Главная / Статьи / Взгляд / БУДЕМ ПРАЗДНОВАТЬ
БУДЕМ ПРАЗДНОВАТЬ
БУДЕМ ПРАЗДНОВАТЬ
24.09.2011
729
А теперь, скажи своему соседу: "С праздником!" Какой праздник? Иисус живой! Господь царствует! У нас в церкви каждый день праздник... Из проповеди

Если вам кто-то скажет, что в христианской жизни нет места праздникам, можете смело кричать: "Анафема!" Поскольку это самая что ни на есть настоящая ересь. Более того, ересь, прямо противоречащая букве и духу Священного Писания. Говоря о праздниках, Библия подразумевает одно, а грешный мир имеет в виду совершенно другое. Торжество, посвященное Господу, позволяет верующим выразить свои чувства по отношению к Творцу и ощутить ответное прикосновение. Праздник — это универсальный язык общения как человека с человеком, так и человека с Творцом. 

Духовное содержание праздника — это богословие чувств. Центр христианского праздника — это Господь, другими словами, такой праздник христоцентричен по определению. Если смотреть глобально, праздники есть у всех, кто верит в сверхъестественное. Ложные языческие культы, пагубные ереси, всевозможные беснования и заблуждения в той или иной форме что-то да празднуют. Пожалуй, на земле нет ни одной религии, которая бы вообще ничего не праздновала. 

Когда Господь говорит о праздниках со страниц Ветхого Завета, Он в буквальном смысле повелевает их праздновать, причем делает это тоном, не допускающим возражений. В приказном порядке. Он заявляет Израилю, что праздники — это неотъемлемая часть нормальных взаимоотношений с Творцом. Все праздники в Ветхом Завете можно условно разделить на ежегодные и еженедельные. Еженедельный праздник — это суббота. О ее необходимости говорится не где-нибудь, а в Десяти заповедях. Четвертая заповедь гласит: "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20: 8- 11). 

Если говорить о праздниках серьезно, то разговора о субботе не избежать. Во-первых, потому что этот праздник празднуется ни много ни мало 52 раза в году. Во-вторых, время от времени дискуссии о субботе вспыхивают в церкви с новой силой. При этом часто бывает так, что эта достаточно острая тема откровенно замалчивается. Логика предельно проста: нет обсуждения, нет и проблемы. Мне не хотелось бы продолжать эту многолетнюю дискуссию в рамках данной статьи. Говоря о субботе, необходимо четко установить, что эта важнейшая заповедь включает в себя два аспекта: день служения Господу и день отдыха. 

Говоря о субботе как о дне служения, нужно отметить, что на сей счет у современных христиан нет единого мнения. Подавляющее большинство считает, что ветхозаветная суббота в Новом Завете плавно перемещается на воскресенье. Есть целые конфессии, принципиально не разделяющие данной точки зрения и переносящие четвертую заповедь из Ветхого Завета в Новый практически без изменений. Опять же, не буду вдаваться в аргументы "за" и "против" таких позиций, на мой взгляд, гораздо интереснее рассмотреть второй аспект заповеди — суббота как день отдыха. 

Зачастую этот вопрос остается открытым не только для простых христиан, но и для служителей. Это как раз тот случай, когда заповедь Господня нарушается регулярно. Что характерно, грех сей не только не порицается, но иногда даже рекламируется как геройство и самопожертвование. А ведь любому здравомыслящему человеку понятно, что у всего в этом мире есть запас прочности, в том числе и у человеческой плоти. И что судьба всех трудоголиков одна: хроническое переутомление, болезни, нервные срывы, прочие неприятности, а в конце концов преждевременная смерть как закономерный итог. 

Во дни древние Господь со всей твердостью повелевал: "Празднуйте субботу" (Лев. 23:32). Именно празднуйте. Еженедельный праздник для бессмертной души и смертного тела. Молитва, поход в синагогу, посещение храма — все это, по идее, должно было иметь ярко выраженную праздничную окраску. Когда Израиль впадал в грех и отступал от Господа, субботы и прочие праздники забывались напрочь. Праздновалось что угодно, торжества посвящались царям, правителям, их победам и завоеваниям, естественно, их истуканам и идолам. Когда это происходило, Господь начинал гневаться. В конце концов Его реакция становилась предельно жесткой: "И переселил он оставшихся от меча в Вавилон; и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет" (2 Пар. 36: 20- 21). 

