, что есть в мире, и вбирает в себя как свет, так и тьму. Но саму эту Силу трудно считать всецело объединяющей, ведь, в конечном счете, в этом сериале свет торжествует над тьмой. Иными словами, если мировоззрение, лежащее в основе этого сериала, является дуализмом, то его завершение таковым не кажется.

Хотя дуализм и занимает немалое место в нашей истории и даже находит некоторое практическое применение в том, что касается здоровья и сбалансированного образа жизни, в этом втором круге, который мы сейчас рассматриваем, возникают определённые затруднения. Во-первых, создается впечатление, что он не абсолютен. Что является противоположностью реки? Можно вспомнить пустыню, которая очень сильно отличается от реки, но разве она — её противоположность? А что является противоположностью времени? Может быть, это время, которое бежит вспять? А может, вечность? Существует много различий, но не все имеет чёткую противоположность. Получается, что каким-то образом этот абсолют не так уж абсолютен. Некоторые вещи не имеют своей противоположности, и я начинаю сомневаться в том, что дуализм — это адекватная теория сущего.

Есть ещё одна трудность: если второй круг, действительно, абсолютен, он должен включать в себя буквально всё — доброту и жестокость, добро и зло. Но если добро и зло привести в состояние равновесия, вам никогда не удастся одержать победу, потому что как только вы победите, сбалансированность нарушится. А в данном случае цель — это достижение гармонии, а не победа.

На Западе давно считалось, что добро и зло — не равнозначные противоположности. В начале было добро, а потом в изначальном контексте добра появилось зло. С этой точки зрения зло не может существовать без добра, а добро без зла может. Многие верят, что добро победит зло, доброта одолеет жестокость, а любовь победит ненависть, но если мы принимаем дуалистическое мировоззрение, надежда на это остается несбыточной.

И, наконец, последняя проблема, с которой мы сталкиваемся во втором круге, такова: если гармония противоположностей на самом деле совершенна и истинна, то она должна быть статична. Ничто не движется. Если же что-то находится в движении, совершенство уничтожается. Если гармония совершенна, тогда всё абсолютно неподвижно, а если всё абсолютно неподвижно, тогда мы имеем дело с монизмом, т. е. с абсолютным единством. Таким образом, второй круг перестает иллюстрировать некое отдельное, отличающееся от других мировоззрение и, по сути дела, превращается в первый.

 

 

ТРЕТИЙ КРУГ

 

Исследуя природу третьего круга, мы можем использовать два подхода. Давайте посмотрим вокруг и спросим, что является причиной всего этого? Это первый подход.

Второй подход — это обращение к одному из основных источников западного мировоззрения, к Библии. Мы обращаемся к ней для того, чтобы посмотреть, что же она говорит о реальности.

Первый подход называется естественной теологией. Он предполагает рассмотрение разнообразных вещей, попадающих в наше поле зрения благодаря науке и повседневному наблюдению. Второй подход носит название богооткровенной теологии, или теологии откровения. Эта теология говорит нам о реальности то, что мы сами не можем узнать через повседневное наблюдение и науку.

К сожалению, довольно часто оба подхода — естественная теология и теология откровения — как бы соперничают между собой. Приверженцы одной утверждают, что понять природу реальности мы можем только через наше собственное наблюдение и систематическое размышление, а сторонники другой крайне подозрительно относятся к науке и почти целиком полагаются только на Библию.

Я же считаю, что оба подхода дополняют друг друга. Мирно соседствуя друг с другом, они обогащают наше представление о реальности, и поэтому, исследуя природу третьего круга, я буду использовать и тот, и другой.

 

 

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

 

Если следовать взглядам третьего круга, то взирая на мир вокруг нас, мы видим и единство, и многообразие, и в этом отношении мы похожи на людей первого круга. Но если последние считают, что единство — благо, а многообразие — зло, и что реально только единство, а многообразие — это иллюзия, то люди третьего круга смотрят на это по-другому. Они рассматривают изначальное совершенство, которое называют Богом, как совершенное единство и совершенное многообразие.

Ясное описание такой реальности дано в Библии. Бог совершенно един, и в то же время Бог совершенно многообразен в Своих Трех Лицах — Отца, Сына и Святого Духа. В абсолютной реальности присутствует как единство, так и многообразие.

Нельзя утверждать, что есть один Бог, который — для того чтобы создать видимость многообразия — раскрывает Себя трояким образом. Так же неверно будет сказать, что существуют Три Лица, которые объединяются и действуют вместе, чтобы создать видимость их единства. Изначальная реальность на 100% едина и на 100% многообразна. Это реальность — реальность на 200%, которую не постичь простой логикой.

