Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, НЕ ГРЕШНО... / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, НЕ ГРЕШНО...
СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, НЕ ГРЕШНО...
СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, НЕ ГРЕШНО...
24.09.2011
1269
Кажется, как давно это было — "Мирт" № 4(24) за сентябрь-октябрь 2000 г., юмористический рассказ Михаила Вейца "О борще... и вообще". А потом огорченное письмо нашей уважаемой читательницы, где она писала: "...когда я прочла "христианский юмор", мне стало очень больно где-то в глубине души; вспомнила, как, стоя в магазине в очереди, я стала невольной слушательницей шуток неверующих мужчин, употреблявших в них имя Бога. Тогда я испытала точь-в-точь такую же душевную боль. Казалось, все внутри перевернулось от неприятия этого". 

Наверное, не стоит объяснять, что меньше всего нам хотелось бы оскорбить читателей в их святых чувствах. И, публикуя "христианский юмор", мы, конечно, преследовали другие цели. Однако реакция нашей читательницы заставила задуматься: на верном ли мы пути.

 Чтобы разобраться в этом, готовится "круглый стол" по проблемам христианского юмора. Думается, раз мы получаем такие письма, проблема есть и исследовать ее было бы полезно. 

Предваряя "круглый стол", предлагаем вашему вниманию мнение на сей счет самого автора юмористической заметки, чтобы оно послужили неким толчком для ваших собственных размышлений. Кроме того, мы посчитали на этот раз уместным расширить "размеры" нашего "круглого стола", пригласив также к заочному обсуждению всех желающих высказаться. Вот вопросы, которые предполагаются к обсуждению:
  • что такое юмор, каким он бывает;
  • для чего мы шутим, что дает нам юмор (по возможности на примерах);
  • случаются ли на почве юмора проблемы общения, и о чем это говорит;
  • приличен ли юмор христианину;
  • шутил ли Христос, и что Писание говорит о возможности шутить;
  • как вы сами относитесь к юмору, на чем основано это отношение;
  • другие аспекты темы, которые не учтены в этом перечне.
Все, кому интересны эти вопросы, могут присылать нам свои ответы в письменном виде для последующей публикации.

Приходилось наблюдать, как одна читательница, задумчиво перелистывая страницы газеты "Мирт", глубокомысленно заметила: "Да-а, "Мирт" — серьезная газета..." На что ее приятельница еще более глубокомысленно изрекла: "Аналитическая!" Прослушав этот диалог, я вдруг почувствовал, что просто необходимо как-то встряхнуться, отвлечься от наших вялотекущих теологических процессов, а заодно встряхнуть и читателя. Ту же потребность, судя по всему, испытывала и вся редакция. Так появилась заметка о борще.

Похоже, эта встряска удалась. Наши читатели, не особенно щедрые на письменные отклики, сразу же отреагировали на первую же появившуюся в "Мирте" юмористическую статью. Не случайно в заглавие выбраны слова великого поэта. Чтобы нас снова не обвинили в вольнодумстве, мы будем опираться, главным образом, на классиков и вернемся ко всем любимому аналитическому стилю. 

Современная публика давно не критикует зарвавшихся эстрадных юмористов, заполонивших все каналы телевидения. Зато сами эти сатирики своим безудержным критиканством просто упиваются. Но так было не всегда. В авторском предисловии к роману "Золотой теленок" наши действительно великие классики сатиры описывают, как однажды их спросил один весьма строгий гражданин: "Почему вы пишете смешно? Смеяться грешно! И улыбаться нельзя! Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!" После этих бескомпромиссных заявлений строгий гражданин сделал вывод: "Сатира не может быть смешной... и, подхватив под руку какого-то кустаря-баптиста, которого он принял за стопроцентного пролетария, повел его к себе на квартиру". 

По-видимому, и в наше время происходят "сдвиги", когда многие не могут отличить пролетария от баптиста-кустаря. Кому-то хочется, может быть, надеть паранджу даже на мужчин и все это, разумеется, с молитвой. Все это, конечно, не христианские примеры. Действительно, при чем здесь "Золотой теленок", мы ведь христиане, и газета у нас евангельская. Хорошо, посмотрим, не найдется ли чего-нибудь веселого в христианском мире.