Как видно из этой цитаты, отношение к субботам со стороны Господа более чем серьезное. Но не менее серьезное отношение у Него и к другим праздникам. Целые главы в Ветхом Завете посвящены описанию того, как, когда и что необходимо праздновать. Причем, если внимательно вчитаться в эти, не самые интересные места Ветхого Завета, то можно без труда увидеть, что в общей сложности иудейских праздников набирается на полноценный отпуск. Единственная разница, по сравнению их с современными отпусками, состоит в том, что сегодня, беря отпуск, человек старается отгулять его сразу и полностью, а в древние времена земледельческий календарь не позволял Израилю такой роскоши. Условно говоря, этот отпуск был просто разбит на части. 

Сама же концепция, говорящая о необходимости как еженедельного, так и ежегодного отдыха, прослеживается в законе Моисеевом без особого труда. И я убежден, что в эпоху Нового Завета эта концепция не должна отвергаться церковью. Пусть в другой форме, но сегодня, как и тысячелетия назад, человек неизменно нуждается в том, чтобы отдыхать раз в год и раз в неделю. Если Ветхий Завет повелевал отдыхать и праздновать и жестоко карал за неповиновение, то в эпоху Нового Завета, в эпоху благодати и свободы во Христе христиане должны сами решать, есть ли место празднику в современных церквях или нет. 

Проповедь — это обращение к разуму, праздник — обращение к чувствам. Нормальное христианство не может быть бесчувственным, поэтому наличие чувств и их проявление — это важнейший показатель христианской духовности. Деформация богословского содержания праздников — это один из первых признаков упадка в любой христианской конфессии. Если внимательно присмотреться к тому, как те или иные народы празднуют свои праздники и каково их духовное содержание, то можно без особого труда определить, каков общенациональный духовный уровень. Когда для подавляющего большинства праздник — это всего лишь повод выпить и при этом никто даже не пытается вспомнить, по какому поводу они собрались, тогда становится ясно, что дела там явно плохи. Единственное, что может кардинально изменить ситуацию — это пробуждение во Святом Духе. 

Бывает, что народ празднует с энтузиазмом, эмоционально и ревностно, но при этом в христианской форме празднования сокрыто откровенно языческое содержание. Эта проблема похуже первой, поскольку люди обычно искренне убеждены в том, что они-то как раз самые что ни на есть истинные христиане и, конечно же, их праздники самые правильные. Обычно это выражается в бескомпромиссном обрядоверии и железной убежденности, что только эти и никакие другие обряды являются истинными. Те, кто придерживается подобных воззрений, пытаются доказать окружающим, что форма праздника является пропуском в рай, а правильный обряд — единственный канал для получения благодати. Кстати, подобный подход практикует большинство языческих культов, которые тоже веруют, что могут определенными обрядами подвигнуть к действию своих капризных богов. Пожалуй, единственное, что тут может помочь, это реформация в силе Святого Духа. 

То, что говорилось о народах, можно смело перенести и на поместные церкви. Праздники в них — это рассказ совершенно особый. И особенно остро этот вопрос стоит в молодых протестантских церквях. Отсутствие глубоких традиций и устойчивых форм зачастую вынуждает пасторов заново "изобретать велосипед" и внедрять в жизнь свои, далеко не всегда удачные концепции. Те конфессии, которые имеют в своем распоряжении веками наработанные концепции, находятся в несколько лучшем положении. Остальные, не имеющие такого багажа, вынуждены формировать собственную традицию. Причем делать это придется абсолютно всем, даже тем, у кого от одного слова "традиция" душа пылает огнем праведного гнева. Тем не менее даже им придется в ближайшее время сформировать новые формы, которые, надеюсь, не будут стоять над жизнью или перечеркивать Слово Божье. 