Для того чтобы схватить суть такой реальности, я придумал следующее выражение: Один Бог есть Бог, но Он не один (не одинок). Такое скажешь не о всяком боге и не о любом совершенстве.

Можно сказать: один Будда есть Будда, но и только. Дальше — тишина. Можно сказать: один Кришна есть Кришна, или один Аллах есть Аллах, но затем опять тишина.

Если же Бог третьего круга хочет что-то кому-то сказать, Он говорит это между Самим Собой, потому что Он существует в Трех Лицах. Такого не может сделать бог, в котором нет многообразия. Сначала ему придется кого-то создать, чтобы получить возможность поговорить. Для того чтобы стать личным по отношению к кому-то, ему понадобится творение, в то время как Бог третьего круга является личным внутри Самого Себя, по Своей собственной природе, независимо от творения, которое не дополняет Бога, а только выражает Его.

Если изначальное совершенство едино и в то же время многообразно, значит, переживая реальность как единство, мы не сталкиваемся с проблемой; точно так же проблема не возникает и тогда, когда мы переживаем её как многообразие. Иными словами, в отличие от монизма третий круг не рассматривает многообразие как источник страдания и не считает, что для того чтобы решить проблему страдания, надо непременно избавиться от многообразия. С другой стороны, в отличие от дуализма третий круг не пытается решить эту проблему путём уравновешивания противоположностей. Напротив, разнообразие и контраст воспринимаются как часть изначального совершенства и потому как вполне нормальная часть самой реальности.

Кроме примера с единством и многообразием можно привести и другой пример, показывающий, что Божье творение — это реальность на 200%. Одним из образов реальности, содержащихся в Библии, является брак. Мы встречаемся с ним в начале, в Книге Бытия, где Бог соединяет Адама и Еву, а также в конце, в Книге Откровения, где речь идет о брачном пире Агнца.

Теперь вопрос: чего в браке больше — мужского или женского? Большинство ответит, что того и другого поровну. Значит 50 на 50?

Нет, на самом деле это не так, ведь исключив из брака женщину, мы не сможем сказать, что осталась половина брака. От него не осталось ничего. Брак — это стопроцентное присутствие мужчины и такое же стопроцентное присутствие женщины. Это совершенно новая реальность — реальность на все 200%, в которой есть своя многомерность и тайна.

Наверное, это покажется странным, но мышление древних евреев отличалось от мышления европейцев эпохи Просвещения и большинства наших современников. Мы воспринимаем реальность как некую плоскую диаграмму в виде круга, разделенного на сектора, которые в сумме составляют 100% этого круга. Мы можем воспринимать её как некое единство, можем видеть её разнообразные части, можем поделить её на какие-то другие непростые противоположности (например, объективность и субъективность, предопределение и свобода воли), но наша диаграмма никогда не поможет нам окончательно разобраться с ними.

Возьмем, например, свободу воли и предопределение: кто здесь кого выбирает — Бог меня или я Бога? Можно поделить круг пополам — 50% на 50%, но ведь это не значит, что я равен Богу, или пусть часть Бога будет 51%, а моя — 49%? Или еще лучше — на Его стороне 99%, а на моей 1%, или на Его стороне все 100%, а на моей — 0%, или, наоборот, на моей стороне все 100%, а Бог просто отдыхает, что, собственно, и получается, когда человек исповедует деизм.

Ясно, что никакой из этих вариантов не подходит, т. е. пример с плоской круговой диаграммой никуда не годится. Согласно представлениям третьего круга Бог на все 100% является суверенным, а человек на все 100% ответственен за свои действия. Суверенитет Бога и свободная воля человека одинаково реальны, и в том, как они непостижимо дополняют друг друга, Кальвин и Арминий могут, что называется, обнять друг друга.

Природу третьего круга можно представить и по-другому. Изобразим и суверенитет Бога, и свободную волю человека в виде двух отдельных двумерных плоскостей. Если одна из них пересечёт другую, возникнет третье измерение, вбирающее в себя обе плоскости.

Внутри такого пересечения нет никакого соперничества или борьбы противоположностей, они согласуются в простой реальности, которая охватывает их. Я думаю, это вполне естественно, что Бог, существующий в трех Лицах, должен был сотворить реальность имеющую, по меньшей мере, три измерения.

Из книги «Три мировоззрения: монизм, дуализм, тринитаризм", Мирт, 2012
http://www.mirt.ru/books/191