Главная / Статьи / Взгляд / ПУСТЬ МЕРТВЫЕ ХОРОНЯТ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ
ПУСТЬ МЕРТВЫЕ ХОРОНЯТ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ
ПУСТЬ МЕРТВЫЕ ХОРОНЯТ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ
24.09.2011
827
К психологии у меня отношение весьма личностное: имея университетское психологическое образование, начитанная в западной психологии, знакомая с так называемой христианской психологией не понаслышке, я целых десять лет своей жизни пыталась спастись с ее помощью от страдания души, которое известно всем. Не удалось. Но милостивый Бог довел-таки до покаяния и избавил, и исцелил, и уврачевал, и выпустил меня измученную на свободу.

Из своего опыта знакомства с христианской психологией я вынесла: если «наука о душе» хочет быть честной, она должна сказать, что у падшего человека – неверное сознание, в подсознании у него кишит клубок змей, а в бессознательном коренится спящая до времени ярость и другие аффекты. Вспомните десять заповедей Моисея: половина из них начинается отрицанием «не»: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства, не желай – раз требуется запрет, значит, падший человек хочет именно все это делать. Еще сильнее впечатляет Левит 18 – это тоже запрет всего того, что человек сильно желает делать. Все ужасы фрейдистских открытий меркнут перед откровенной констатацией нравственного состояния человека. Это – путь к смерти, и это – любовь к смерти: «все ненавидящие меня любят «смерть»» (Пр. 8:36).

Известный эстонский богослов, наш брат О.А. Тярк, в своем труде «Церковь – тело Христово» пишет, комментируя первую главу Послания ап. Павла Римлянам: «Откуда была взята такая неприглядная картина нравственной жизни язычников? Ап. Павел не заимствовал ее из рассказов о лесах или африканских джунглях. Это была картина действительной жизни культурных центров того времени, нравственный облик высокоцивилизованных народов древних времен. (...) Что показывает нам картина грехов язычников? Она показывает нам, что человек может быть интеллектуально очень развитым, культурным, глубоко понимающим искусство. Но при этом иметь мертвую совесть и быть духовно слепым. Культура не освобождает человека от грехов». Помните, «ветхий человек, истлевающий в обольстительных похотях» (Еф. 4:22)?

Что может здесь сделать психология? Может ли кто-нибудь, по какой бы то ни было науке избавить человека от вины, которую тот загоняет в забвение, в подсознание, а она оттуда травит его сердце, печень, почки и, уж конечно, коверкает психику? Что может сделать «христианская культура», внешнее христианство? Пишет об этом наш философ и священник С.Н. Булгаков: оно «оставляет нетронутой всю звериную языческую стихию, которая через более, чем 1000 лет после Крещения Руси, ныне предстала пред нами» (он имеет в виду русскую революцию). Бердяев: «Зло – фатально по своим результатам». Фатализм – это неизбежность гибели. «Конь несет меня лихой» ... Связанность, тьма духовная.

Психологи видят круги смерти, фатум: за жестокостью идет насилие, за насилием – раскаяние и нежность, за ними – осуществленное желание, потом – пустота и равнодушие, потом жестокость и снова все с начала – тип существования многих семей по плоти. Только христианин выведен из этого круга, он не раб больше ни своего характера, ни своих обстоятельств. Прочитала я недавно книгу Патриции Блю «Следуй за мной». В одном абзаце она рассказала всю свою жизнь с детства: ранняя потеря матери, сексуальные домогательства отчима, позже – измена мужа и прочие страшные и дикие вещи. Любая психология скажет о необратимости всех этих процессов, психология очень любит говорить обо всех этих «синдромах покинутости, обманутости, насилия и нелюбви», пережитых в детстве, – это фатум. Но вот автор этой книги – счастливый и свободный человек, двадцать лет является миссионером – Христос выпустил ее на свободу, в вечную жизнь!

Паскаль: «...главная наша забота должна быть о том, чтобы решить вопрос, совсем или не совсем умираем мы в плотской смерти, и если не совсем, то что именно в нас бессмертно. Когда же мы поймем, что есть в нас то, что смертно, и то, что бессмертно, то ясно, что и заботиться мы в этой жизни должны больше о том, что бессмертно, чем о том, что смертно. Голос, который говорит нам, что мы бессмертны, есть голос живущего в нас Бога». И это не психология, о которой можно сказать «пусть мертвые хоронят своих мертвецов», то есть пусть мирские психологи дают советы своим пациентам о правильном поведении, о рациональных решениях проблем.

В церкви есть свои проблемы, и все их предвидел Христос, когда говорил о пшенице и плевелах. Есть «младенцы» с их капризами, своеволием, критикой, настроениями; есть «плотские», которые постоянно обременены людьми или обстоятельствами, обижаются, злоязычат, не справляются со своим эгоизмом и «характером». Была у меня дивная наставница — Вера Александровна Соболева, ныне уже у Господа. Она, когда я ей жаловалась на свой характер, сказала мне великие слова: «У христианина нет характера!» Нет того, чем так любит заниматься психология. Я не могу описать всего освободительного действия этих ее слов! Я не зависима от своего характера, темперамента, прошлого – мне должно преображаться в образ Христов, и вся моя зависимость только от Него, и я не должник своей плоти.

Плотские христиане – это те, кто продолжает жить под властью наследственности, греха и адамовой природы. И все же не в них главная беда: каждое богослужение – это великая «психотерапия» для них. Даже сам факт их хождения в церковь – великая помощь им: они пришли в Дом Божий с единственной целью – прославить Бога и поклониться Ему, оставив за порогом все свои проблемы. Они на практике постигают великую истину: что-то происходит с их проблемами, когда они вместе со всеми славят Господа, превозносят Его имя, что-то происходит и с их духом: он тоже возносится! Если бы знали Божьи служители, сколько исцелений совершается на каждом собрании святых, сколько счастья и покоя поселяется в сердцах жаждущих. «Ищущий находит». Поэтому проблема не в «плотских» и «младенцах», а в «душевных». Это те, кто обратился к Богу, но не родился от Него – удивительный феномен лукавого человека, с которым и Бог поступает «по лукавству его». Они – носители бесовской мудрости, мздоимцы, лицеприятны. У них нет страха Божия, они не знают борьбы духа с плотью, не жаждут Бога. Это фарисеи, функционеры – да не будет у нас таковых.

И слава Богу, в каждой церкви есть «духовные», есть дети Божьи, их основание – не адамова природа, а Христос, Крест Его, на котором они сораспяты Ему, отвергнувши себя. В каждой церкви есть наставники, душепопечители, не по должности, а по сути своей, есть перед кем исповедаться – это все дары Божьи.

Откройте Библию, прочитайте слова Сердцеведца и Душепопечителя Бога нашего: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4:2). «Преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Ум и сердце должны быть насыщены Словом Божьим, в нем – сила. Бог дал нам Сына Своего, дал Духа Святого, дал Слово Свое, но мы невероятно ленивы в исследовании Его Слова! Мы повторяем наизусть одни и те же цитаты, не пытаясь понять даже их смысл. Между тем, нам велено не читать и не цитировать, а исследовать Слово Божие, которое все для нашего духовного и физического блага: «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Но это уже отдельная тема, совсем не о психологии, и даже не о христианской психологии, а о преобразовании через обновление ума нашего, чтобы нам понимать, что Бог милосердный говорит нам.

В России никогда не было этого понимания, изучения, исследования. Если не мы, так никто другой этого не сделает. И не надо побираться со столов науки безбожников, особенно в области их изысканий «о душе».