Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЛЕНЬ, ПОРОК, НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ЛЕНЬ, ПОРОК, НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ?
ЛЕНЬ, ПОРОК, НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ?
ЛЕНЬ, ПОРОК, НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ?
24.09.2011
1107
Лень считают одним из грехов, и родители с учителями борются с ней всеми силами. Звучат также и проповеди, в которых лень причисляется к тяжким грехам человеческим, и говорится, что возможна кара за них. Подавляющее большинство людей, в том числе и верующих уверены, что лень — это личный порок, лучшим средством избавления от которого является строгость. В этом особенно бывают убеждены те люди, которым по долгу или обстоятельствам приходится заниматься воспитанием нового поколения. Проблемы такого плана встречаются и в армейской, и на гражданской службе, куда попадают молодые люди. Но где бы они не возникали, везде и всегда применяется опробованный веками, дедовский метод — строгость.

Результатом массового применения этого "испытанного" метода является то, что молодые люди впадают в состояние, подобное трансу: реакции замедляются, способность здраво мыслить слабеет настолько, что их развитие останавливается на уровне пяти-шестилетнего ребенка. Вместо того чтобы задуматься, попытаться понять причину этого явления, горе-учителя начинают еще больше сердиться и усиливают прессинг, чем доводят иногда несчастного воспитанника до нервного срыва. Пострадавшими оказываются обе стороны — и "педагог", и воспитанник. "Педагог" не может без раздражения видеть своего подопечного, а тот боится его больше всего на свете. 

Приходится только удивляться всеобщей наивности и той смелости, с какой люди берутся не за свое дело. Когда такое происходит в миру, это понятно, но для тех, кто считает себя христианином, такая практика, думаю, абсолютно не допустима. Где нет любви, там нет христианства, да и никакое глубокое познание невозможно без интереса, основанного на искренней симпатии. И уж совершенно нельзя браться за решение проблемы, сути которой не понимаешь, потому что в этом случае чем больше усилий будет приложено, тем больший вред будет принесен делу. Ну, а когда этим "делом" является живой человек, нужно быть предельно осторожным, помня, что мы дадим Богу отчет за каждое праздное слово.

Как ни странно это вам покажется, но ленивый меньше всего виновен в своем пороке, и осуждение ни при каких обстоятельствах не может служить лекарством от этого недуга. Всякий человек от природы деятелен, насколько позволяет его здоровье. Причем полное отвращение ко всякому роду деятельности наблюдается только при гепатите в его тяжелых формах. С другой формой "лени" все мы встречаемся в моменты, когда, приостановившись на путях жизни, усваиваем и перерабатываем полученный опыт. Нам бывает необходимо это время, чтобы новые чувства и представления "уложились" в нашем сознании. Такие периоды бывают у большинства развитых людей и редко кого пугают или вызывают серьезное беспокойство. 

Когда говорят о лени, обычно имеют ввиду ту ее форму, которая берет свое начало в раннем детстве и впоследствии мешает нормальной деятельности. Обычно, если не всегда, проблемы начинаются при поступлении в школу. Вдруг ваш такой нормальный ребенок оказывается ленив, чего вы не только никогда не замечали, но и были вполне уверены в его более чем деятельной натуре. Сколько раз вам приходилось силой удерживать его от попыток совершения "трудовых" подвигов, которые были и разрушительны, и опасны. Сколько раз вам приходилось пресекать его опасные опыты в разных областях человеческой деятельности, как то: лазанье в запрещенные места, битье стекол и лбов товарищей, попыток вброд перейти реку Нева... Вы не давали ему поджечь родной дом и замкнуть проводку при помощи согнутого гвоздя, который он держал голой рукой. К шести годам за каждым здоровым ребенком числится достаточное число подобных подвигов, куда включаются всевозможные взрывы, спуск кошки с шестнадцатого этажа на самодельном парашюте и т. д. Все это действительно достаточно опасно, и родительские запреты на подобную деятельность вполне законны. 

Беда в том, что родительская забота идет дальше или принимает формы недопустимые. Удерживать ребенка от опрометчивых поступков необходимо, но ни в коем случае нельзя при этом подрывать его веру в свои силы. Чрезмерная, неоправданная опека, хотя и облегчает жизнь родителям, впоследствии оборачивается бедой для их ребенка (как часто оборачиваются бедой наши попытки облегчить себе жизнь). Запреты и окрики приводят к тому, что маленький человек начинает думать, будто он ни на что не годен. Он начинает бояться всякого начинания, ведь оно опять может закончиться неудачей и новым окриком. Если такой основанный на окриках и пресечении всего стиль воспитания сложится в семье, ребенок неизбежно вырастет ленивым, то есть боящимся всякой деятельности из-за заложенной в него изначально боязни провала и наказания. 

Лень не вина, а беда ребенка, ну, а чья это вина, ясно из вышесказанного. Наказание и осуждение за лень совершенно недопустимо, так как это только усиливает ее проявления, и из порока воспитания она может легко перерасти в болезнь души. Может наступить коллапс, когда под градом упреков человек не понимает, как его послушание, вопреки всякой логике, привело к тому, что он вдруг оказался неугоден своим близким. Ведь все время он только то и делал, что безропотно выполнял их волю. Подобная ситуация вызывает глубокую депрессию и потерю ориентации в реальности с полным отказом от какой-либо деятельности, включая самую необходимую и элементарную. И это уже будет болезнь, хотя и излечимая, но оставляющая рану в душе навечно. 

Нельзя сковывать детскую инициативу до того, чтобы ребенок рисковал потерять веру в себя и свои силы. Бывает страшно смотреть на рискованные детские предприятия, но останавливать их можно только тогда, когда это грозит явной бедой. Малодушие взрослых, ограждающих себя от лишних забот, связанных с вниканием в ситуацию, может принести горькие плоды. И всегда надо помнить, что одна победа, одержанная в детстве, принесет сто побед в зрелости. Необходимо поощрять и поддерживать всякую детскую инициативу, в чем бы она ни проявлялась, потому что именно из нее со временем вырастут творческие способности. Одна, ставшая традиционной фраза: "Мы тобой гордимся!" — сделала для западного протестантского мира больше, чем мы можем себе представить. 

Именно эта фраза должна быть основным лекарством травмированного порочным воспитанием человека. Любовь, терпение и поощрение способны исцелять даже в самых тяжелых случаях, при непременном условии, что всякий успех вашего "пациента" будет замечен и вознагражден. Нужно научиться не замечать неудачи подопечного и с радостью и энтузиазмом встречать всякий, даже самый малый успех, всегда помня, что важны не дела и достижения, а живая человеческая душа, ради которой была пролита кровь Христова. 

Настанет день, и земля со всеми своими делами сгорит. Останутся спасенные, прошедшие тяжкую школу люди, каждый из которых для Господа дороже всего этого временного мира. И не нужно бояться трудностей пути, следуя заповеди Божьей: "Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь" (Нав. 1:9).