Главная / Статьи / Взгляд / ЙОГА, ПЯТЬ ПУТЕЙ СПАСЕНИЯ В ИНДУИЗМЕ-2
ЙОГА, ПЯТЬ ПУТЕЙ СПАСЕНИЯ В ИНДУИЗМЕ-2
ЙОГА, ПЯТЬ ПУТЕЙ СПАСЕНИЯ В ИНДУИЗМЕ-2
24.09.2011
1176
Продолжение.
Начало в № 5(30), 2001

Хатха йога: спасение через физическое совершенствование

    Некоторые химические препараты приводят нас в состояние сонливости, некоторые возбуждают, некоторые вызывают галлюцинации или расслабленное состояние. Химические препараты могут изменить наше сознание и позволить нам увидеть свой внутренний мир как реальный. Манипулируя химическим составом своего мозга, мы можем переживать расширенные состояния сознания. Известно, что нашему мозгу нужен кислород и кровь для того, чтобы он нормально функционировал. Химический состав мозга может быть изменен элементарной задержкой дыхания, что ограничивает поступление кислорода в мозг. Также мы можем увеличить поступление крови в мозг, если будем стоять на голове. Поэтому если на мозг можно воздействовать химическим путем, то гораздо лучше применить физические упражнения для изменения сознания.

    Хатха йога, которая содержит учение о физических и дыхательных упражнениях, является самым древним способом расширения сознания. Я повторю, что йога проповедует достижение спасения через физическое совершенствование. Спасение понимается как особое восприятие реальности — это попытка проникнуть «внутрь себя» и распознать свое внутреннее сознание, которое является божественным. Восприятие, осознание и переживание зависят от состояния нервной системы, которая, в свою очередь, зависит от нашего физического состояния. Физиологические манипуляции с нашим телом и нервной системой могут привести нас к расширению сознания.

    Привлекательная черта Хатха йоги заключается в том, что постоянные изнуряющие упражнения делают наше тело очень гибким. Хатха йога также учит нас, как сознательно регулировать дыхание и циркуляцию крови в организме. Недостатком учения Хатха йоги является то, что настоящее совершенство требует долгих и изнурительных упражнений. Нужен знающий учитель и высокий уровень самодисциплины.

    Хатха йога часто провозглашается как не религиозная. Она признается как укрепляющая физическая техника или как терапевтически ценная система упражнений. Например, Бойнтонский центр здоровья в Миннесотском университете преподносит йогу как «тренировку, объединяющую дух, ум и тело». В действительности это полная противоположность конечной цели йоги, которая заключается в отделении души от тела. Может ли йога помогать при стрессе? Конечно, сам факт, что мы концентрируем внимание не на жизненных проблемах, а на дыхательных упражнениях, может помочь нам расслабиться. Но эта помощь не больше, не меньше той, которую мы получаем от обычного плавания в бассейне. И хотя у нас нет достаточно глубоких знаний для подобных заявлений, можно сказать, что некоторые критики правильно отмечают противоречия в подобном использовании йоги.

    Предположим, моя статья настолько скучная, что вас клонит в сон каждый раз, когда вы беретесь ее читать. Люди, страдающие бессонницей, решают каждый вечер читать мою статью для того, чтобы заснуть. В этом нет ничего плохого. Но если я начну пропагандировать свою статью как средство от бессонницы, тогда у меня будут серьезные проблемы. Многие люди обвинят меня в неэтичности рекламирования моего продукта. Потому что конечной целью статьи не является погружение читателей в сон.

    Некоторые учителя проповедуют йогу мирским способом, лишая ее при этом самой сущности. Иногда они думают, что те или иные физические упражнения сами по себе приведут к расширению сознания и люди получат «осознание своих возможностей» (Махариши Махеш Йоги). Такой подход подразумевает, что последователи постигнут философию, на которой базируется йога, сами по себе. Есть и такие учителя Хатха йоги, которые вообще не заинтересованы в раскрытии философских аспектов йоги. Они преподают йогу как средство улучшения здоровья или увеличения богатства. Последние исследования доказали терапевтическую ценность Хатха йоги, эти данные подтверждены серьезными учеными и огромным количеством исследований. Однако это приводит к неизменному упрощению Хатха йоги. В этом случае для большого числа практикующих упражнения должны быть сведены до минимума, чтобы оказывать лишь терапевтический эффект.