Причем нужно понять, что формирование этих традиций будет происходить методом проб и ошибок. И не нужно взрываться от возмущения, услышав, что кто-то опять провел христианский рок-концерт или рэп-акцию под девизом: "Дух Господень против наркотиков" или (о ужас!) христианскую дискотеку. То, что кажется диким и шокирующим для одного поколения христиан, вполне приемлемо для другого и абсолютно естественно для третьего. Нельзя забывать, что, в отличие от Ветхого Завета, в Новом сценарий празднования вообще не прописан. Так что церковь совершенно свободна в поиске и применении различных форм празднования. Единственное, что по-настоящему важно, так это то, чтобы праздник не противоречил букве и духу Священного Писания. И преследовал бы библейские цели: назидание верующих, евангелизация безбожников, прославление Творца. 

Празднуя любой праздник, нелишне помнить, что для того чтобы качественно порадовался десяток человек, нужно, чтобы один поработал, как следует. Для двадцати, пожалуй, должны поработать двое и так далее, в арифметической прогрессии. Это непреложный закон. Чем больше сил и средств вложено в подготовку праздника, тем лучше и качественнее результат. 

Если поместная церковь старается созидать теплую, домашнюю атмосферу, то разного рода праздники — один из лучших методов, ведущих к желаемому результату. При этом необходимо четко различать, чего хотят устроители праздника. Если это мероприятие для своих — теплое, семейное торжество, то и приглашать на него желательно строго отобранный круг людей. Нет ничего хуже, чем случайный человек в подобного рода тесной компании. Даже если он и не испортит праздник, то уж точно никому не даст расслабиться и спокойно поговорить друг с другом. Хорошо об этом сказал святой апостол Иуда, брат Иакова: "Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви" (Иуд. 1:12). 

Некоторые не шибко умные христиане считают, что никто в церкви не должен отрываться от коллектива и все нужно делать скопом. Я категорически не согласен с подобной точкой зрения. Убежден, что музыканты и пасторы, детские служители и придверники, дьяконы и все остальные имеют полное право собраться узким кругом и отметить какое-либо локальное торжество. И при этом остальным нечего обижаться, а коли обидно, так сделай то же самое, да еще и лучше. 

Совсем другое дело, когда празднуются большие, общецерковные праздники. Это прекрасный повод продемонстрировать городу и миру единство и силу поместных церквей, да и самим ободриться и получить благодать.

Иногда (в России, к сожалению, пока еще достаточно редко) верующие проводят праздники для неверующих, причем не для того, чтобы потакать их греховным желаниям, а для того, чтобы привести их ко Христу. И, как показывает опыт, праздник — это далеко не самый худший метод евангелизации. В некоторых конфессиях подобного рода торжества носят название "Мероприятие жатвы" (не путать с праздником жатвы). Но для некоторых церквей сам разговор о радости и празднике вызывает у их руководителей всплеск праведного гнева. Я называю такие общины церквями с похоронным менталитетом. Находясь там на служении, невозможно избавиться от ощущения, что присутствуешь на похоронах. Причем кого хоронят, непонятно: церковь вроде живая, и Господь живой. Глядя на людей в таких церквах, я поражаюсь их мужеству. Какую огромную веру нужно иметь, чтобы столько времени оставаться там? 

Находясь двенадцатый год в служении, я твердо понял одно: скука и помазание, суть, две вещи несовместимые. Человек, приходя в церковь, ищет там живого Бога и, не находя там радости, сопровождающей Его присутствие, он начинает сомневаться в правильности своего выбора. Тоска и скука — это наиболее распространенные причины, по которым люди уходят из церквей. В своем послании коринфской церкви Павел писал: "Буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3: 6). Я, со своей стороны, осмелюсь добавить, что cкука убивает, а радость животворит. Павел призывал церковь в Филиппах к радости, он писал им: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Флп. 4:4). Значит, радость и празднование зависят не только от обстоятельств, но и от нас с вами, от нашей воли и наших решений. И поэтому всем, кто дочитал эту статью до конца, я говорю то, что говорят друг другу христиане по всему лицу земли: "Веселого Нового Года! И счастливого Рождества!"