Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЗВЕЗДА ПАЛОМНИКА, ВЕДУЩАЯ К "ДОМУ ХЛЕБА" / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ЗВЕЗДА ПАЛОМНИКА, ВЕДУЩАЯ К "ДОМУ ХЛЕБА"
ЗВЕЗДА ПАЛОМНИКА, ВЕДУЩАЯ К
ЗВЕЗДА ПАЛОМНИКА, ВЕДУЩАЯ К "ДОМУ ХЛЕБА"
24.09.2011
1746
    Кому из христиан не хотелось хоть раз побывать на Святой земле! Увидеть своими глазами те места, о которых читали в Библии, вдохнуть горячий воздух, прикоснуться к земле, по которой давным-давно ступали герои веры и... самый главный Герой нашей жизни — Иисус Христос. Ведь этот небольшой (по сравнению с российскими просторами — просто крошечный) участок суши, прижавшийся к Средиземному морю, в определенном смысле и есть наша духовная Родина.

    Жарким августовским днем земля обетованная предстала перед нами, изумленными паломниками. Изумление усиливалось оттого, что вместо выжженной солнцем пустыни мы увидели небольшой цветущий и ухоженный сад, имя которому Израиль. Кроме того, как нам рассказал гид, в Израиль не приезжают, в Израиль поднимаются. А значит, и мы, немного сбитые с толку, но абсолютно счастливые по милости Божьей, почти чудом поднялись в Израиль, мечтая увидеть христианские святыни, зовущие к себе верующих вот уже многие века.

    Конечно, современному паломнику, передвигающемуся на комфортабельном автобусе в сопровождении квалифицированного гида, трудно даже представить, каково было тем, кто, невзирая на тяготы и лишения, выпадающие на долю странника, брел по пыльным дорогам к Святой земле. Но, мне кажется, было у нас что-то общее с паломниками четвертого, десятого, девятнадцатого веков, которых уже нет на этой земле: нас объединяло желание увидеть своими глазами удивительные места, на которых разворачивались события той старой, но никогда не стареющей Истории, о которой поведал нам Господь. Наверное, каждый мечтал о своем заветном месте, которое ему хотелось увидеть больше всего. Для меня это был, а теперь и навсегда остался Вифлеем — удивительнейший город на земле, имя которого переводится как "Дом хлеба". Ведь одно из самых главных, загадочных чудес произошло именно там. "Родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь" (Лк. 2:11).

    Вифлеем, находящийся на краю Иудейской пустыни, — это небольшой город с населением всего 40 тысяч жителей. Он расположен недалеко от Иерусалима, к югу от него. И все же это уже совсем другая цивилизация с очень странной судьбой — Палестина, поэтому на пути от Иерусалима к Вифлеему, который длился около 30-40 минут, мы пересекли что-то вроде границы. Правда, тем летним днем никто бы и не догадался, что это граница, если бы не подсказка экскурсовода. Израиль отделен от Палестины небольшим постом (будочкой, если уж быть совсем точной), который охраняла пара вооруженных молодых веселых солдат в военной форме. Они задорно смеялись и заглядывались на светленьких туристок, проезжающих мимо в экскурсионных автобусах.

    Вот и наш автобус без остановки пролетел мимо них, и через несколько минут мы оказались на узких кривых улочках Вифлеема. В этом городе восточный колорит ощущаешь сразу. Хотя бы потому, что правил дорожного движения для его жителей не существует. Все едут куда хотят и как хотят. Восток, как известно, дело тонкое, поэтому, зажмурив от ужаса глаза, я открыла их лишь на стоянке автобуса, размышляя про себя о том, что во времена Иисуса тут, наверное, было безопаснее в отношении уличного движения.

    По улицам Вифлеема не погуляешь, как в Иерусалиме. Все четко регламентировано: дорога к церкви Рождества Христова, определенное время на осмотр церкви, на посещение сувенирной лавки и сразу обратно в автобус. Ни шага в сторону. Хотя от того, что удалось увидеть, впечатлений было предостаточно.