    Только глупец не будет пользоваться занятиями йогой для собственного здоровья. Однако если мы пользуемся йогой лишь в терапевтических целях, возникает правомерный вопрос: «А йога ли это?» Физические упражнения становятся йогой, когда их применяют для расширения и изменения сознания или для ослабления контроля индивидуального сознания. Йога направлена на то, чтобы пережить состояние «единения с богом». Кроме того, индийские школы Хатха йоги делают особое ударение на регуляции дыхательных процессов (пранайаме) и меньше говорят о физических упражнениях (позах или азанасе). В действительности учение Патанджали йоги, которое было записано приблизительно в III веке нашей эры, учение Йажнавалкия, записанное в XIII веке нашей эры, и учение Хатха йоги, которое появилось в XIV веке нашей эры, поддерживают именно дыхательные тренировки как основные для йоги. Патанджали определяет цель йоги как отделение (кайвалия) или изоляцию сознания, которое полностью разделяется с природой. В таком состоянии человек обретает себя в «единственности сознания» с Богом. Йажнавалкия, созданная тысячу лет назад, объясняла йогу как союз нетелесного или «живого» сознания (джива) с «великим сознанием». Глава о физических упражнениях (азанас) является самой маленькой в этом учении

    (18 стихов), в то время как дыхательные тренировки (пранайама) являются основными, им посвящено 80 стихов. Хатха йога Прадипика посвящает только

    40 из 400 стихов физическим позам, в то время как дыхательным упражнениям посвящено 100 стихов.

    Очень важно на данном этапе обсудить этический вопрос: можно ли вообще пропагандировать «духовную» теорию как программу физического совершенствования. Этот вопрос очень важен, так как мы видим, что представление о йоге носит чисто спекулятивный характер. Рядовому обывателю вовсе не интересны рассуждения о природе добра и зла.

    Некоторые из вас спросят, а почему нельзя просто заниматься техникой расширения сознания без решения духовных вопросов, ведь в подобной практике нет ничего плохого, если мы правильно понимаем истинное значение термина «расширенное» или «измененное» сознание. Лунатизм, гипноз, галлюцинации и некоторые формы сумасшествия также являются формами «измененного» сознания. В этих формах сознания тоже нет ничего плохого, даже если их появление не было желанием человека. Но здесь возникает проблема философского порядка. Является ли ваше измененное сознание божественным? Если ваше внутреннее Я не является божественным, тогда при обращении вовнутрь себя вы искали Бога не в том месте. Можно ли называть что-либо духовным, что по своей природе является физическим или физиологическим? Важно ли для вас осознание того, что ваше мировоззрение оказалось неверным? Другими словами, хотели бы вы пройти самое длинное путешествие в своей жизни, пользуясь картой, на которой Запад и Восток или Север и Юг поменялись местами?

Йапа йога: «механический» путь к спасению

    Йапа — это постоянное повторение мантры (слова), обычно это имя Бога или демона. (Может быть, это звучит несколько странно для дуалистов, но если вы верите во всеобщее единство, вам это покажется абсолютно естественным.) В монизме не противопоставляются бог и дьявол, зло не противоречит добру. Движение Хари Кришны является хорошим примером Йапа и Бхакти йоги. Оно содержит имена Кришны и Рамы:

    Хари Кришна, Хари Кришна

    Кришна Кришна, Хари Хари

    Хари Рама, Хари Рама,

    Рама Рама, Хари Хари

    Если мы называем кого-либо или что-либо, тем самым мы отделяем это от остального творения. Гуру (учителя) монизма верят, что есть только одна душа — Бог — и она содержит в себе всех и все. Поэтому они предпочитают не пользоваться специальными именами для обращения к Богу. Они используют символические имена, такие, как «Ом», или пользуются мантрой, значение которой не известно произносящему ее человеку. Это важно, ведь мантра не должна вызывать определенных образов или ассоциаций мышления.

    Основа учения Йапа йоги заключается в следующем. Наш мозг постоянно подвергается атаке различных внешних стимулов, которые проникают внутрь нас через зрение, слух, запах, обоняние и осязание. Органы чувств сообщают нам информацию о внешнем мире — мире майя или обмана. Соединение с внешним миром и с собственным мышлением сковывает нашу духовную сущность. Как же мы можем забыть мир и осознать внутреннее божественное Я? Постоянным повторением определенных звуков (мантры) можно полностью абстрагироваться от внешних воздействий. Это особая концентрация внутренних сил. Если вы будете постоянно повторять мантру, то даже ее звук перестанет быть для вас внешним воздействием. Ваш мозг станет чистым. Вы придете в такое состояние, в котором ничего не будете осознавать и ни о чем не будете думать. Можно назвать это осознанием сознания. Есть и другие названия: «чистое сознание» или «трансцендентное сознание».

