Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Фейнман о смирении / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / Фейнман о смирении
Фейнман о смирении
Фейнман о смирении
15.02.2014
2423

Ричард Фейнман – один из выдающихся физиков ХХ столетия – был известен своим неординарным подходом к разным проблемам. Его взгляд на мир сохранял детскую непосредственность. Пожалуй, больше всего его роднило с детьми умение увлекаться неизведанным и умение задавать неудобные вопросы.

Он никогда не переставал сомневаться и никогда не переставал удивляться. В одной из своих лекций он отметил: «Я думаю, мы должны учить удивляться и что задача знания — даже в большей мере — уметь оценить чудо. Знание — это просто заключенное в четкие рамки удивление перед Природой». 

Его отношение к религии было непростым. Он часто высказывался против догматического мышления, свойственного многим верующим. Ведь такое мышление не оставляет места ни для честных сомнений, ни для непростых вопросов. Тем не менее, Фейнман сумел очень точно увидеть главные добродетели подлинного христианства – любовь и смирение.

Он писал: "Мне кажется, что западная цивилизация опирается на два великих наследия. Одно — это дух научного приключения — захватывающего путешествия в непознанное, которое может открыться с помощью глубоких исследований; требование, чтобы незыблемые тайны Вселенной оставались незыблемыми; позиция, что все подлежит сомнению; и в итоге — смиренность интеллекта.
 
Другое великое наследие — христианская этика — базис любви, братства людей, ценности отдельной личности; и в итоге — смиренность духа. Эти два наследия логически полностью совместимы. Однако логика — это не все; чтобы следовать идее, надо иметь сердце.
 
Если люди обращаются к религии, в какую обитель они возвращаются? Является ли современная церковь местом большего утешения для человека, сомневающегося в Боге, чем для неверящего? Является ли современная церковь местом утешения и поддержки? Учитывая сомнения человека? Как можно воспользоваться вдохновением для поддержки этих двух столпов западной цивилизации, чтобы они могли соседствовать рядом, вровень, в полную силу? Разве это не важнейшая проблема нашего времени?".

Вопросы Фейнмана, человека далекого от религии, бьют в точку. Он четко очерчивает проблемы, которые стоят перед церковью в секулярном мире. Но для того, чтобы честно поразмышлять над этими вопросами нужны и смиренность интеллекта, и смиренность духа.