Молодая девушка выложила на стол учебники и тетради, отодвинула чашки с чаем и конфеты, стала что-то писать. Женщина напротив, в преклонных годах, заинтересовалась, чем же занимается девица. Все-таки церковь, только что закончилось общение сестер, а тут какие-то схемы и чертежи.
Девушка объяснила, что сие есть предмет теоретическая механика, завтра экзамен и надо подготовиться. Вечером не будет времени, у церковной молодежи планы да мероприятия.
- Ну, и плюнь ты на эту механику. Нашла что учить. Понимаю еще, если бы на медсестру училась или языки изучала, а то что это для девушки за предметы? И на кой тебе это образование: замуж выйдешь, вот и вся твоя механика.
Кто может с ходу сказать, какова основная роль женщины в обществе?
Первое, что приходит на ум, - это материнство. Несмотря на то что Бог заповедал плодиться и размножаться и мужчине, и женщине, тем не менее рождение является приоритетной задачей именно для женщины. Мужчина, который не стал отцом годам к тридцати, не вызывает подозрений, как женщина, которая в этом же возрасте еще не стала мамой.
Чтобы родить детей, надо создать семью. Понятно, что механизмы, заложенные в организме человека, дают возможность рожать детей без всяких социальных формальностей, любви и прочих душевных тонкостей. Тем не менее, замужество для женщины также ставится в приоритет – зачем женщине образование, если она и так выйдет замуж и будет заниматься детьми?
В общем-то круг замыкается религиозным антуражем, если он есть – кто в церковь, кто в синагогу, кто в мечеть, кто куда. Для женщины там есть чем заняться – молиться, петь, опять-таки заниматься детьми. Вполне себе получается картина Kinder, Küche, Kirche… дети, кухня, церковь.
В эту схему трудно вписать одиноких, тех, кому не выпало семейное счастье. Тех, кто по разным причинам оказался без детей и не может физически стать матерью. Остается церковь, если таковая есть в жизни женщины, где она бы смогла почувствовать себя значимой личностью. Только вот чем там заняться?
Когда я пришла в церковь, а мне было тогда семнадцать лет, у меня не было того багажа, который есть у детей, выросших в семье, где ценности веры, церкви, священных книг и традиций были значимы. У меня же были представления о профессии, профессиональном росте, семье, детях, но все как-то в одном наборе.
Оказавшись среди своих сверстниц, я обнаружила, что мало кто из них задумывается об образовании, все больше о том, как выйти замуж. В протестантских общинах, к коим я принадлежу, эта форма поиска своего места в жизни называется красиво: «как познать волю Божию».
Пока я получала профессию, большая часть моих сверстниц уже вышли замуж, другие собирались, третьи расстраивались, что «воля Божия» никак им не откроется. Я не была исключением, меня эти настроения тоже настигли. Тем не менее, я задавалась вопросом: это единственное, что мне ожидать, став христианкой, или есть еще какие-то формы, чтобы найти себя?
Из трех популярных видов служения (а надо же чем-то заниматься в церкви, пока неженатые юноши тоже испрашивают у Бога, кто их суженая), самые востребованные - это пение в хоре и учительство в воскресной школы, а кто не способен ни на то, ни на другое, – тот молится.
Музыкальная школа и музыкальное образование - это некое приданое для девушки в церкви. Если есть слух, голос и умение играть на инструменте, – такая девица везде пригодится. Да и замуж выйти легче – ты всегда на виду. Что нельзя сказать о молитвенницах, кто их там увидит в платках да на коленях?
Конечно, это все немного упрощенно, жизнь в церкви гораздо более разнообразна, чем я ее описала, но, в целом, роль женщины в церкви достаточно упорядочена и запрограммирована. А чего хочет на самом деле женщина, будучи в церкви и вне ее стен?
Церковная жизнь все-таки достаточно однообразна, а возможности служения Богу расширяются далеко за пределы церковного здания. Можно немного представить, как это непросто описать роль женщины в обществе.