    Для того чтобы эта техника привела вас к «богопознанию» внутри себя, вам нужно повторять мантру три или четыре часа в день. Махариши Махеш Йоги, человек, который сделал известной технику трансцендентальной медитации (ТМ), предлагает всего сорок минут в день для всех желающих овладеть этим способом расширения сознания. Эти упражнения должны помочь людям понять суть трансцендентальной медитации и найти «осознание своих возможностей». На более развитых стадиях Махариши предлагает неделю медитации провести в молчании.

    Так как посвящение в ТМ происходит обычно «один на один», многие думают, что это сродни получению «тайного знания». Хотя в действительности все очень просто. Человек, который хочет быть посвященным в ТМ, приносит цветы, сласти, белые салфетки и т. п. Он также платит значительную сумму денег за церемонию пуйа (посвящения). Во время церемонии учитель преклоняется перед фотографией Махариши Махеш Йоги и просит вновь пришедшего также поклониться. Учитель просит благословения у различных богов и богинь, затем дает пришедшему мантру, чтобы тот стал причастен к учению ТМ.

    Обычно мантра — это короткое слово, какое-либо имя индуистского бога, например, Рам или Ом, Хрин, Сринг и Айнг. У этих слов нет значения. По крайней мере медитирующий не знает его и не задумывается над этим значением. Принцип мантры заключается в том, чтобы выйти далеко за пределы мышления или значения, чтобы войти в состояние чистого потока сознания. Медитирующего просят сесть в удобное для него положение, закрыть глаза и медленно, нараспев, повторять мантру: «Рам... Рам.. Рам...», — в течение двадцати минут. Ему говорят, что вначале он забудет о существовании мира, сконцентрировавшись на мантре. Потом он забудет мантру, все мысли и чувства и таким образом войдет в «осознание своего сознания». Это трансцендентальное состояние сознания.

    Через какое-то время медитирующий достигает более высокого состояния сознания, которое называется «космическим сознанием». В этом состоянии он снова начинает ощущать внешний мир и «чистое сознание». После нескольких лет медитации человек может достичь «божественного сознания», в котором он начинает ощущать все нижние уровни материального мира как свои личные. В этом состоянии он даже может общаться с птицами, животными, растениями и скалами. Восприятие внутреннего мира является результатом снижения общей активности нервной системы и организма в целом. В конечном итоге вся нервная система отказывается функционировать, и достигается состояние полного покоя, состояние спокойного осознания. Это и есть состояние, о котором говорится: «Успокойся и познай, что Я — Бог».

    Махеш Йоги развил очень успешную и продаваемую услугу, основанную на одной из техник Йапа йоги. Он утверждал, что эта техника не имеет ничего общего с религией и является чисто научной. Ей можно пользоваться для снятия стресса, достижения полной релаксации, снижения кровяного давления, усиления концентрации внимания, для развития творчества и достижения эффективности деятельности. Он также подчеркивал социальные преимущества ТМ — улучшение взаимоотношений, снижение уровня преступности, полная гармония во всем мире. Все это привело к безусловному принятию техник ТМ в академических, экономических и политических кругах. Некоторому числу посвященных говорилось, что постоянное повторение мантры, которая означает одного из богов индуистского пантеона, поможет им установить связь с миром духов.

    В своей книге «Мир гуру» я рассказываю о своем посвящении в ТМ. Это произошло в гостиной Махариши в Ришикеше в гималайских горах. Я отказался от ТМ по чисто практическим соображениям. Мой эксперимент не увенчался успехом, техника трансцендентальной медитации привела меня к бессоннице. Но у меня также есть сомнения по поводу того, как ТМ воспринимается в этом мире. Неплохо осознавать, что где-то внутри себя мы являемся богами. Но если Бог существует в действительности и все люди являются богами, что происходит с моей уникальностью и индивидуальностью? Я могу быть богом, но куда уходит моя личность? Она тоже нереальна? Во имя обретения «вселенского сознания», которое является единым для всех, я должен распрощаться со своей индивидуальностью? Утверждения о том, что через технику ТМ можно достичь политического, экономического и экологического совершенства, являются очень привлекательными. Но как насчет привилегии остаться самим собой и сохранить свою индивидуальность? Попытка избавиться от индивидуального сознания для того, чтобы соединиться с всеобщим сознанием, кажется мне прямой дорогой к тоталитаризму, а не к политической свободе.