Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА
ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА
ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА
24.09.2011
906
    Люди хотят быть праведными перед Богом и ищут для этого способ, то есть создают технологию, при помощи которой они надеются найти путь к сердцу Господнему. Но так как у каждого свой талант и свои слабости, то и способы, которые мы выбираем, очень разные. Первое, что приходит в наши языческие головы, это чем-нибудь пожертвовать для Бога. И мы жертвуем, каждый тем, чем больше или меньше дорожит. Выбор зависит от нашего темперамента и силы страха перед Богом за свои грехи. Кто-то бросает курить, а кто-то бросает семью в полной уверенности, что именно она мешает духовной жизни. Кто-то меняет покрой одежды и манеру поведения, стараясь быть скромным и тихим, а кто-то становится навязчивым и громогласным обличителем чужих грехов, думая, что этим заслужит прощения своих. Кто-то углубленно изучает Писание, со временем становясь великим знатоком буквы, цитируя наизусть едва ли не все книги Библии с указанием числа листов в каждой и примерного содержания каждого листа. Кто-то совершает чудеса аскезы, годами питаясь одними сухарями и водой. Кто-то едет в Азию проповедовать Слово мусульманским народам и гибнет там как мученик веры.

    В Америке, я слышал, больше восьмисот зарегистрированных христианских конфессий, каждая из которых считается равноправной церковью, несмотря на то, что многие из них состоят из одного человека, который ее и учредил. Ну, а раз это все существует, значит, кому-то это надо. Как звезды, которые зажигают. И все направления христианской мысли находят своих сторонников, если их проповедник не лишен таланта. Случается, одно из направлений мысли побеждает все прочие, и на больших территориях устанавливается диктатура одного мнения. Из истории мы знаем, что именно тогда и появляются такие «душеспасительные» изобретения, как индульгенции и инквизиция. Делай, как я, или станешь мне врагом. Будь, как я, или будешь не угоден Богу. Вот так крестись, а так молись. Так одевайся, а так думай. Иначе ты подлежишь вечному проклятию... если не Бога, то уж этого учителя наверняка. А если на беду у такого строгого учителя окажется много учеников и последователей, то ты очень осложнишь себе жизнь, оставаясь непокорным учению.

    Сейчас, когда идет бурное возрождение православной церкви, многие ее сторонники замечены в строгом соблюдении всевозможных правил. Правилам этим несть числа, и я мало с ними знаком, но главное, что является их основой, это одно столь любимое нами слово: НЕЛЬЗЯ. Однажды я подслушал разговор двух молоденьких и симпатичных девиц в платочках прямо у нашей церкви. Одна, видно, новичок в вере спрашивала у другой, наполненной большими знаниями, куда может и куда не может ходить истинная христианка. Многознающая с немалым удовольствием перечисляла многочисленные запретные места, в число которых попала и наша церковь Святой Марии. Малознающая со смешанным чувством ужаса и восторга внимала ей, удивляясь тому, как много ей, оказывается, нельзя. Ее очень радовало и то, что теперь она оградит свою такую хрупкую святость от великих опасностей мира, о которых она прежде и не подозревала, в том числе от церкви Святой Марии, которая, выглядя так невинно, на самом деле страшна для ее истинно христианской души.

    Костры инквизиции не горят сегодня совсем не потому, что для них не стало больше топлива, а только по милости Господней. Обратной стороной НЕЛЬЗЯ всегда является то, что ДОЛЖНО. Ты должен креститься слева направо и кланяться куполам. Ты должен целовать руку священника и освящать все, что можно донести до храма, а что не донести, то нужно освятить на месте. Нужно благоговейно слушать слова чужого и непонятного языка, который был придуман только для того, чтобы перевести Библию, но который никогда не был языком народа. Ты должен ненавидеть, сторониться или презирать всех, кто не разделяет твоих мнений. Ты много чего должен сделать, чтобы достигнуть спасения. Пожив по таким правилам, рано или поздно обязательно придешь к выводу: не согрешишь — не покаешься, а не покаешься — не спасешься. Тогда христианская жизнь превращается во что-то вроде игры с Богом в казаки-разбойники. Бог следит за соблюдением правил, а ты делаешь ходы. Каждый ход требует определенной платы. Обругал кого-то — прочти «Отче наш». Обжулил кого-то — пожертвуй на храм и исповедайся. Убил кого-то — пожертвуй на монастырь или приют. Провел всю свою жизнь в преступлениях и грабежах — уйди под старость в монастырь, и ангельский чин даст тебе гарантию Божьего прощения.

