Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЙОГА. ПЯТЬ ПУТЕЙ СПАСЕНИЯ В ИНДУИЗМЕ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ЙОГА. ПЯТЬ ПУТЕЙ СПАСЕНИЯ В ИНДУИЗМЕ
ЙОГА. ПЯТЬ ПУТЕЙ СПАСЕНИЯ В ИНДУИЗМЕ
ЙОГА. ПЯТЬ ПУТЕЙ СПАСЕНИЯ В ИНДУИЗМЕ
24.09.2011
3554
    Популярность йоги постоянно растет во всем мире. Это говорит о сильном влиянии индийской культуры на другие страны. В индийской философии йога — это путь к спасению или к духовному освобождению (мокше). Истинная философия, на которой основывается йога, определяет освобождение как полное отделение души от тела. Переживание "внетелесных" ощущений является целью большинства видов йоги. Позже, когда другие направления индийской философии приняли учение йоги, целью ее стало полное соединение человеческого сознания с космическим сознанием или Богом. Йога физического совершенствования (хатха йога) является лишь одним из видов йоги. Индийские саги содержат учения о многих различных видах йоги или путей достижения спасения. Индийские йоги не приемлют западного отношения к своему учению, когда приветствуется лишь укрепление физического тела.

    При этом надо учитывать тот факт, что техники йоги и учение об освобождении имеют своей целью достижение спасения. Представители иудаизма, христианства и мусульманства принципиально отказываются понять, как физические упражнения могут привести к спасению души. В этой статье мы попытаемся объяснить религиозные аспекты йоги. Давайте начнем с самого главного вопроса: биологический, метафизический или нравственный аспект?

    Философия йоги утверждает, что проблема человека, скорее, метафизического характера, чем нравственного. Но прежде следует сказать, что древний индуизм очень серьезно относился к проблемам морали и человеческого несовершенства в этой области. В индуизме также практиковалось ритуальное жертвоприношение, как очищение от греха. Эти жертвы приносились практически таким же способом, который описан в еврейских текстах, называемых Ветхим Заветом. Некоторые из письменных источников индуистских писаний содержат идею, сходную идее Нового Завета. В индуизме также встречается идея о том, что кто-то придет и принесет себя в жертву за грех всего мира как заместительную жертву. Несмотря на это, более поздний индуизм не принимает положение о том, что основная проблема человека нравственного порядка. Изначально йога была частью философии "санкхья" Эта философия является дуалистической, она признает две конечные реальности — пуруша (душа) и пракрути (физическое тело). Санкхья учит, что душа (пуруша) является чистой, но физическая природа (пракрути) изначально греховна. Каким-то образом душа стала связана с физическим телом. Поэтому наше освобождение (мокша) заключается в полном отделении души от тела. Йога была создана как практический способ, при помощи которого можно было достичь этого отделения. Этот закон рассматривает физическое совершенствование как негативное явление, что в целом принимается всей индийской культурой. Укрепление тела не может приветствоваться в рамках этой философии.

    Сегодня йога, в общем, не проповедует своей конечной целью отделение души от тела. Постулат сегодняшней йоги — единство души (атман) с Богом (Брахмой). Это изменение произошли практически во всех философских школах Индии. Философия санкхья была отвергнута, а йога был оставлена и видоизменена для новых учений.

    Например, индуизм (отраженный в "Упанишадах") проповедует, что человеческая душа не может отделяться от Бога. Бог (Брахма или вселенское сознание) вначале был таким же, как душа человека (атман или наше внутреннее Я). Бог и человек изначально составляли одно целое. Это учение получило название "не дуализма" (адвайты). В этом учении считается, что человеческое и божественное сознание были изначально неразделимы в своей сущности. Это учение также иногда называют монизмом, от слова "моно" или один, что подчеркивает всеобщее единство, особенно единство Бога и человека. Учителя монизма утверждают, что человек — это неопределенное сознание Бога. Человек каким-то образом забыл свою истинную природу и стал неразрывно связан с определенным, личным, разумным и сознательным миром. До тех пор, пока он пребывает в этом состоянии неведения, он постоянно перерождается в этом мире страданий. Спасение означает отказ от определенного, личного самосознания и принятия (или переживания) себя как неопределенного, как межличностного сознания. Таким образом, человек может избежать кругооборота повторяющихся перерождений. В этом учении йога понимается, как механизм воссоединения человеческой души с божественным сознанием.

    Следует особо отметить, что учение монизма или не дуализма не противоречит философии санкхья. Отношение к материальному миру и, в особенности к человеческому телу, в индийской культуре осталось прежним. Можно даже сказать, что монизм в какой-то мере привел к более сильному отвержению материального. Материальный мир стал пониматься как нереальный. Физический мир стал называться "майя" или "иллюзия". Мира на самом деле не существует, но представление о нем настолько реально, что многие принимают его за настоящий. Осознание приходит как пробуждение от кошмарного сна, когда просыпаешься и понимаешь, что это был всего лишь сон, иллюзия, что все было реальным лишь в плане сознания. Точно так же, когда вас посетит прозрение и вы осознаете свою божественность, вы увидите, что мир нереален, это всего лишь иллюзия. Это пренебрежительное отношение к материальному миру также сильно повлияло на культуру и науку Индии.

    Несмотря на то, что не дуалисты или монисты отвергли философию санкхья, они также считают, что основная проблема человека метафизического характера, а не морального. Мы — боги, поэтому мы не можем нарушать нравственный закон, это противоречит нашей сущности. Наша проблема заключается в том, что каким-то образом мы утеряли свою божественность. Другими словами, нашей основной проблемой является невежество, а не грех. Мы должны пережить или обнаружить в себе свою божественную сущность, а не каяться в чем-либо или искать нравственного усовершенствования.

    Когда мы говорим, что люди не являются грешниками, а просто забыли свое истинное Я, тем самым мы утверждаем, что наша проблема находится в области сознания или восприятия. Спасение, таким образом, заключается в обретении нашего первоначального состояния, которое мы по каким-то причинам утеряли. Если мы боги, тогда мы не можем ожидать, чтобы другой Бог пришел и спас нас. Вы должны обрести свою божественность... и йога является техникой, при помощи которой мы можем обрести божественное сознание, обрести бога внутри себя.

    Спасение, другими словами, является аспектом восприятия или осознания. Вы уже являетесь богом, вам нужно просто принять или осознать этот факт. Восприятие в этом контексте не является деятельностью нашего мышления. Это не интеллектуальное знание, выстроенное логически, которое приводит нас к убеждению, что мы — боги. Это выше нашего понимания, выше рационального сознания. Убеждение в своей божественности или обретении своего истинного Я является "высшим" состоянием измененного сознания.

    Конечно, не все гуру являются сторонниками монизма или не дуализма. Некоторые учения и секты, такие, как Хари Кришна, не верят, что человек является богом или что он может им стать. Бог, в учении кришнаитов, это Личность, сам Кришна. Изначальное состояние человека — это "сознание Кришны" и его истинное предназначение быть любящим слугой Кришны. Проблема человека в том, что он забыл свое "сознание Кришны" и стал зависим от материального мира. Ему нужно заново установить связь с Кришной и войти в просветленное сознание Кришны. Только тогда человек может избавиться от цикла перерождений и жить вечно в Голоке или в раю.

     использую слово человек, чтобы избежать лишних споров. В индуизме не принимается равенство между мужчинами и женщинами. Некоторые более современные гуру проповедуют равенство, но традиционное учение утверждает, что женщина должна переродиться мужчиной для того, чтобы обрести спасение или мокшу.)