В легкой промышленности, как швейной, так и обувной, одежда и обувь на массового потребителя создается на манекены, а не на конкретного человека. С помощью измерений группы людей и математических подсчетов созданы усредненные модели, приближенные к реальным, на которые и изготавливается одежда массового производства. Приходит женщина в магазин подбирать себе платье – в одном месте сидит идеально, в другом же так, как будто на другого сшито.
Массовое производство не рассчитано на то, чтобы учитывать нюансы человеческой фигуры, задача производства - в короткий срок одеть как можно большее число людей. Чтобы вкусы и желания потребителя учитывались в полной мере, в легкой промышленности существует индивидуальное производство, когда создаётся одежда для конкретного человека, под его вкусы и желания. Правда, стоит это уже в разы дороже.
Написать о роли женщины так же сложно, как сшить на нее платье на производстве. Это будет обо всем и ни о чем. В каждом возрасте есть разные цели и потребности. Одинокая женщина будет стремиться создать семью, замужняя восполнять нереализованные планы. Матери - это не то, что бабушки, а леди в зрелом возрасте не всегда уже такие прыткие как юные мисс. Какими же мы должны быть? Что от нас ожидают? А чего мы сами хотим?
Прежде всего важно, чтобы у женщины был выбор. Выбор, который бы поддержали родители, любящий человек, муж или другие значимые люди, например, духовные наставники. В книге «Законы семейной жизни» Уиллард Харли приводит размышления о выборе женщины между домом и карьерой. Опираясь на опыт общения с замужними женщинами, автор рассказывает, как публично женщины заявляют о желании делать карьеру, в то время как наедине рассказывали о том, что не хотят, чтобы работа отрывала их от дома и детей.
«Женщины, с которыми я разговариваю, обычно хотят иметь свободный выбор между карьерой и занятиями домашним хозяйством. Или, возможно, они хотят сочетать эти занятия. В идеале они хотят быть домашними хозяйками в молодые годы, когда дети еще маленькие, а позже, когда дети вырастут, они очень часто хотят сделать карьеру вне дома.
Некоторые люди с благими намерениями, под личиной защитников прав женщин, вдохновляют всех женщин делать карьеру, считая работу правом и привилегией. Однако, они забывают, что женщина имеет право и привилегию проводить день в домашних заботах и все время тратить на свои материнские обязанности. Те, кто считает, что женщине лучше делать карьеру, не понимают потребностей женщин. Я считаю, что женщинам нужно самим делать выбор между занятиями домашним хозяйством и карьерой. Когда этот выбор делают за них мужья, адвокаты женщин или кто-либо еще, то это лишает жен полноты супружеской жизни».
Это говорит о том, что внутри нас существует конфликт – желания, возможности и общественное мнение. Многим приходится изображать, что они счастливы от сидения дома с детьми, в то время как хочется, чтобы в жизни было что-то еще – дополнительное общение, курсы и изучение новых навыков. Другие, наоборот, устали от багажа своих профессиональных навыков и боятся признаться, что хочется вешать занавески и варить борщи больше, чем сидеть на совещаниях.
Формирование для женщины некой модели ее поведения на всю жизнь от рождения до старости порождает побочный эффект в виде эмансипации, когда женщина начинает бороться за свои права. Не всегда, правда, четко осознавая, что она хочет от своих прав и возможностей. Но когда круг возможностей, скажем, в церкви очень ограничен, а даров и талантов от Бога в разы больше, возникает конфликт, в котором женщине, как личности, очень тяжело найти выход. Хотя бы потому, что очень велико влияние общественного мнения, в том числе и в церковном сообществе.
В церкви считается, что роль женщины навеки определена Библией и не может подвергаться метаморфозам. Как, например, отнесутся к женщине, которая захочет заниматься волонтёрством в приюте для животных? Будет в свободное время ездить к собакам и кошкам, кормить их, гулять, ухаживать, пристраивать. В лучшем случае будет много однообразных вопросов: «А зачем тебе это надо?»
Сегодня женщина ищет для себя разные способы, чтобы быть личностью, значимой, цельной, востребованной. Если эти поиски будут успешны до создания семьи и рождения детей, то нет ничего лучше, чем счастливая жена и мама.