    Человек во Христе — новая тварь (2 Кор. 5:17), а практика, которую я описал, это попытка старой твари жить по новым правилам. Больше всего это напоминает циркового медведя на велосипеде. Медведя легко научить езде на велосипеде, но это умение совершенно чуждо ему и никак не может подойти к его настоящей, лесной жизни. Это правило чужой и дикой для него жизни, которое нужно ему только пока он живет в чужом для него, человеческом мире. Это умение никогда не станет его потребностью и всегда будет фантастическим трюком, при помощи которого он вписывается в фантастический для медведя мир человека. С волками жить — по-волчьи выть. Поэтому чуждые и непонятные, навязанные извне заповеди нарушаются при первой возможности. Пока наше сердце не переродится, они так и останутся путами, мешающими нам жить, не давая вырваться на простор чудовищу, которое и есть человек, не принявший Христа.

    У народов, которые мало понимают своего Создателя, существует практика снятия напряжения при помощи праздников, во время которых все или почти все дозволено. У Хайама есть очень точное наблюдение:

Скоро праздник великий, Аллаху хвала! Скоро все это стадо пропьется дотла: Воздержанья узду и намордник намаза Светлый праздник Господень снимает с осла!
    Согласитесь, что это очень далеко от того, что хочет от нас Господь. Христос пришел не затем, чтобы угрозами заставить нас подчиняться Его правилам. Он пришел для того, чтобы истина, которую Он принес, преобразила наши сердца, навсегда освободив нас от всех запретов и правил, необходимых для исполнения. Он пришел освободить нас от зла, которое и требует многочисленных законов для его сдерживания. Опыт показывает, что злоба, живущая в душах, всегда находит выход, как ей не препятствуй. Даже самые суровые законы не могут остановить тех, кто живет и копит в душе злобу. Самые тяжкие преступления совершаются в странах с самыми жестокими законами, направленными на их пресечение. Все это бессмысленная езда по кругу, опять же напоминающая бедного медведя на велосипеде. Вместо того чтобы искать способы спасения от гибельных напастей, не лучше ли устранить саму причину болезни и возможность ее передачи. Проще и дешевле лечить болезнь, чем воевать с ее последствиями. Об этом и говорит нам Евангелие.

    Любовь есть исполнение закона. Если ты будешь любить своего ближнего, тебе не понадобятся устрашающие законы. Тебе не понадобятся сложные правила. Тебе не потребуются запреты, так как не могут запреты стоять на пути истинной любви, которая и есть Бог всемогущий, движущий миром и сердцами человеческими. Чувство любви — главное и единственное, что определяет истинное христианство. Все остальное, что с веками накопилось вокруг него, — ложь. Все ритуалы и правила. Все суеверия и догмы. Все обычаи и штампы поведения, в которых нет любви, — ложь. Если в тебе не будет любви к людям, христианство никогда не станет твоей жизнью. Оно всегда будет для тебя чуждым, удивительным и непонятным учением далекого и фантастического мира. И сколько ты не изучай его, никогда ничего в нем не поймешь. Никогда оно не принесет тебе радости, для которой оно и создано, а только поселит тревогу в душе. Тревогу перед непонятным и всемогущим Богом, Которого ты не в состоянии постичь и Который требует от тебя того, чего у тебя нет. Всякий, кто называет себя христианином, не должен ставить ничего выше любви. Бог есть любовь — так сказано в Писании.

    Когда исчезнет этот мир, когда ночь пройдет, а день приблизится, останутся Бог и те, кто поверили Ему в главном, в том, что любовь и милость — превыше всего.