    Над гротом, который признали местом рождения Иисуса, в 329 г. мать императора Константина, Елена, посетившая Палестину, приказала построить первую церковь Рождества Христова. Как сообщают нам исторические документы, с тех времен мало что изменилось в устройстве храма, несмотря на повреждения, которые он получил во время восстания самаритян в V веке и бесчинства персов, разрушавших христианские церкви в 614 г. Он представляет собой просторное восьмиугольное строение с низким порталом. И все же, хоть церковь и достаточно просторна, я с трудом представляю, как она вмещает в себя тысячи паломников, которые прибывают сюда каждый год, чтобы отпраздновать Рождество.

    В этой церкви не так шумно, как в храме Гроба Господня в Иерусалиме, но очередь желающих попасть к святому месту — в пещеру под алтарем, где, по преданию, и был рожден Иисус, — огромна. Наша группа простояла почти час. Хотя для русских паломников это, в сущности, пустяки. Бывало и похуже. Тем более что пока мы стояли, было время подумать и подготовиться к встрече с главными святынями, расположенными в пещере, — звездой, отмечающей место рождения Иисуса, и небольшой нишей, где стояли ясли Христовы и где Святое семейство провело первые часы после рождения Младенца, наполненное радостью и счастьем.

    Когда мы ехали к этому городу, невольно думалось, а испытаю ли я нечто подобное тому, о чем пишут в связи с посещением этих мест: волнение, трепет, ликование души... Ведь столько раз слышала, что "местоположение их приблизительно", а сами святыни "уже не те", что прошло много лет и только очень наивные люди могут верить, что Звезда Рождества указывает место, где действительно был рожден Иисус. Признаться, доля "здорового" скептицизма владела и мною, какие уж тут особенные переживания. И вот все это было мгновенно разрушено тишиной и величием небольшого храма.

    Когда мы наконец очутились внутри, то суетные мысли, обрывки фраз, услышанные в этот день и роившиеся в голове, улетучились. Их сменила тихая торжественная радость. Удивительное место, где столько людей падали ниц в своих молитвах, где каждый камень — свидетель славы вочеловечившегося Бога, где все дышит неземным покоем и миром, тронуло мое сердце до самой глубины. Трепет, волнение, ликование и многое другое, что не только описать, даже осмыслить невозможно — все это я испытала, вопреки скептицизму. Я позволила волнам этого удивительного чувства унести меня туда, где "родила (Мария) Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2:7). Разве могут иметь значение после этого какие-то человеческие условности?

    Рядом со мной стоял притихший пожилой мужчина, по виду европеец, он настолько ушел в свои мысли, что спутница никак не могла вывести его из задумчивого состояния. Интересно, о чем он думал, наполняли ли его чувства, похожие на мои, или это было что-то совсем другое?

    Выйдя на залитый ярким солнечным светом двор церкви Святой Катерины, непосредственно примыкающей к церкви Рождества, я подумала, что покинула удивительный кинозал и попала в другой мир, на шумную улицу, где живут по другим законам. Причем этот мир, несмотря на его ослепительность, показался мне намного более блеклым, выгоревшим, чем полумрак крохотных ниш грота Рождества.

    А потом мы снова ехали в автобусе, уносившем нас все дальше от прекрасных мест, которые помнят так много чудесного. Экскурсовод на родном русском языке рассказывала о том, что самое лучшее время для посещения Святой земли — это октябрь, когда спадает жара и наплыв туристов не так велик.

    Ее слова сами собой пришли на память, когда наступил октябрь 2000. Туристов наверняка поубавилось, ведь даже одержимые паломники остерегаются путешествовать, когда свистят пули. В очередной раз у жителей небольшого клочка земли с древним именем, данным ему Богом, Израиля, похитили мир и покой. Интересно, где теперь те молодые ребята в хаки, которые так задорно смеялись? Очень хочется верить, что они живы. И что мир на многострадальную землю снова вернется. За это молюсь.