Дорогие читатели, а наипаче авторы критических писем по поводу нашей скромной юмористики, вы читали сборник анекдотов (!) и афоризмов, выпущенный монахами-францисканцами? Называется он "Монахи-пустынники смеются". Казалось бы, вот уж им-то с их иноческими подвигами, наверное, не до смеха. Но эпиграф к этой книге звучит довольно неожиданно: "Не говорите мне о монахах, которые никогда не смеются... Это смешно". Как только вы прочитаете эту книгу, у вас пропадут всякие сомнения в том, можно ли шутить по поводу таких серьезных вещей, как христианство. Пропадет необходимость и ваших писем, и наших оправданий, вы простите нам скромные попытки вас развеселить и получите, возможно, не изведанное вами раньше удовольствие. 

На полках Библиотеки христианской литературы можно обнаружить сочинения, свидетельствующие о том, что шутить можно не только над самыми серьезными вещами, но и над самыми ужасными. Более того, лучше уж над ними посмеяться, чем как испуганный страус прятать голову в песок. К сожалению, в православии редко можно встретить примеры духовной брани, не сводящиеся только к суровому изнуряющему аскетизму. Может быть, поэтому самые знаменитые отшельники часто признавались, что "бес все время их мучил".

Следовавшие Писанию реформаторы придерживались совсем другой позиции. Мартин Лютер говорил: "Изгонять дьявола, если он не поддается Писанию, лучше всего глумясь и насмехаясь над ним, ибо он не вынесет пренебрежения". Подобную тактику Лютер решил использовать, вероятно, вслед за библейскими пророками. Вспомните, как смеялся пророк Илия над пророками Ваала и богами, которым они столь ретиво поклонялись (3 Цар. 18:27). "Дьявола гордый дух не может снести насмешки", — писал по тому же поводу Томас Мор. 

Английский писатель Клайв С. Льюис заслуженно занимает почетное место среди классиков мировой христианской литературы. К. Льюис — протестант, но его считают "своим" многие православные. Все его произведения наполнены блистательной иронией и самым добрым мудрым юмором. Когда он опубликовал в христианской газете "Письма Баламута", где старый опытный бес дает профессиональные советы и наставления бесу начинающему, не обошлось без эксцессов. Какой-то сельский житель написал редактору, что просит вернуть подписку, ибо "почти во всех этих советах есть не только что-то неправильное, но и что-то просто бесовское". Вообще же, пишет К. Льюис, их приняли гораздо лучше, чем я думал. Рецензенты хвалили или бранили меня тем тоном, по которому автор узнает, что в цель он попал. 

Мы никоим образом не пытаемся приравнять себя к великому писателю, тем не менее вслед за ним пользуемся случаем поблагодарить наших рецензентов (особенно, имярек). Ведь ваша критика свидетельствует о том, что и стрелы нашей весьма специфической сатиры не улетели в никуда. Что касается юмора как такового, а особенно христианского, вот что пишет другой писатель, близкий К. Льюису по вере и по духу, Г. Честертон: "Юмор дает возможность взглянуть на самого себя. Что бы не приписывали мы существам, чей грех — гордыня, юмора у них быть не может. Мы должны изображать ад как место, где все преисполнены собственного достоинства, все важны, неприветливы и всех терзают невеселые страсти — зависть, самолюбие, досада. Это — общее; а остальное, на мой взгляд, зависит от века и от характера". 

Суть этих рассуждений сводится к одному: где присутствует юмор, там не может существовать зависть и гордыня, и наоборот. Потому так часто юмор тех эстрадников, о которых мы упоминали, утопает в пошлости и играет на самых низменных чувствах публики. Как сами артисты, так и большая часть аудитории, не избавлены от духа стяжательства и зависти — основных примет нашего времени. 

В заключение нашей небольшой заметки о христианском юморе вернемся к суровому гражданину из рассказа И. Ильфа и Е. Петрова. В чем-то он нам ближе, чем английские писатели-аристократы и немецкие реформаторы. Он как будто за спиной у нас стоит, и еще более строгие лики взирают на нас из глубины нашей суровой, искореженной истории.