Главная / Статьи / Взгляд / Пари Майдана

Есть два величайших пари, через которые вынуждены пройти постсоветские люди – пари о Боге и пари о свободе и достоинстве.  Они связаны между собой и друг друга предполагают.

Во-первых, все начинается с пари о Боге. Устав от споров по поводу существования Бога и веры в Него, Блез Паскаль предложил  пари: что предпочтительнее – верить или не верить?

Если не верить, то при всей беззаботности временной жизни появляется риск величайшего проигрыша. Если верить, то придется себя смирять и ограничивать, но возможность вечного вознаграждения, да и простая перспектива достойной жизни, эти издержки с лихвой перекрывают.

Только веруя в Бога можно осмысленно жертвовать сиюминутным ради вечного, материальным ради духовного, личной безопасностью ради благого дела.

И здесь пари о Боге переходит в пари о свободе и достоинстве. Вроде бы вполне очевидно, что вера в Бога обосновывает и защищает свободу и достоинство. Но молчаливое и покорное «большинство» так не считает.

Они принимают существование Бога, но используют этот факт лишь для успокоения души насчет вечности. Более того, им кажется, что Бог должен и здесь, на земле, их обеспечивать и прикрывать.

Именно поэтому президенты Украины и России считают себя очень даже верующими людьми: Он якобы дал им власть и право делать все, что угодно.  «Большинство» - это маленькие «януковичи» и «путины», давно продавшие свое достоинство и потому ненавидящие свободных и достойных.

Сторонники и противники Майдана столкнулись с рационально неразрешимой дилеммой – покоряться «порядку», «легитимной» и при этом явно «беззаконной» власти «семьи», или протестовать и бороться за права, свободу и достоинство человека.  Майдан назвали «революцией достоинства», но для большинства стабильность оказалась ценнее собственного достоинства, а чужого – и подавно.

Подчиняться, терпеть, молчать и потреблять то, что падает с царского стола? Или, подняв высоко голову, напомнить власти и себе о высших ценностях, утвержденных Богом и неотъемлемых?

Те, кому «порядок» и «стабильность» дороже свободы и достоинства, вряд ли читают законы и отстаивают справедливость, «порядок» для них нечто иное – возможность паразитировать за счет стабильной ренты с углеводородов или за счет личных связей с власть имущими. 

Понятно, почему сегодня большинство россиян поддерживают агрессию против Украины – они боятся утратить такого рода «стабильность» и остаться без «трубы», и будут защищать ее даже ценой братоубийства.  Понятно, почему многие церковные иерархи поддерживали режим Януковича, по словам одного епископа: «Нам удобно жить в условиях коррупции, есть стабильность, мы знаем, что и кому нужно дать, чтобы решить вопрос».

Будем честны: «стабильность» в нашем падшем мире означает прежде всего стабильность зла и смерть надежды, закрепощение и бесправие.

Майдан стал для меня вторым – после вопроса о Боге – величайшим пари. Я понял, что не могу избежать этого вызова, потому что он касался не внешних событий, а моего внутреннего выбора.

Чем я рисковал? Безопасностью, комфортом, карьерой, статусом, здоровьем, возможно, – жизнью своей и своих близких. Что я приобретал? Внутреннюю цельность, братство свободных людей, чувство народного единства, шанс на другое будущее.

Я понял, что Майдан – это шанс измениться самому и искупить свои грехи, вернуть чувство достоинства и свободы, вновь научиться верить в идеалы и бороться за них. 

Был день, когда я написал о своих переживаниях так: «Лучше ошибиться, чем проспать».

Был другой день, когда я взвешивал возможности и понял, что могу домой не вернуться, что все мои планы могут оборваться сегодня. Тогда я сказал себе: «Если я уйду, мне всю оставшуюся жизнь будет стыдно».

Бог милостив, я не ошибся в своем выборе. Не потому, что был тверд, а потому что Бог был благ.

Уверен, что пари Майдана прошли и выиграли светлые люди Небесной сотни, которых нет среди нас, но их смерть стала нашей победой. Выиграл каждый, кто участвовал, жертвовал, рисковал, поддерживал, молился.

Сожалею, что большинство сторонников «порядка» и «стабильности» (по-библейски, «мира и безопасности», при которых внезапно приходит пагуба, - см. 1 Фес. 5:3) в очередной раз проиграли и ничего не поняли, лишь ожесточились.

Они успели захватить Крым и эйфория легкой добычи пока скрывает печальную правду проигрыша. Это «пиррова победа», после которой не остается сил на борьбу, и даже на жизнь.

Можно украсть имущество друга, но потеря друга всегда будет дороже захваченной добычи. Увы, это не все понимают, как написал один «христианский деятель» из Москвы: «Зато мы у вас отжали Крым и нам никто ничего не смог сделать».

Уже нет ста друзей. А скоро не будет и ста рублей.

Обычно прозорливый Юрий Шевчук ошибся: «когда закончится нефть», не будет «объема души», останется одна ненависть. Ненавистью сыт не будешь, а счастлив – тем более. Никто не придет утешить клятвопреступника, никто не поделится с братоубийцей.

Мне искренне жаль, но противники Майдана жестоко ошиблись в своем пари и будут пожинать последствия своего выбора. Особенно жаль россиян, одобряющих оккупацию Украины. Они потеряли Украину (т. е. отношения с украинцами) навсегда – вместе с остатками совести, достоинства и благоразумия. Дай им Бог очнуться и раскаяться.

Пари Майдана адресуется нам: что делать с собой, своей свободой, своей жизнью?

Думаю так: пусть будет больно, лишь бы не было стыдно; пусть будет риск, а с ним надежда; пусть мы потеряем все, лишь бы не потеряли веру в Бога и собственное достоинство.